Руководство учебно-воспитательной работой в начальных классах

rukovodstvo uchebno vospitatelnoj rabotoj v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Руководство заведующего должно быть конкретным и оперативным. Неослабный контроль за работой всей школы, каждого класса и каждого учителя необходимо сочетать с конкретной методической помощью. С этой целью заведующий тщательно анализирует уроки учителей. При посещении уроков заведующий должен особое внимание обращать на научную и идейную сторону преподавания, а также на методы преподавания и воспитания в процессе обучения. Наряду с этим заведующий школой должен уделять достаточное внимание анализу знаний учащихся, для чего периодически проводит совместно с учителем проверочные работы и опрос детей.

Перед посещением урока заведующий знакомится с планом урока. Свои наблюдения он может фиксировать или в форме сплошной записи, последовательно, по ходу урока, или записывать свои наблюдения по заранее намеченным рубрикам, например:

Дата………. Класс…………. Предмет………….

Содержание урока………

1.     Научная и идейная стороны преподавания

2.     Положительные и отрицательные моменты в методах и приёмах работы и поведении учителя на уроке

3.     Внимание, интерес, активность и дисциплина учащихся на уроке

4.     Знания и навыки учащихся

5.     Работа с отстающими на уроке

6.     Воспитательная работа

7.     Результаты урока

8.     Указания учителю

Записи должны быть краткими и конкретными. Для записи наблюдений уроков, выводов и указаний по ним заведующий школой имеет особую тетрадь, или журнал, которые хранятся в делах школы.

В целях наблюдения за успеваемостью детей заведующий систематически просматривает классные журналы, тетради и дневники учащихся. Анализ классных журналов даёт возможность заведующему видеть, как успевают отдельные ученики, как успевает класс в целом, какова система учёта знаний учащихся и как выполняются учителем государственные программы. Анализ тетрадей учащихся даёт возможность знать каждого ученика, заметить его продвижение или отставание, установить направляющую роль учителя, видеть, правильно ли оценивает учитель знания ученика, и определить качество применяемой учителем системы письменных работ. Для просмотра можно сначала взять тетради одного учителя и разобрать их, потом перейти к тетрадям других учителей. Не менее полезно организовать одновременный просмотр тетрадей всех учителей, причём очень важно привлечь их самих к анализу и оценке ученических работ. Анализ тетрадей можно производить в различных направлениях: со стороны системы и качества знаний учащихся, со стороны каллиграфии, аккуратности выполнения, со стороны оценки успеваемости и пр.

Результаты просмотра и анализа заведующий фиксирует в той же тетради, где ведётся запись о посещении уроков. Анализ дневников учащихся дополняет полученные заведующим выводы о работе учителя и каждого ученика.

Заведующий докладывает на педагогических совещаниях о результатах посещения уроков и просмотра классных журналов, тетрадей и дневников учащихся, анализирует учебно-воспитательную работу, освещает опыт работы лучших учителей и вносит на обсуждение мероприятия, связанные с предупреждением отставания отдельных учащихся. Решения педагогического совещания по этим докладам должны содержать конкретные предложения, направленные на устранение выявленных недостатков, на улучшение учебно-воспитательной работы в школе.

Особое внимание и помощь заведующий школой должен оказывать начинающим учителям. Молодого учителя иногда затрудняет составление плана урока, подбор и изготовление дидактического материала к уроку; он нуждается в указаниях со стороны заведующего о том, какую методическую литературу прочитать, как разрешить тот или иной практический вопрос, возникший в процессе его учебно-воспитательной работы с учащимися. Особенно необходимо помочь учителю при прохождении трудных разделов программы: дать указания относительно объёма материала, построения и последовательного хода урока, методов и приёмов, которые надо применить, помочь в оборудовании урока и т. д.

Важнейшую роль в осуществлении коммунистического воспитания детей играет правильно поставленная в школе пионерская работа. Заведующий должен помочь пионервожатому составить план работы отряда. Учителя по указанию заведующего принимают участие в работе пионерской организации — в проведении с пионерами бесед, чтения художественной литературы, организации художественных постановок, в работе по выпуску стенной газеты, по составлению альбомов и т. д.

Руководство внеклассной работой со стороны заведующего заключается в том, что он выделяет из состава учителей руководителей отдельных кружков, обеспечивает занятия в кружках необходимым материалом и пособиями, помогает руководителю кружка в составлении плана работы, контролирует работу кружков как путём личного посещения кружковых занятий, так и постановкой отчётных докладов руководителей на педагогических совещаниях. Заведующий помогает пионервожатому и выделенным учителям в организации и проведении намеченных планом детских утренников, революционных праздников и памятных дней, заботится о том, чтобы школа была к этим дням соответствующим образом оформлена, украшена.

Особое место во внеклассной работе с детьми занимает библиотека. В обязанности заведующего входит заботиться о том, чтобы библиотека ежегодно пополнялась детской литературой, чтобы дети систематически читали, чтобы работа библиотеки органически входила в учебно-воспитательную работу школы.

На основании общешкольного плана каждый из учителей составляет подробный план внеклассной воспитательной работы в своём классе.

В целях контроля за выполнением плана работы школы в целом и работы каждого учителя заведующему целесообразно иметь месячный план своей работы. Этот план должен носить характер дневника, составленного примерно по следующей форме:

Дата

Что делать

Конкретные замечания

Исполнение

 

 

 

 

 

Основные вопросы работы школы обсуждаются и решаются на педагогических совещаниях.

В состав педагогического совещания входят все учителя данной школы и пионервожатый. В заседаниях педагогических совещаний могут принимать участие районный школьно-санитарный врач и представители общественных организаций, сельского совета, колхоза и родителей. Педагогическое совещание организуется под председательством заведующего школой. Обязанности секретаря педагогических совещаний исполняет один из учителей.

Заведующий школой обязан созывать педагогические совещания не реже одного раза в месяц.

На педагогическом совещании могут обсуждаться следующие вопросы: утверждение годового плана работы школы; заслушивание и обсуждение докладов учителей о выполнении учебной программы, о методах преподавания, знаниях и поведении учащихся; о воспитательной работе в школе и семье, о внеклассной работе с детьми; о мероприятиях по выполнению школой директив партии и правительства, указаний и распоряжений Министерства просвещения и его местных органов; об итогах учебной и воспитательной работы школы за четверть, за полугодие, за год; о подготовке к переводам и экзаменам; об итогах перевода учащихся из класса в класс и об итогах экзаменов; о присуждении отличникам наград; о состоянии дисциплины в школе, отдельных случаях нарушения дисциплины и мерах воздействия.

Каждый член педагогического совещания может внести на рассмотрение совещания вопросы, связанные с учебно-воспитательной работой и хозяйственно-организационной жизнью школы. Все вопросы на заседании решаются большинством голосов при открытом голосовании.

Для протоколов педагогических совещаний необходимо иметь особую книгу. Все протоколы заседаний должны подписываться председателем совещания и секретарём. В каждом протоколе указываются фамилии лиц, присутствующих на заседании.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment