Родительный падеж кого? чего?

Содержание
  1. Задание 1. Прослушайте отрывок из стихотворения К. Чуковского «Топтыгин и лиса».
  2. Задание 2. Прослушайте рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?».
  3. Задание 3. Определите, чей клюв изображен на рисунке. (Рисунки подбирает логопед.)
  4. Задание 4. Отгадайте, чьи это следы. (Логопед демонстрирует картинки, изображающие следы различных животных, птиц, человека, или рисует следы на доске.)
  5. Задание 5. Рассмотрите картинки. Найдите каждой картинке пару. Ответьте на вопрос: кто чей детеныш?
  6. Задание 6. Закончите словосочетания, правильно изменяя слова, данные в скобках.
  7. Задание 7. Закончите словосочетания, отвечая на вопросы:
  8. Задание 8. Закончите предложения, вставляя по смыслу слова.
  9. Задание 9. Составьте предложения из данных слов.
  10. Задание 10. Закончите предложения, правильно изменив слова, данные в скобках.
  11. Задание 11. Составьте предложения, сравнивая предметы.
  12. Задание 12. Прослушайте текст.

Задание 1. Прослушайте отрывок из стихотворения К. Чуковского «Топтыгин и лиса».

— Отчего ты плачешь,

Глупый ты Медведь?

— Как же мне,

Медведю,

Не плакать, не реветь?

Бедный я, несчастный

Сирота,

Я на свет родился

Без хвоста.

Даже у кудлатых

У глупых собачат

За спиной мохнатые

Хвостики торчат.

Даже озорные

Драные коты

Кверху задирают

Рваные хвосты.

Только я, несчастный

Сирота,

По лесу гуляю

Без хвоста.

Добрый, добрый

Доктор,

Меня ты пожалей,

Хвостик поскорее

Мне, бедному, пришей.

Засмеялся добрый

Доктор Айболит.

Глупому Медведю

Доктор говорит:

— Ладно, родной, я готов.

У меня сколько хочешь хвостов.

Есть козлиные, есть лошадиные,

Есть ослиные, длинные, длинные,

Я тебе, сирота, услужу —

Хоть четыре хвоста привяжу…

Ответьте на вопросы:

—            Чем закончилась эта история?

—            Почему автор называет Медведя глупым?

Учащиеся рассматривают рисунки хвостов разных животных и говорят, кому они принадлежат.

Образец ответа : Это хвост лисы.

Задание 2. Прослушайте рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?».

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждет, высматривает. Увидел поблизости клеста-крестоноса и стал ему плакаться на свое

горькое житье.

— Мне,— говорит,— очень уж утомительно пропитание себе добывать. Сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть? А зерно клевать не могу: нос у меня чересчур слаб.

А клест-крестонос и говорит:

— Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так. Клест ловко поддел клювом чешуйку еловой шишки и достал

семечко.

— Верно,— сказал Мухолов,— твой нос хитрее устроен.

— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота бекас-долгонос.— Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтобы им козявок из тины доставать было удобно. Поглядите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

— Ах,— сказал Мухолов,— вот бы мне такой нос.

— Постой! — запищали в один голос два брата-кулика — шилонос и серпонос.— Ты еще наших носов не видел!

И увидел Мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, и оба тонкие, как шило.

— Мой нос для того вверх смотрит,— сказал шилонос,— чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

— А мой нос для того вниз смотрит,— сказал серпонос,— чтобы им червяков из травы таскать.

— Ну,— сказал Мухолов,— лучше ваших носов не придумаешь.

— Да ты, видно, настоящих-то носов и не видел,— крикнул из лужи широконос,— смотри, какие настоящие носы бывают: во-о! Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

— Ну и лопата!

— Зато им воду щелокчить как удобно! — досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся в лужу, набрал полный нос воды и давай щелокчить, воду по краям выпускать. Вода-то вышла, а козявочки, какие в ней были, во рту остались.

— Эх вы, мелюзга! — крикнул им пеликан-мешконос с озера.— Поймали мошку — и рады! А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь оставить. Я вот рыбку поймаю — ив мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу. Поднял толстый пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.

— Вот так нос! — воскликнул Мухолов.— Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!

— Ты, должно быть, моего носа еще не видел,— сказал дятел,— вот полюбуйся. Нам, лесным работникам, надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы не только носом себе корм добываем из-под коры, но еще и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя, и для других птиц. Нос у меня — долото.

— Чудеса! — сказал Мухолов.— Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос. Выстроились перед мухоловом-тонконосом крестонос, долгонос, широконос, серпонос, шилонос, мешконос и долбонос. Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил Мухолова и унес к себе на обед. Остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны. Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.

Логопед объясняет значение слов: замысловатый, вылущивать, чешуйка, прыснули, щелокчить.

Ответьте на вопросы:

—            Как назывались птицы, о которых вы сегодня узнали?

—            Чей же нос лучше?

—            На что похожи клювы клеста, кулика, второго кулика, пеликана, ястреба?

Задание 3. Определите, чей клюв изображен на рисунке. (Рисунки подбирает логопед.)

Образец ответа : Это клюв дятла.

Задание 4. Отгадайте, чьи это следы. (Логопед демонстрирует картинки, изображающие следы различных животных, птиц, человека, или рисует следы на доске.)

Образец ответа : Это следы лисы.

Задание 5. Рассмотрите картинки. Найдите каждой картинке пару. Ответьте на вопрос: кто чей детеныш?

Образец ответа : Жеребенок — детеныш лошади.

Предполагаемые картинки : лошадь, жеребенок; корова, теленок; коза, козленок; собака, щенок; овца, ягненок; свинья,поросенок; лиса, лисята; волк, волчата; барсук, барсучата; бобр,бобрята; медведь, медвежата; лось, лосята; заяц, зайчата; белка, бельчата; курица, цыплята; индюк, индюшата; утка, утята; гусь, гусята.

Задание 6. Закончите словосочетания, правильно изменяя слова, данные в скобках.

Гнездо (ласточка). Письмо (сестра). Улицы (город). День (Победа). Цветок (клевер). Листья (береза). Кроны (деревья). Следы (птица). Чешуя (рыба). Стволы (сосна).

Задание 7. Закончите словосочетания, отвечая на вопросы:

Листья чего? … Грядка чего ? . . . Крылья кого? … Корни чего? … Плод чего? … Хвост кого?… Верхушка чего? … Цветок чего? … След кого? … Ветка чего? … Щепотка чего? ..Нора кого? …

Задание 8. Закончите предложения, вставляя по смыслу слова.

Ответьте на вопросы.

У Васи есть сестра. У Миши нет … .

У Миши есть брат. У Васи нет . . . .

Вопросы:

—            У кого есть брат, а у кого есть сестра?

—            Кого нет у Васи, а кого нет у Миши?

У Кати есть собака. А у Любы нет . . . .

У Любы есть кошка. У Кати нет . . . .

Вопросы:

—            У кого есть собака, а у кого есть кошка?

—            Кого нет у Кати, а кого нет у Любы?

У бабушки есть зонт. У дедушки нет . . . .

У дедушки есть плащ. У бабушки нет . . . .

Вопросы:

—            У кого есть зонт, а у кого есть плащ?

—            Чего нет у дедушки, а чего нет у бабушки?

У велосипеда есть цепь. У мотоцикла нет . . . .

У мотоцикла есть мотор, а у велосипеда нет . . .

Вопросы:

—            У чего нет цепи, а у чего нет мотора?

—            Чего нет у велосипеда, а чего нет у мотоцикла?

У Паши есть рыбки. У Вити нет … .

У Вити есть голуби. У Паши нет . . . .

Вопросы:

—            У кого есть рыбки, а у кого есть голуби?

—            Кого нет у Паши, а кого нет у Вити?

У Люды есть краски. У Марты нет . . . .

У Марты есть фломастеры. У Люды нет . . . .

Вопросы:

—            У кого есть краски, а у кого есть фломастеры?

—            Чего нет у Люды, а чего нет у Марты?

Задание 9. Составьте предложения из данных слов.

Лена, не бояться, гроза. Рабочие, выполнять, только часть, работа. Алеша, никогда, не видеть, сова. В лесу, расти, много, белые, грибы. Мы, набрать, много, спелая, малина. Наташа, взять, кусочек, сахар. У, стол, нет, одна, ножка. Миша, выпить, стакан,кисель.

Задание 10. Закончите предложения, правильно изменив слова, данные в скобках.

Поздней осенью на деревьях нет (листья). В зале еще нет (стулья). В книжке нет (картинки). В поле нет (люди). Не слышны голоса (птицы). На болоте много (комары). В нашем лесу нет (змеи). В дальнем лесу много (ужи). У птиц нет (зубы). В пустыне нет (леса). В нашей реке нет (кувшинка).

Задание 11. Составьте предложения, сравнивая предметы.

а) по вкусу: морковку и помидор; бруснику и клюкву; малину и крыжовник.

Образец ответа : Морковка слаще помидора.

б) по величине: корову и овцу; куст и дерево; папу и сына; ягненка и овцу; теленка и корову.

Образец ответа : Корова больше овцы. Овца меньше коровы.

в) по силе: кошку и мышку; медведя и лису; лошадь и ослика.

Образец ответа : Кошка сильнее мышки. Мышка слабее кошки.

Задание 12. Прослушайте текст.

Коля нарисовал различные деревья и закрыл их листиками от этих деревьев. Таня рассматривала листики и угадывала, какие деревья нарисовал Коля. Это лист береза. Значит, ты нарисовал береза. Это лист осина. Ты нарисовал осина. Это лист клен.

Ты нарисовал клен. А эти листья-иголки елка, сосна. Ты нарисовал елка, сосна.

Ответьте на вопросы:

1) Правильно ли Таня угадала деревья?

2) В чем она ошибалась?

Исправьте ошибки, допущенные Таней. (Логопед еще раз читает предложения, ученики находят и исправляют ошибки.)

Оцените статью
Kaknauchit.ru
Добавить комментарий