Руководство заведующего должно быть конкретным и оперативным. Неослабный контроль за работой всей школы, каждого класса и каждого учителя необходимо сочетать с конкретной методической помощью. С этой целью заведующий тщательно анализирует уроки учителей. При посещении уроков заведующий должен особое внимание обращать на научную и идейную сторону преподавания, а также на методы преподавания и воспитания в процессе обучения. Наряду с этим заведующий школой должен уделять достаточное внимание анализу знаний учащихся, для чего периодически проводит совместно с учителем проверочные работы и опрос детей.
Перед посещением урока заведующий знакомится с планом урока. Свои наблюдения он может фиксировать или в форме сплошной записи, последовательно, по ходу урока, или записывать свои наблюдения по заранее намеченным рубрикам, например:
Дата………. Класс…………. Предмет………….
Содержание урока………
1. Научная и идейная стороны преподавания
2. Положительные и отрицательные моменты в методах и приёмах работы и поведении учителя на уроке
3. Внимание, интерес, активность и дисциплина учащихся на уроке
4. Знания и навыки учащихся
5. Работа с отстающими на уроке
6. Воспитательная работа
7. Результаты урока
8. Указания учителю
В целях наблюдения за успеваемостью детей заведующий систематически просматривает классные журналы, тетради и дневники учащихся. Анализ классных журналов даёт возможность заведующему видеть, как успевают отдельные ученики, как успевает класс в целом, какова система учёта знаний учащихся и как выполняются учителем государственные программы. Анализ тетрадей учащихся даёт возможность знать каждого ученика, заметить его продвижение или отставание, установить направляющую роль учителя, видеть, правильно ли оценивает учитель знания ученика, и определить качество применяемой учителем системы письменных работ. Для просмотра можно сначала взять тетради одного учителя и разобрать их, потом перейти к тетрадям других учителей. Не менее полезно организовать одновременный просмотр тетрадей всех учителей, причём очень важно привлечь их самих к анализу и оценке ученических работ. Анализ тетрадей можно производить в различных направлениях: со стороны системы и качества знаний учащихся, со стороны каллиграфии, аккуратности выполнения, со стороны оценки успеваемости и пр.
Результаты просмотра и анализа заведующий фиксирует в той же тетради, где ведётся запись о посещении уроков. Анализ дневников учащихся дополняет полученные заведующим выводы о работе учителя и каждого ученика.
Заведующий докладывает на педагогических совещаниях о результатах посещения уроков и просмотра классных журналов, тетрадей и дневников учащихся, анализирует учебно-воспитательную работу, освещает опыт работы лучших учителей и вносит на обсуждение мероприятия, связанные с предупреждением отставания отдельных учащихся. Решения педагогического совещания по этим докладам должны содержать конкретные предложения, направленные на устранение выявленных недостатков, на улучшение учебно-воспитательной работы в школе.
Важнейшую роль в осуществлении коммунистического воспитания детей играет правильно поставленная в школе пионерская работа. Заведующий должен помочь пионервожатому составить план работы отряда. Учителя по указанию заведующего принимают участие в работе пионерской организации — в проведении с пионерами бесед, чтения художественной литературы, организации художественных постановок, в работе по выпуску стенной газеты, по составлению альбомов и т. д.
Особое место во внеклассной работе с детьми занимает библиотека. В обязанности заведующего входит заботиться о том, чтобы библиотека ежегодно пополнялась детской литературой, чтобы дети систематически читали, чтобы работа библиотеки органически входила в учебно-воспитательную работу школы.
На основании общешкольного плана каждый из учителей составляет подробный план внеклассной воспитательной работы в своём классе.
Дата |
Что делать |
Конкретные замечания |
Исполнение |
|
|
|
|
Основные вопросы работы школы обсуждаются и решаются на педагогических совещаниях.
В состав педагогического совещания входят все учителя данной школы и пионервожатый. В заседаниях педагогических совещаний могут принимать участие районный школьно-санитарный врач и представители общественных организаций, сельского совета, колхоза и родителей. Педагогическое совещание организуется под председательством заведующего школой. Обязанности секретаря педагогических совещаний исполняет один из учителей.
Заведующий школой обязан созывать педагогические совещания не реже одного раза в месяц.
На педагогическом совещании могут обсуждаться следующие вопросы: утверждение годового плана работы школы; заслушивание и обсуждение докладов учителей о выполнении учебной программы, о методах преподавания, знаниях и поведении учащихся; о воспитательной работе в школе и семье, о внеклассной работе с детьми; о мероприятиях по выполнению школой директив партии и правительства, указаний и распоряжений Министерства просвещения и его местных органов; об итогах учебной и воспитательной работы школы за четверть, за полугодие, за год; о подготовке к переводам и экзаменам; об итогах перевода учащихся из класса в класс и об итогах экзаменов; о присуждении отличникам наград; о состоянии дисциплины в школе, отдельных случаях нарушения дисциплины и мерах воздействия.
Каждый член педагогического совещания может внести на рассмотрение совещания вопросы, связанные с учебно-воспитательной работой и хозяйственно-организационной жизнью школы. Все вопросы на заседании решаются большинством голосов при открытом голосовании.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова