Согласование глагола с именем существительным в роде и числе

Задание 1.

Закончите предложение по образцу

Образец : а) Дождь идет. Дожди идут.

б) Метели метут. Метель метет.

а)

Дождь идет. Дожди . . . .

Яблоко зреет. Яблоки . . . .

Роса освежает. Росы . . . .

Белка прыгает. Белки . . . .

Ракета летит. Ракеты … .

Птица щебечет. Птицы . . . .

б)

Метели метут. Метель .

Ветры дуют. Ветер .

Липы цветут. Липа .

Жуки ползут. Жук .

Медведи ревут. Медведь

Кузнечики стрекочут. Кузнечик … .

Задание 2.

Замените два предложения одним, состоящим из двух слов. (Логопед требует от учащихся использования обобщающих слов.)

Скворец поет.

Соловей поет.

Образец : а) Ландыш цветет. . Фиалка цветет. – Цветы цветут.

–            Ландыш цветет…. Фиалка цветет ….

–            Береза гнется…. Верба гнется….

–            Грач улетел….. Скворец улетел…..

б) Алеша моет лицо. Маша моет лицо. – Дети умываются.

–            Лена надевает платье…. Соня надевает платье….

–            Миша снимает пальто….. Алеша снимает куртку…..

–            Кира снимает туфли…… Женя снимает ботинки……

–            Земляника зреет……Черника зреет…..

–            Яблоки созревают….. Вишни созревают…..

–            Катя расчесывает волосы….. Рита расчесывает волосы…..

–            Коля надевает ботинки….. Митя надевает сапожки…..

–            Сережа плавает в реке….. Петя плавает в реке…..

Задание 3.

Закончите предложения, изменяя по смыслу слово, данное в скобках.

Кошка … Заяц … Малина … 
Кот …(спал)Белка …(бежал)Крыжовник …(зрел)
Котята … Мыши … Яблоки … 
Репа … Ручей … Фонарь … 
Лук …(рос)Река …(шумел)Лампа …(светил)
Дерево … Море … Солнце … 
Овощи … Листья … Светлячки … 

Задание 4.

Вставьте подходящее по смыслу слово:

а) используя слова для справок или картинки (картинки подбирает логопед);

б) самостоятельно.

а)Полз … . Ползла … . Ползло … . Светило … . Светил … .

Светила … . Висел … . Висела … . Висело бушевало. …

бушевал. … бушевала. … взошло. … взошла. … взошел.

Слова для справок : змея, насекомое, уж; месяц, солнце, луна; свитер, кофта, белье; море, океан, буря; солнце, месяц, луна.

б) Надвигался…. Надвигалось…. Надвигалась…. Скрипело … . Скрипел … . Скрипели … . Шумел … . Шумело … . Шумела . . . . Шумели . . . . Болел . . . . Болела . . . . Болело . . . . Болели … . Сохли … . Сохла … . Сохло … . Сох … . Паслось … . Паслись … . Пасся … . Паслась . . . .

Задание 5.

Прослушайте предложения, вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

Вчера … солнышко. Всю неделю … дождь. Ночью на небе … луна. Рита … по тропинке. Коля … на огонь. … холодные ветры. Долго не было дождя. Трава …, дерево …, листья … . Последняя ласточка … . Журавли . . . .

Слова для справок : улетели, улетела, светило, лил, дули, светила, шла, дул, пожелтела, пожелтели, пожелтело.

Задание 6.

Составьте предложения со словами, обозначающими действия предмета.

–            пахла, пах, пахло, пахли; стоял, стояла, стояло, стояли; бурлил,

–            бурлило, бурлили, бурлила; болела, болел, болело, болели; сверкал,

–            сверкала, сверкало, сверкали; стонала, стонал, стонало, стонали;

–            катился, катилась, катилось, катились; раздавался, раздавалась,

–            раздавалось, раздавались; звучал, звучала, звучало, звучали;

–            переливался, переливалось, переливалась, переливались

Задание 7.

Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

а) Набежало… . Скрылось… . Подул… . Помялась… . Потемнел. . . . Полил . . . . Загремел . . . . Сверкнула . . .

Слова для справок : облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

б) Облако … Солнце … Ветер … Пыль … Лес … Дождь …Гром … Молния …

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment