Праздником счастливого детства является нов огодняя ёлка . Этот праздник должен быть особенно весёлым, радостным, красочным, ярким, таким, чтобы впечатление от него надолго сохранилось в памяти детей.
На этом празднике надо особенно подчеркнуть, какими огромными заботами и вниманием окружают детей партия, правительство и лично товарищ Сталин.
Новогоднюю ёлку устраивают во время зимних каникул между 30 декабря и 12 января.
При устройстве праздника ёлки надо руководствоваться следующим:
1. Ни в коем случае не допускать большого скопления детей в зале. Там, где размеры школьного помещения не позволяют разместить всех детей, ёлку надо устраивать в клубах, в кино или в других, достаточно просторных помещениях.
По той же причине рекомендуется устраивать ёлку для каждого или для нескольких классов отдельно.
3. Предусмотреть на празднике угощение детей и раздачу им подарков.
4. Обратить особое внимание на украшение помещения цветами, гирляндами, аппликациями, фонариками, картинками.
5. Обязательно обеспечить на празднике музыку (оркестр, рояль, аккордеон, баян, гармошка, радиола).
Необходимо обратить особое внимание на проведение следующих противопожарных мероприятий:
1) освещать ёлку только электрическими лампочками (ни в коем случае не свечами); заблаговременно проверить исправность электрической проводки; при отсутствии в школе электричества следует устраивать ёлку днём, без освещения, подбирая в этом случае украшения и игрушки для ёлки более яркой расцветки, т, е. наиболее эффектные при дневном освещении;
2) составлять план организованного вывода детей из помещения и держать открытыми все запасные выходы, поставив у каждой двери дежурного;
3) иметь в помещении и около ёлки исправные огнетушители;
4) не вешать на ёлку легко воспламеняющиеся игрушки и украшения; ватные украшения допускать только из огнестойкой ваты;
5) не зажигать в комнате бенгальских огней и разного рода фейерверков;
6) не одевать детей и взрослых в легковоспламеняющиеся костюмы из ваты, марли, бумаги и пр.;
7) размеры ёлки должны соответствовать размерам помещения, чтобы её ветви и верхушка не касались стен и потолка. Во избежание высыхания ветвей не следует вносить ёлку в помещение и украшать раньше, чем за 12 часов до начала праздника;
8) ёлку надо ставить посредине зала или несколько в стороне на устойчивой подставке или в кадке с песком, подложив под подставку лист железа или асбеста;
9) громоздкие игрушки и украшения надо вешать на ёлку внизу, под ёлкой же могут лежать подарки или гостинцы, если на празднике присутствует немного детей.
Обычно детей не сразу вводят в помещение, где стоит ёлка, а направляют в соседние комнаты или классы. Там организуются с детьми различные групповые игры и аттракционы: «Два мороза», «Заяц без логова», «Иголка, нитка и узелок», «Метание мешочков» и т. д. В это же время можно разучить с детьми 1—2 танца и песню, которые после будут исполняться вокруг ёлки.
Когда все дети соберутся, руководитель с помощниками строит их парами или цепочкой для входа в зал — младшие впереди, а старшие сзади.
В зале детей ждёт музыка. Под бодрый марш дети входят в зал один за другим, двигаясь колонной или «поездом». В последнем случае они становятся гуськом, положив руки на плечи передним. В зале полумрак. Ёлка не зажжена. Все идут медленно, спокойно вокруг зала. Когда все войдут, шествие останавливается.
Руководитель предлагает детям повернуться лицом к ёлке и «зажечь» её. Но зажигать надо особенным образом. Все должны дружно, хором сказать «Ёлочка, зажгись!»
По знаку руководителя дети говорят эти слова, но ёлочка не зажигается. Все стоят в недоумении. Не понимают, в чём дело. Руководитель поясняет, что по-видимому не все дружно зажигали ёлку. «Попробуем ещё раз сказать: «Ёлочка, зажгись!» По взмаху руководителя дети второй раз говорят эти слова, и ёлочка опять не зажигается. Тогда руководитель заявляет, что он прочтёт коротенькие стихи, в конце которых все должны как можно дружнее сказать: «Ёлка, зажгись!» и захлопать в ладоши.
Руководитель говорит текст И. Н. Добровольского:
Веселиться, играть, Отдыхать, танцевать Мы сегодня сюда собрались. Скажем ёлке дружней: — Миллионом огней, Новогодняя…
Все: «Елка, зажгись!» (хлопают в ладоши). Елка, к всеобщему удовольствию, зажглась. Это незаметно включил электричество один из помощников руководителя, стоявший у выключателя.
Затем идёт вызывание деда-Мороза, который должен быть сегодня в гостях у детей и, может быть, даже со своей внучкой — Снегурочкой.
Двери широко раскрываются и под бодрую музыку в зал входит улыбающийся, приветливый дед-Мороз (кто-либо из взрослых), одетый в сказочный белый костюм, с большим меховым воротником, с широким пёстрым поясом-шарфом, в меховой шапке. На руках у деда-Мороза варежки, на ногах — валенки, за плечами — мешок и маленькая ёлочка. Усы и борода у него льняные или из мочалы (если нельзя сделать из белых волос). Входит дед в сопровождении детей, одетых в карнавальные костюмы: «зайчат», «белочек», «лисичек», «медведя» и т. д.
Дед-Мороз приветствует детей, обходит их, поздравляет с праздником. Начинаются массовые игры и танцы вокруг ёлки. Дети берутся за руки и образуют один-два круга и ведут хоровод, распевая одну из заученных ёлочных песен («В лесу родилась ёлочка» муз. Л. Бекман, «Елка» муз.
Раухвергера, «Как весело, как весело» муз. М. Красева, «Елочка» муз. Голь- денберга, «Наша новогодняя» муз. Красева).
Вслед за этим дед-Мороз со своими «зверями» может провести хоровод «Мы на ёлку шли» муз. М. Смузикова, слова А. Аи .
После хоровода начинается игра «Медведь и зайцы». Дети образуют один круг и стоят, опустив руки, — это зайцы. Внутри круга остаётся один медведь. Он усаживается под ёлкой и спит. Зайцы под музыку польки или плясовой скачут вокруг ёлки, подражая движениям деда-Мороза или руководителя, останавливаются, прислушиваются; снова скачут на одной или двух ногах; вертятся на одном месте, приседают, машут лапками. Вдруг раздаётся сигнал-тревога (хлопок, свисток, аккорд на инструменте). Все зайцы немедленно замирают и стоят, не шевелясь. Музыка тоже останавливается. Медведь, проснувшись, встаёт, потягивается и медленно, не спеша, идёт вокруг ёлки под торжественную спокойную музыку («В пещере горного короля» муз. Грига или медленный марш) и зорко смотрит по сторонам. Кто из зайцев пошевелится — того медведь забирает с собой и усаживает под ёлкой. Вдруг опять сигнал… Медведь усаживается на прежнем месте, а зайцы снова начинают прыгать вокруг ёлки. Так повторяется до трёх раз. После третьего раза взятые в плен зайцы должны отыграться по очереди: плясать, сказать стихи или скороговорку, спеть, поклониться всем три раза подряд, проскакать на одной ножке, повернуться кругом три раза и т. д. После этого избирают нового медведя из тех, кто не был в плену, и игра проводится снова.
Первая фигур а . На первую четверть такта, приподнявшись на носки, танцующие скользят правой ногой вперёд и вправо, приставляя одновременно левую ногу сзади правой; на вторую четверть ещё раз скользят правой ногой, не подтягивая к ней левой (всё это движение называется «па шассе»).
То же самое затем делают с левой ногой, вперёд и влево на следующие две четверти такта.
После этого на четыре четверти (два такта) делают вперёд по кругу четыре простых шага, начиная с правой ноги.
Вся первая фигура повторяется два раза.
Вторая фигур а . Танцующие в парах становятся лицом друг к другу, боком, по кругу: одни стоят к центру лицом, другие — спиной. Обе руки кладут себе за спину.
На первую четверть такта, повернувшись направо, скользят правой ногой вправо, приставляя одновременно к ней левую ногу; на вторую четверть ещё раз скользят вправо правой ногой, но левую ногу не приставляют («па шассе»).
То же самое делают, повернувшись налево, с левой ноги влево.
Делая эти два па, смотрят всё время друг на друга.
После этого танцующие в парах меняются местами, делая на 2 такта (четыре четверти) 4 простых шага, начиная с правой ноги и встречаясь правым плечом.
На новом месте опять повторяют полностью все эти движения, возвращаясь затем четырьмя шагами на свои места и, становясь в это время в первоначальное исходное положение, опять берутся за руки.
Танец начинается снова.
После танца может быть проведена ещё одна игра — «Домики и зайцы». Дети образуют вокруг ёлки кружки по 4—5 человек. Это будут домики. Внутри каждого домика стоит заяц. Руководитель не имеет домика. Он собирает к себе всех зайцев и под плясовую музыку ведёт их за собой гуськом между домиками, которые в это время кружатся на своих местах вправо и влево, держась за руки, останавливаются, хлопают в ладоши. Неожиданно раздаётся сигнал или останавливается музыка. «Кружочки» стоят, держась за руки, а зайцы вбегают в любые домики. Руководитель тоже занимает какой-нибудь домик. Кто из детей остался без домика, тот проигрывает и должен отыграться — выполнить какое-нибудь задание. После этого внутри кружочков-домиков становятся новые зайцы, и игра продолжается. Цепочку зайцев ведёт всё время руководитель. Эту роль может взять на себя дед-Мороз.
Небольшой список участвующих в самодеятельности должен быть составлен заранее.
Дети могут прочесть стихи; «Зима» А. С. Пушкина («Вот север тучи нагоняя»), «Мороз воевода» Н. Некрасова, «Сто одёжек» А. Барто. «Карусель» С. Маршака, Ёлка» О. Высотской, «Ёлка» А. Барто, «Первая ёлка» С. Дрожжина, «Первый снег» З. Александровой, «Зима («Белый снег пушистый») И. Сурикова.
Кто-нибудь из взрослых расскажет сказку: «Снегурочка», «Морозко» (русские сказки), «Медведь-музыкант» (карельская сказка) и др.
Дед-Мороз может сказать свои стихи: «Песенка Мороза» О. Высотской, а затем загадать детям несколько загадок: 1. Что один раз в год наряжают? (Ёлку.) 2. Не руками цветы посажены, не политы, а растут. (Морозные узоры.) 3. Не зверь, а воет. (Вьюга.) 4. Сердитый старик по дорогам ходит, за нос всех хватает. (Мороз.) 5. Запрятались голышки в мохнатые мешки. (Пальцы в перчатках.) 6. На горбатых братцах дети потешаются. (На лыжах.)
Тому, кто отгадает больше загадок, дед-Мороз выдаёт призы — игрушки или гостинцы.
Группа детей может показать: инсценированную басню («Квартет», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей»); песню-пляску , «Елка» муз. Раух- вергера, «Хлопушки» муз. Красева, «Льдинки» муз. Красева; физкультурную пирамиду «Живая ёлка» ; несложный танец или цирковое выступление ряженых.
Художественную программу можно закончить общим массовым пением знакомой детям ёлочной песенки: «Ёлочка новогодняя» муз. Красева, «Ёлочная песенка» муз. Блантера, «Песенка про ёлочку» муз. Потолов- ского, «Наша ёлка» муз. Дм. Покрасс и др.
После этого дети строятся и идут к выходу, где дед-Мороз с помощниками приготовили для них подарки. Раздачу подарков надо провести быстро без задержки.
Получив подарки и гостинцы, дети расходятся по домам.
На празднике — ко н ец уче б ног о год а школа отчитывается в проделанной за год работе. Устраивается выставка детских работ: лучших письменных работ, тетрадей, рукоделья, рисунков, самодельных технических игрушек, авиамоделей и т. д.
На праздник приглашаются родители и представители общественности. В стенной газете подводится итог всей работы, помещаются портреты лучших учителей, учеников, родителей. Гости рассматривают выставку, знакомятся с учениками, которые до начала торжественной части, во время сбора, участвуют в различных развлечениях в помещении школы или на площадке.
Интереснее всего проходят аттракционы и парные игры (поединки).
Лабиринт . На площадке ставят гуськом 7—10 городошных чурок, на расстоянии 1/2—1 м одна от другой. Каждая чурка стоит в маленьком кружке. На черте перед одной из крайних чурок стоит игрок с завязанными глазами. Его задача — пройти между чурками, огибая по очереди то одну, то другую, и вернуться обратно таким же способом.
Выигрывает тот, кому удастся пройти туда и обратно, не сбив ни одной чурки.
Метание мешочков . Из плотной материи шьют мешочки размером 10 х 15 см. Внутрь мешочков насыпают горох или крупный песок не очень плотно и прошивают в разных местах так, чтобы было плоско. Играющий получает эти мешочки и становится на черту. В 3 м от черты стоит табуретка. Надо бросать эти мешочки по одному так, чтобы не меньше трёх из них легли на табуретку.
Пер етягивание верёвки . Двое играющих становятся друг против друга, берут в руки верёвку длиной в 2—3 м. Середина верёвки отмечена тесьмой, в 4— 5 м за каждым игроком стоит в кружочке кегля или городошная чурка. По знаку руководителя оба играющих тянут свой конец верёвки, не перехватывая за её середину и стараясь дотянуться до своей кегли. Кто сумеет добраться до своей кегли и поднять её вверх, не отпуская верёвки, тот считается победителем.
Торжественная часть праздника начинается кратким докладом, приветствиями и рапортами детей. Затем следует выдача отличникам грамот и подарков (портретов, бюстов, ценных книг, рисовальных, письменных и рукодельных принадлежностей, конструкторов, настольных игр и т. д.).
Заканчивается торжественная часть пением «Гимна СССР».
После небольшого перерыва начинается художественная часть — программа самодеятельности. Она должна являться результатом годовой работы школы и включать всё самое лучшее, самое интересное и разнообразное. Продолжительность её должна быть не более 45—60 минут.
В программе праздника следует также предусмотреть физкультурные упражнения и соревнования, которые желательно провести после художественной части на площадке.
Массовые игры под музыку тоже следует провести на площадке и построить примерно следующим образом.
Позы (игра). Дети образуют 2—3 концентрических круга. Внутри — руководитель (водящий). Под марш, польку или танцевальную музыку круги идут шагом в разных направлениях, подражая движению водящего. По сигналу (свисток, аккорд) все должны остановиться и стоять в той позе, какую заранее назначил руководитель: поднять руку, сделать выпад, присесть, нагнуться.
Кто позже всех станет в позу, тот идёт водить или должен отыграться — выполнить какое-нибудь задание. После этого игра продолжается.
Карусель (хороводная игра). Дети становятся парами, лицом к центру, образовав два круга: один из пары стоит во внутреннем кругу, другой — во внешнем, слева от своей пары. Внутренний круг берётся за руки. Внешний — руки опустил. Разучивают сначала слова хоровода, чётко, не спеша.
«Вот на площади веселье…»
На эти слова внутренний круг, подняв соединённые руки вверх, делает назад — наружу — 4 шага, а внешний проходит у него под руками слева — к центру круга, тоже делая 4 шага.
На следующие слова:
«Запестрели карусели…»
Круг, оказавшийся внутри, берётся за руки и, подняв их вверх, идёт наружу, а оказавшиеся снаружи опускают руки и идут у него под руками справа к центру круга, обратно на своё место, где опять берутся за руки.
На слова
«А народ жужжит, как шмель:
Ах, какая карусель» —
дети повторяют все эти движения ещё раз.
После этого дети, стоящие в наружном кругу, поворачиваются направо, правые руки вытягивают в сторону, а кисть левой руки кладут на кисть левой руки своей пары, стоящей во внутреннем кругу. Внутренний круг держится за руки. Оба круга идут вправо сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее, говоря хором слова:
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели, А потом кругом, кругом — Всё бегом, бегом, бегом».
На последние слова идут мелким бегом. Затем постепенно замедляют бег на слова: «Тише, тише, не спешите, Карусель остановите».
И наконец, на слова:
«Раз, два, раз и два —
Вот и кончилась игра» —
карусель переходит на тихий шаг и совершенно останавливается. Круги меняются местами. Кто был снаружи, становится внутри и берётся с соседями за руки, а кто был внутри, становится снаружи и руки опускает.
Так хоровод проводится два-три раза подряд. Можно проводить его с пением, взяв в основу, например, мелодию песни «Канава» или «Частушки».
Затем следует танец.
Полька «Бабочка» (музыка — любая полька). Пары стоят лицом вправо по кругу — пара за парой. Стоящий в паре справа вытягивает левую руку влево на высоте плеча, а правую руку поднимает вверх. Стоящий слева берёт свою пару левой рукой за левую руку, а правой — за правую. Ноги у обоих сомкнуты, каблуки вместе.
Первая ф игур а . Танцующие поворачиваются направо кругом так, чтобы оказаться лицами в противоположные стороны и чтобы стоящий справа оказался несколько впереди и слева от своей пары, причём правая рука его вытягивается вправо на высоте плеча, а левая сгибается и поднимается до уровня головы. Оба смотрят в сторону поворота и на первую четверть первого такта прямую правую ногу ставят вперёд на носок; на вторую четверть ставят согнутую в колене правую ногу на носок рядом с левой.
На две четверти второго такта топают на месте 3 раза подряд — правой, левой, правой ногой и одновременно поворачиваются налево кругом, чтоб стать лицом по кругу в первоначальном положении, поменяв соответственно положение рук.
На третий такт повторяют движения первого такта, но стоят лицом по кругу и начинают с левой ноги.
На четвёртый такт повторяют движения второго такта, но топать начинают с левой ноги, поворачиваясь одновременно направо кругом.
На 5, 6, 7 и 8-й такты повторяют движения 1—4 тактов в том же положении и в той же последовательности, но в конце 8-го такта, топая три раза подряд, не поворачиваются, а продолжают оставаться лицом по кругу.
Втор ая фигура . На 9—16-й такты делают вперёд по кругу восемь па польки (пробежкой), начиная с правой ноги. Руки держат, как в исходном положении (па польки можно заменить обычным физкультурным переменным шагом или «па шассэ», см. выше танец «Конькобежцы»).
В конце останавливаются и начинают танец снова.
Массовую часть можно закончить игрой.
Музыкальные зм ейки . Играющие становятся в колонну по четыре, образуя четыре змейки-колонны. В змейках игроки стоят в затылок.
Руководитель даёт каждой змейке мелодию, например: 1-й — «Полянка», 2-й — «Лявониха», 3-й — «Гопак», 4-й — «Яблочко». Как только аккомпаниатор начнёт играть какую-нибудь мелодию, тотчас та колонна, чью мелодию играют, уходит со своего места в любом направлении. Ведёт её тот, кто стоит впереди.
Но вот заиграли другую мелодию. Моментально двигавшаяся колонна останавливается и начинает идти та, чья мелодия исполняется.
Так колонны двигаются, переплетаясь много раз.
Неожиданно раздаётся сигнал свистком или команда: «По местам». Все змейки должны выстроиться на своих первоначальных местах.
Выигрывает та змейка, которая построится раньше всех.
Затем игра проводится снова.
После трёх-четырёх раз руководитель заканчивает игру, организуя общее шествие всех участников сначала цепочкой, а затем спиралью, переходящей в клубок. Все останавливаются, поют общую массовую популярную песню и расстаются с пожеланиями хорошо провести лето, окрепнуть, отдохнуть, чтобы с новыми силами начать следующий учебный год.
День урожая — особый праздник, имеющий в колхозах и совхозах большое значение. На нём подводятся итоги работы за весь год и ставятся задачи на будущее как в отношении поднятия урожайности, продуктивности и товарности полей, огородов, садов, ферм и т. д., так и в отношении дальнейшего улучшения жизни колхозников.
Немецкие фашисты причинили колоссальный ущерб всему советскому хозяйству, в том числе колхозному и совхозному. Много нужно было поработать, чтобы восполнить этот ущерб. Прежде всего нужно было восстановить разрушенное хозяйство. Но этого мало. Сталинский план восстановления и развития народного хозяйства требовал, чтобы уровень довоенной продукции не только был восстановлен, но и намного превышен.
Школьники принимают активное участие в жизни своего колхоза и совхоза, помогают взрослым ухаживать за посевами, за птицами, за животными. Такое же деятельное участие они должны принять и в празднике урожая. На общей колхозной или совхозной выставке школа должна иметь свой уголок, в котором покажет результаты своей работы.
В карнавальном шествии нарядная колонна детей во главе с гармонистом должна идти впереди, оформленная цветами, колосьями, венками.
На празднике взрослые должны уделить детям достаточное внимание, отвести им особое место, обеспечить участие в общей программе праздника и угощение.
Дети могут выступить в художественной программе с тем, что было ими приготовлено ещё зимой. Они могут исполнить: «Гимн СССР», «Песню о Сталине» муз. Блантера, «Летняя физкультурная» муз. Старокадомского, «Летняя» муз. Красева, «Земелюшка-чернозём» переложение А. Лядова, «Сеяли девушки яровой хмель» муз. обр. Гречанинова, «Пойду ль выйду ль я» муз. обр. А. Лядова, «Ходила младёшенька по борочку» муз. обр. Римского-Корсакова; стихи — «Деревенский кулак»
Н. Некрасова, «Родная страна» Антона Пришельца, «Слово об отчизне» М. Исаковского, «Стрекоза и муравей» И. Крылова, «На озере» В. Малкова и др.
Дети могут исполнить нетрудный хороводный танец «Работяшенька» , «Калинка», «Полянка», «От села до села».
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова