Режим школьника в начальных классах

rezhim shkolnika v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Правильное распределение времени в течение года, недели, дня создаёт в жизни детей определённый ритм, чрезвычайно благоприятный для работы, роста и развития отдельных органов и организма в целом.

Чрезмерный труд без перерывов для отдыха вызывает переутомление ребёнка. В начале оно выражается в снижении внимания и способности сосредоточиться, в рассеянности. Переутомление отдельных групп мышц вызывает вялость; школьник при сидении меняет часто позу — облокачивается, разваливается и т. п. Переутомление может вызвать различные расстройства в организме: головные боли, повышенную раздражительность, упадок сил и др.

Правильно организованные каникулы и выходные дни создают благоприятные условия для предупреждения переутомления детей, для увеличения их работоспособности и для укрепления их организма. Особенно большое значение для сохранения здоровья детей, а также для повышения успешности их обучения и воспитания имеет установление твёрдого режима дня. Режим дня строится на следующих основных принципах:

1)   восстановление затрачиваемой энергии и предупреждение утомления;

2)    обеспечение равномерности питания в течение дня;

3)   обеспечение организма достаточным количеством свежего воздуха в течение суток.

В соответствии с этим на сон, пребывание на открытом воздухе, промежутки между приёмами пищи и на учебную работу отводится определённое количество часов, с учётом возраста учащегося.

Сон должен быть достаточно длительным и тем продолжительнее, чем моложе ребёнок. Так, ребёнок 7 лет должен спать в сутки 12 часов, 8 — 10 лет — 2 часов.

Для детей семилетнего возраста желательно организовать послеобеденный сон, примерно на 1 час; летом, когда в течение дня в играх, прогулках дети теряют много сил, длительность дневного отдыха увеличивается до 2/2 часов. Особенно большое значение имеет послеобеденный сон для детей, физически ослабленных, перенёсших заболевания, предрасположенных к туберкулёзу или нервно возбудимых.

Приёмы пищи должны происходить с перерывом примерно в 3 — 4 часа. За это время принятая пища успевает хорошо перевариться желудочно-кишечными соками, оставить желудок, всосаться в кровь. В соответствии с этим устанавливаются примерные промежутки в 3 — 4 часа между завтраком, обедом, полдником и ужином. Еда между установленными часами для приёма пищи нежелательна, так как она нарушает ритм выделения желудочно-кишечных соков, понижает аппетит при последующем приёме пищи и уменьшает усвоение её организмом.

Для обеспечения правильного развития ребёнка, для укрепления его здоровья и способности противостоять заразным болезням, для увеличения его работоспособности огромное значение имеет пребывание на свежем воздухе.

Чем чище воздух, которым дышит человек, тем дыхание его реже и глубже; при плохом же качестве воздуха дыхание делается поверхностным, вследствие чего лёгкие недостаточно растягиваются, плохо вентилируются, недостаточно развиваются, а это влечёт за собой недостаточное поступление кислорода в организм.

Установлено, что при достаточном количестве свежего воздуха человек быстрее выздоравливает, осложнений от болезни бывает меньше. Известно также, что свежий воздух является могучим средством лечения туберкулёза лёгких.

И для умственной работы достаточное количество свежего воздуха имеет большое значение, так как при умственной работе мозг требует кислорода больше, чем в состоянии покоя. При отсутствии свежего воздуха понижается восприятие и работоспособность.

Вот почему огромное значение имеет достаточное пребывание школьника на свежем воздухе и приток свежего воздуха в помещение, где находится и учится ребёнок.

Дети должны быть на свежем воздухе не менее 4 — 5 часов в день. Это время складывается из времени, потребного на дорогу в школу и обратно, пребывания на воздухе после уроков, перед сном и во время классных перемен, которые следует проводить в интересах здоровья детей на свежем воздухе.

В соответствии с вышесказанным в основу режима учащегося начальной школы может быть положена следующая схема:

СХЕМА для построения распорядка дня учащегося в школе и в семье

image 26
image 27

 Для того чтобы установленный режим действительно соблюдался, учитель должен систематически разъяснять детям и их родителям необходимость его для сохранения здоровья и повышения успеваемости детей.

В своей работе с детьми учитель должен твёрдо проводить в жизнь установленный режим. В этих целях учителю необходимо:

1.   Своевременно заканчивать урок и не задерживать детей после звонка.

2.   По возможности уменьшить (хотя бы в течение первого полугодия) длительность систематических занятий для семилеток с 45 до 35 — 40 минут., используя остаток времени на перемену или в крайнем случае на отдых в классе.

3.    Организовать проведение всех перемен на открытом воздухе.

4.   По возможности (в особенности в южной полосе Союза) выносить отдельные уроки на открытый воздух; заниматься в тёплую погоду при открытых окнах, форточках, фрамугах, устраивать сквозное проветривание класса во время перемен (в отсутствие детей).

5.   Добиться, чтобы все учащиеся класса завтракали в школе в определённое время.

6.   Не перегружать детей домашними заданиями. На приготовление уроков должно тратиться времени не больше предусмотренного режимом.

7.   Проводить с учащимися воспитательную работу, направленную на привитие им навыков, связанных с выполнением режима дня, а именно: рано ложиться, рано вставать; спать положенное по режиму количество часов; во время перемен выходить на школьный двор; проветривать класс после каждого урока; проветривать комнату перед сном.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment