Ручной труд в начальном обучении

ruchnoj trud v nachalnom obuchenii Обучение в советской школе

Ручной труд не входит в учебный план начальной школы в качестве отдельного предмета. Но он широко применяется в практических занятиях почти по всем учебным предметам, особенно по естествознанию и географии. Изготовление простейших пособий и различного рода иллюстраций к учебному материалу, проведение лабораторных работ, опытов, выращивание растений — всё это требует ручного труда детей.

Правильно применяемый в школе ручной труд имеет большое образовательное и воспитательное значение. Он способствует всестороннему развитию детей, совершенствует их умственные и физические силы. Ручной труд развивает наблюдательность, воображение, творчество детей и имеет исключительное значение для воспитания волевых качеств: самостоятельности, стойкости, уверенности в своих силах и бодрости. В трудовых процессах дети приобретают правильные представления о предметах и их свойствах, знакомятся с элементами технологии и техники и учатся азбуке производственного процесса.

Занятия ручным трудом проводятся главным образом во внеклассное время и лишь частично на уроках. Ручной труд нередко является неотъемлемой частью учебного процесса. Так, например, моделирование на уроках географии, изготовление некоторых наглядных пособий по русскому языку и арифметике приобретают значение метода, помогающего лучшему усвоению учебного материала.

Дети нередко проявляют интерес к технике, выражают желание сделать какую-либо модель, сконструировать какой-либо механизм. К зарождению такого рода технического замысла надо относиться внимательно и всячески содействовать его выполнению. Подметив у детей склонность к технике, учитель организует их в кружок и устремляет внимание детей на решение задач, возникающих в учебном процессе.

Чувство удовлетворения, естественно появляющееся в результате хорошего выполнения задуманного дела, вызывает у детей готовность к новым усилиям.

Ручной труд нельзя рассматривать как самоцель, отвлекаясь от его общественного значения. Решающий момент при оценке учебно-воспитательной ценности труда имеет его социальная направленность, поэтому общественная полезность труда является основным критерием при выборе тематики для ручного труда детей. Труд детей, направленный на общественнополезные цели, содействует коммунистическому воспитанию учащихся.

Исключительно важное значение приобретает труд в коллективе. Здесь дети учатся работать по общему плану объединять свои усилия, распределять труд между членами коллектива.

Всё это подтверждает большое значение правильно поставленного труда для осуществлений нравственного, умственного и физического воспитания детей. Поэтому необходимо возможно шире применять ручной труд в начальном обучении, вводя его в уроки по отдельным учебным предметам, и особенно широко практикуя различного рода внеклассные занятия по труду. В процессе обработки материалов дети знакомятся с их свойствами, с простейшими инструментами, с разнообразными рабочими операциями и таким образом получают первоначальные сведения по технологии и по технике, которые обогащают их сознание и помогут им в дальнейшем приступить к более глубокому систематическому изучению той или иной отрасли техники, или того или иного вида труда.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment