Для сознательного и прочного усвоения знаний очень важно, чтобы ученик в самом начале работы над усвоением того или иного материала, начиная с процесса восприятия, проявлял возможно больше самостоятельности и инициативы. Чтобы создать необходимые для этого условия, некоторый учебный материал полезно давать ученикам для самостоятельного первичного восприятия и осмысливания до того, как он будет объяснен учителем. Самостоятельная работа над новым материалом – это проба сил ученика.
Она возбуждает его интеллектуальную активность и часто увлекает своей загадочной перспективой: «справляюсь ли я сам с этим заданием?» «Сегодня мы научимся решать такие примеры на умножение, в которых множитель имеет в середине на месте десятков или сотен нули: например, 628 x 407; 529 x 5006. Попробуйте сами разобраться в решении такого примера и объяснить способ решения. Для этого откройте задачник на странице 15. Найдите задачу № 76. Рассмотрите внимательно ее решение и вычисления. Продумайте ответ на поставленные к решению вопросы».
Открыв задачник, дети находят под указанным номером решение примера:
425ц
x 102
——
850
425
——–
43350ц
Они рассматривают и анализируют его, продумывают ответы на поставленные вопросы, и в результате, этого сами находят способ умножения на число с нулями в середине.
В данном случае стимулом является связь новой работы с предшествующим учебным опытом школьника, с познавательными его интересами, созданными обучением: ученик уже умеет умножать на трехзначное число, где каждое последующее неполное произведение записывается с отступлением влево на одну цифру. А в этом примере эта закономерность нарушена: второе неполное произведение записано с отступлением на две цифры влево, Почему? Поиски ответа проходят с глубоким вниманием, с повышенной активностью мышления,
После такой самостоятельной работы ученики оказываются хорошо подготовленными к объяснению учителя; на долю учителя часто остается только внести некоторые уточнения и исправления, выделить существенные признаки в способе умножения, дать объяснение в связном изложении и сделать обобщение в виде соответствующего правила.
Приведем еще пример самостоятельной работы учеников над новым учебным материалом. «Вы умеете, — говорит учитель, — решать более легкие примеры на сложение составных именованных чисел. А сегодня мы научимся решать более трудные примеры на это действие. Попробуйте сами разобраться в таких примерах. Для этого откройте страницу 41 учебника и найдите упражнение № 273. Там дано решение двух примеров. Посмотрите на числа первого и второго примеров и сравните их. Потом посмотрите решения и тоже сравните их. Продумайте ответы на поставленные там вопросы».
Открыв задачники, ученики находят на указанной странице следующие примеры: 5км 68м
+ 2км 75м
———–
7км 143м
5м 68см
+ 2м 75см
———–
8м 43см
Ученики рассматривают эти примеры, сравнивают их, анализируют, находят в них общее и различное. Так осмысливается ими способ решения примеров, в которых слагаемые даны без нулей на месте отсутствующих разрядов.
Опыт показывает, что применение такого методического приема повышает познавательную активность всех учеников. Столкнувшись с трудностью, ученик начинает работать с еще большим напряжением, и если кому-либо не удается преодолеть трудность самостоятельно, то он с удвоенным интересом и вниманием ждет разрешения своих недоумений в ответах товарищей или в объяснениях учителя.
К такому стилю работы следует приучать детей с I класса, применяя его при решении как примеров, так и задач.
Для первичного самостоятельного восприятия и осмысливания целесообразно давать только такой учебный материал, самостоятельная работа над которым посильна для детей, к которому они подготовлены предшествующей работой или своим жизненным опытом.
Большинство упражнений выполняется учениками также в порядке самостоятельной работы. Только первые упражнения, идущие вслед за объяснением, проводятся под непосредственным руководством учителя и с его помощью, остальные упражнения выполняются детьми самостоятельно. Решение примеров следует в полной мере использовать для развития самостоятельности и инициативы учеников, постепенно повышая требования к их самостоятельности, усложняя учебный материал, усложняя и задания, предлагаемые для самостоятельного решения учениками. Например, при изучении вычитания многозначных чисел сначала даются примеры, в которых указано все необходимое: и числа, и знак действия, и порядок записи: 5672
– 1385
——
Потом дается пример в строчку 43 184 — 10 296, который ученики должны записать столбиком для выполнения действия; затем дается пример без указания знака действия: вычесть 375 из числа 468; далее предлагаются примеры с заданием: найти разность чисел, уменьшить данное число на несколько единиц и т.д.
В дальнейшем пример на вычитание дается в виде уравнения X + 4 683 = 9 795, затем включается в сложный пример, где наряду с вычитанием ученику приходится выполнять и другие действия. Тщательный подбор материала содействует выработке умений применять знания в новых условиях, помогает детям рассуждать, переключаться, преодолевать инерцию того или иного навыка.