Сложение многозначных чисел в начальных классах

slozhenie mnogoznachnyh chisel v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Изучение техники письменного сложения должно быть соединено с расширением понятия об этом арифметическом действии. Поэтому ознакомление с письменным сложением начинается с объяснения терминов слагаемые и сумма . Эти термины вводятся в речь ученика и благодаря их постоянному употреблению закрепляются.

Письменное сложение производится по определённому правилу. Соблюдение этого правила имеет большое практическое значение: вычислительный труд при этом облегчается и вероятность ошибок уменьшается. Поэтому при объяснении механизма письменного сложения внимание учащихся сосредоточивается на элементах этого правила, и от учащихся требуется точное его выполнение.

В упражнениях учащимся предлагаются различные варианты примеров: без перехода и с переходом через разряды, без нулей и с нулями в слагаемых, с меньшим и большим количеством цифр и слагаемых, с большим числом цифр сначала в первом слагаемом, потом во втором и т. д. Чем разнообразнее варианты, тем глубже понимается учащимися единый принцип их решения.

Особое внимание уделяется решению примеров с тремя, четырьмя и пятью слагаемыми. На этих примерах закрепляются навыки не только письменного сложения многозначных чисел, но и устного сложения однозначных и двузначных чисел с однозначными.

Сначала решаются примеры, в которых слагаемые уже расположены столбиком, а потом предлагаются такие примеры, в которых слагаемые записаны в строчку, и учащимся приходится самим записывать их для вычисления столбиком.

Например: 48639 + 5796 + 64958 + 16078 =

image 102

Подписывание в таких случаях слагаемых друг под другом ставит ученика перед необходимостью приводить в соответствие одноимённые разряды, а это само по себе очень полезное упражнение, закрепляющее знание состава числа.

На этих примерах учащиеся упражняются также в практическом применении пере ме стите ль ного свойства сложения.

Пояснение, которым сопровождается решение примеров на классной доске, может быть подробным и кратким. При подробном пояснении ученик называет разряды тех чисел, которые он складывает.

Такие пояснения требуются от ученика при первоначальных упражнениях в течение первых 2 — 3 уроков.

В дальнейшем дети приучаются к кратким пояснениям — к названию только результатов сложения. Например:

image 103

«6 да 8 = 14, 14 да 6 = 20. 0 пишу, 2 в уме. 2 да 9 = 2 да 4 = 15 да 9 = 24. 4 пишу, 2 — в уме» и т. д. Или ещё короче: «6, 14, 20. 0 пишу, 2 в уме. 2, 2, 15, 24. 4 пишу, 2 — в уме» и т. д.

Проверка сложения производится путём повторного выполнения действия, причём вычисление производится в ином порядке (снизу вверх).

Учащиеся должны научиться производить письменное сложение без ошибок. Контрольная письменная работа на сложение должна включать в себя основные случаи письменного сложения: 1) общий случай сложения (18756 + 4897); 2) случай с нулями в слагаемых (40007 + 60093); 3) сложение 3 слагаемых (38658 + 4976 + 647958).

При обработке результатов контрольной работы устанавливается характер допущенных ошибок и их причины. В зависимости от количества и характера ошибок проводятся дополнительные упражнения в целях ликвидации этих ошибок.

В 4 классе навык письменного сложения совершенствуется . Благодаря упражнениям дети выполняют сложение более уверенно, скоро и без ошибок. В упражнениях даются примеры с большим количеством слагаемых, при решении которых учащиеся пользуются не только переместительным, но и сочетательным свойством сложения.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment