Правильное распределение времени в течение года, недели, дня создаёт в жизни детей определённый ритм, чрезвычайно благоприятный для работы, роста и развития отдельных органов и организма в целом.
Чрезмерный труд без перерывов для отдыха вызывает переутомление ребёнка. В начале оно выражается в снижении внимания и способности сосредоточиться, в рассеянности. Переутомление отдельных групп мышц вызывает вялость; школьник при сидении меняет часто позу — облокачивается, разваливается и т. п. Переутомление может вызвать различные расстройства в организме: головные боли, повышенную раздражительность, упадок сил и др.
Правильно организованные каникулы и выходные дни создают благоприятные условия для предупреждения переутомления детей, для увеличения их работоспособности и для укрепления их организма. Особенно большое значение для сохранения здоровья детей, а также для повышения успешности их обучения и воспитания имеет установление твёрдого режима дня. Режим дня строится на следующих основных принципах:
1) восстановление затрачиваемой энергии и предупреждение утомления;
2) обеспечение равномерности питания в течение дня;
3) обеспечение организма достаточным количеством свежего воздуха в течение суток.
В соответствии с этим на сон, пребывание на открытом воздухе, промежутки между приёмами пищи и на учебную работу отводится определённое количество часов, с учётом возраста учащегося.
Сон должен быть достаточно длительным и тем продолжительнее, чем моложе ребёнок. Так, ребёнок 7 лет должен спать в сутки 12 часов, 8 — 10 лет — 2 часов.
Для детей семилетнего возраста желательно организовать послеобеденный сон, примерно на 1 час; летом, когда в течение дня в играх, прогулках дети теряют много сил, длительность дневного отдыха увеличивается до 2/2 часов. Особенно большое значение имеет послеобеденный сон для детей, физически ослабленных, перенёсших заболевания, предрасположенных к туберкулёзу или нервно возбудимых.
Приёмы пищи должны происходить с перерывом примерно в 3 — 4 часа. За это время принятая пища успевает хорошо перевариться желудочно-кишечными соками, оставить желудок, всосаться в кровь. В соответствии с этим устанавливаются примерные промежутки в 3 — 4 часа между завтраком, обедом, полдником и ужином. Еда между установленными часами для приёма пищи нежелательна, так как она нарушает ритм выделения желудочно-кишечных соков, понижает аппетит при последующем приёме пищи и уменьшает усвоение её организмом.
Для обеспечения правильного развития ребёнка, для укрепления его здоровья и способности противостоять заразным болезням, для увеличения его работоспособности огромное значение имеет пребывание на свежем воздухе.
Чем чище воздух, которым дышит человек, тем дыхание его реже и глубже; при плохом же качестве воздуха дыхание делается поверхностным, вследствие чего лёгкие недостаточно растягиваются, плохо вентилируются, недостаточно развиваются, а это влечёт за собой недостаточное поступление кислорода в организм.
Установлено, что при достаточном количестве свежего воздуха человек быстрее выздоравливает, осложнений от болезни бывает меньше. Известно также, что свежий воздух является могучим средством лечения туберкулёза лёгких.
И для умственной работы достаточное количество свежего воздуха имеет большое значение, так как при умственной работе мозг требует кислорода больше, чем в состоянии покоя. При отсутствии свежего воздуха понижается восприятие и работоспособность.
Вот почему огромное значение имеет достаточное пребывание школьника на свежем воздухе и приток свежего воздуха в помещение, где находится и учится ребёнок.
Дети должны быть на свежем воздухе не менее 4 — 5 часов в день. Это время складывается из времени, потребного на дорогу в школу и обратно, пребывания на воздухе после уроков, перед сном и во время классных перемен, которые следует проводить в интересах здоровья детей на свежем воздухе.
В соответствии с вышесказанным в основу режима учащегося начальной школы может быть положена следующая схема:
СХЕМА для построения распорядка дня учащегося в школе и в семье
Для того чтобы установленный режим действительно соблюдался, учитель должен систематически разъяснять детям и их родителям необходимость его для сохранения здоровья и повышения успеваемости детей.
В своей работе с детьми учитель должен твёрдо проводить в жизнь установленный режим. В этих целях учителю необходимо:
1. Своевременно заканчивать урок и не задерживать детей после звонка.
2. По возможности уменьшить (хотя бы в течение первого полугодия) длительность систематических занятий для семилеток с 45 до 35 — 40 минут., используя остаток времени на перемену или в крайнем случае на отдых в классе.
3. Организовать проведение всех перемен на открытом воздухе.
4. По возможности (в особенности в южной полосе Союза) выносить отдельные уроки на открытый воздух; заниматься в тёплую погоду при открытых окнах, форточках, фрамугах, устраивать сквозное проветривание класса во время перемен (в отсутствие детей).
5. Добиться, чтобы все учащиеся класса завтракали в школе в определённое время.
6. Не перегружать детей домашними заданиями. На приготовление уроков должно тратиться времени не больше предусмотренного режимом.
7. Проводить с учащимися воспитательную работу, направленную на привитие им навыков, связанных с выполнением режима дня, а именно: рано ложиться, рано вставать; спать положенное по режиму количество часов; во время перемен выходить на школьный двор; проветривать класс после каждого урока; проветривать комнату перед сном.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова