Рисование в начальной школе

risovanie v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Рисование в начальных классах имеет целью, как и другие предметы школьного обучения, дать детям всестороннее развитие.

Обучая детей основам изобразительной грамоты, учитель вместе с этим направляет своё внимание на развитие у них наблюдательности, понятий о предметах изображения и присущих им типичных особенностей.

В процессе обучения рисованию у детей развиваются пространственные представления.

Рисование является также одним из важнейших средств воспитания творческих способностей и художественного вкуса детей. Оно развивает у детей интерес к изобразительному искусству и любовь к художественной культуре своей родины.

В курс обучения рисованию в начальных классах входят: рисование с натуры, декоративное рисование (рисование узоров), рисование на темы и беседы об искусстве.

В 1 классе при рисовании с натуры вначале ставится задача развить у детей необходимое умение рассматривать предметы, формы которых при фронтальном положении представляют собой простейшую геометрическую фигуру (платок, рамка, книга, портфель, флаг и пр.), и передавать в рисунке форму и цвет этого предмета. Затем дети учатся изображать предметы, имеющие в фронтальном положении форму кольца. А в конце года

рисуют с натуры предметы смешанной формы (топор, лопату, палитру и пр.) и простейшие по форме листья растений.

Во 2 классе дети рисуют с натуры предметы, форма которых в обобщённом виде приближается к пятиугольнику, а также рисуют засушенные листья, имеющие одноцветную окраску и переходящую из одного цвета в другой (например — от зелёного к жёлтому). Во втором полугодии дети переходят к рисованию предметов, имеющих форму эллипсиса и овала (поднос, ручное зеркало и пр.), а также рисуют предметы, очертание которых состоит из сочетания изученных фигур (серп, гитара и пр.). В конце года дети рисуют с натуры бабочек, жуков и более сложные по форме листья.

Начиная с 3 класса, рисование предметов ведётся уже в полном смысле слова с натуры, с обязательным учётом точки зрения рисующего.

В этом классе даётся понятие о перспективе. Сначала дети знакомятся с перспективным изображением предметов квадратной и круглой форм, затем учатся передавать в перспективе предметы, ограниченные плоскостями (табуретку, чемодан и пр.), а также предметы цилиндрической и шаровидной формы (мяч, глобус, посуда, овощи, фрукты и пр.). С помощью светотени передают их объём.

В 4 классе дети продолжают изучение основ перспективного изображения и передачи объёма. Сначала они рисуют с натуры геометрические тела, затем переходят к рисованию предметов конической формы (цветочного горшка, кофейника и пр.), а также предметов, форма которых состоит из сочетаний ранее изученных форм (кувшина, вазочки).

Обучение рисованию с натуры должно сопровождаться разнообразными упражнениями, развивающими технические навыки, глазомер, моторику руки, понимание симметрии, чувство ритма и соотношения между изображением и плоскостью листа.

Декоративное рисование проводится во всех начальных классах (1 4). Оно включает два вида заданий: рисование узоров и упражнения технического характера. Роль и значение этой формы работы в общем процессе обучения рисованию чрезвычайно велики, в особенности в младших классах.

Особое значение декоративное рисование приобретает в развитии чувства цвета, поскольку перед детьми ставятся задачи на построение разнообразных цветовых сочетаний.

Рисование узоров в 1 и 2 классах основывается преимущественно на геометрических формах. Начиная со 2 класса, вводятся цветы и листья как элементы узора.

В 1, 2 и 3 классах в содержание обучения рисованию входят специальные упражнения, вырабатывающие элементарные технические навыки: рисовать вертикальные и горизонтальные линии; от руки рисовать небольшие геометрические фигуры — круг, квадрат; делить линии на глаз пополам и на равные части; раскрасить по контуру рисунок, не выходя за его границы; закрыть ровно плоскость краской.

Рисование узоров необходимо поставить в связь с ознакомлением детей с образцами народного декоративного творчества: с вышивками, росписью посуды, резьбой по дереву и т. п., а также с образцами художественного оформления современной промышленной продукции (ткань, обои, керамика).

Рисование на темы имеет место также во всех начальных классах. Тематическое рисование проводится на уроках и в системе домашних заданий, с последующей проверкой работы в классе. Темы для этих работ тесно связываются с учебным материалом по русскому языку, по истории, географии и другим предметам.

На протяжении всех четырёх лет обучения рисованию ведётся работа по шрифту и графическому оформлению лозунгов, плакатов, календаря погоды и пр.

Большое значение для художественного воспитания детей имеют беседы в связи с показом репродукций с лучших произведений живописи. Эти беседы должны воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству, умение видеть художественное произведение и посильно разбираться в нём.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment