Правильно применяемый в школе ручной труд имеет большое образовательное и воспитательное значение. Он способствует всестороннему развитию детей, совершенствует их умственные и физические силы. Ручной труд развивает наблюдательность, воображение, творчество детей и имеет исключительное значение для воспитания волевых качеств: самостоятельности, стойкости, уверенности в своих силах и бодрости. В трудовых процессах дети приобретают правильные представления о предметах и их свойствах, знакомятся с элементами технологии и техники и учатся азбуке производственного процесса.
Дети нередко проявляют интерес к технике, выражают желание сделать какую-либо модель, сконструировать какой-либо механизм. К зарождению такого рода технического замысла надо относиться внимательно и всячески содействовать его выполнению. Подметив у детей склонность к технике, учитель организует их в кружок и устремляет внимание детей на решение задач, возникающих в учебном процессе.
Чувство удовлетворения, естественно появляющееся в результате хорошего выполнения задуманного дела, вызывает у детей готовность к новым усилиям.
Ручной труд нельзя рассматривать как самоцель, отвлекаясь от его общественного значения. Решающий момент при оценке учебно-воспитательной ценности труда имеет его социальная направленность, поэтому общественная полезность труда является основным критерием при выборе тематики для ручного труда детей. Труд детей, направленный на общественнополезные цели, содействует коммунистическому воспитанию учащихся.
Исключительно важное значение приобретает труд в коллективе. Здесь дети учатся работать по общему плану объединять свои усилия, распределять труд между членами коллектива.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова