Развитие речи — одна из основных задач начального обучения русскому языку.
Речь является средством общения людей между собой; она есть средство эмоционального и волевого воздействия говорящего на слушающего, пишущего на читающего. Работа детей в школьном коллективе даёт богатый материал для развития их речи.
Под развитием речи понимается систематическая работа учителя над уточнением и расширением словаря детей, работа над развитием у детей умения правильно выражать свои мысли в отдельных предложениях и в связном рассказе, умения пользоваться речью как средством общения с людьми.
На уроках объяснительного чтения дети, начиная с первых шагов обучения, учатся понимать и употреблять слова в истинном их значении, правильно произносить их, обогащают свой словарь новыми словами; учатся точно, ясно и полно отвечать на вопросы к прочитанному, упражняются в связном пересказе прочитанного; на уроках объяснительного чтения в связи с разбором текста учащиеся получают понятие о порядке и плане повествования и описания.
На уроках грамматики и правописания, изучая законы родного языка, дети учатся связывать слова в предложения, а предложения — в связный рассказ. Получая понятие о разных видах и формах предложений, о формах словоизменений и словосочетаний, учащиеся учатся правильно применять их в своей устной и письменной речи.
На уроках истории, географии и естествознания учащиеся 4 класса учатся излагать точно, полно и ясно исторический, географический и естествоведческий материал с употреблением точных терминов, с приведением необходимых доказательств.
Устные и письменные упражнения в развитии речи находятся в тесной взаимосвязи: основой письменной речи является речь устная; письменная же речь способствует лучшей организации устной речи.
Устная речь учащихся в своём развитии в первые годы обучения идёт впереди письменной: дети приходят в школу уже с более или менее развитой устной речью, тогда как письменной речью они ещё не владеют.
Основными видами специальных упражнений, используемых с целью развития устной и письменной речи детей, являются устные и письменные изложения и сочинения в самых разнообразных видах и формах. Эти упражнения, начиная с 1 класса, постепенно усложняясь, проходят через весь курс начальной школы.
Наряду с упражнениями в изложении прослушанного или прочитанного учитель развивает у детей навык правильно передавать в связном рассказе и то, что они видели, наблюдали, переживали. Это — устные сочинения. Они также практикуются с первых шагов обучения.
Как при пересказе, так и при устном сочинении учитель проводит словарную работу, учит детей строить предложения и связывать их между собой по смыслу. Вначале проводятся только устные сочинения и изложения. В дальнейшем, когда дети переходят к письменным изложениям и сочинениям, устные сочинения не утрачивают своего значения. Они предшествуют письменной работе детей и являются для неё основой.
Одной из весьма важных задач обучения изложению и сочинению является развитие у детей умения выражать содержание в соответствующей ему форме. Дети должны уметь правильно подбирать слова и обороты речи в соответствии с мыслями и чувствами, которые они хотят выразить. Разрыв между формой и содержанием является одной из причин того, что изложения и сочинения детей на темы эмоциональные, героические часто бывают написаны сухим языком, а описания делового стиля пестрят неточными выражениями и несоответствующими понятиям словами.
Учитель внимательно следит за тем, какими словами, в какой форме и с какими интонациями передают дети прочитанное, обращает их внимание на всё неясное, не соответствующее содержанию рассказа или статьи.
Систематическая работа над точностью и образностью речи детей способствует развитию навыка выражать свои мысли в изложении и сочинении точно, ясно и ярко.
Образность речи должна вытекать прежде всего из непосредственного наблюдения детьми жизни, выявления ими наиболее ярких и характерных признаков предметов и явлений и попыток найти правдивые, сильные и яркие слова для выражения в речи мыслей и переживаний. Этой задаче также служит и наблюдение образных выражений в живой речи людей и в литературных произведениях.
В старших классах дети уже понимают значение образной речи и пользуются в своих изложениях и сочинениях образными прилагательными, сравнениями, словами в переносном значении.
На уроках чтения при пересказе развивается умение правильно связывать одну мысль с другой, избегать повторений и пропусков. Отсутствие работы над развитием этого умения приводит к большому количеству логических ошибок в изложениях и сочинениях.
Не менее важна задача научить детей правильно строить предложения и связывать их между собой.
Уже в младших классах на основе практических упражнений дети должны знать порядок слов в предложении и уметь его изменить. Также практически дети приобретают навык правильного согласования и управления слов в предложении.
Упражнения, имеющие целью развитие умения строить предложение, проводятся при практическом изучении предложения, начиная с 1 класса, и при изучении предложения в грамматических темах в последующих классах.
Правильное использование наиболее употребительных союзов, чередование существительных с местоимениями обеспечиваются специальными практическими упражнениями (без ознакомления детей с терминами) во 2 классе и при прохождении соответствующих тем программы в 3 и 4 классах.
Письменная речь в течение всех четырёх лет начального обучения несколько отстаёт от речи устной. Так, учащиеся 1 класса в устной речи употребляют довольно сложные формы предложений, а при письме с трудом выражают свои мысли в самых простых, коротких предложениях. Довольно рано дети в устной речи начинают пользоваться придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, но применение этих форм речи при письме встречает большие трудности.
Это приводит к необходимости на первых порах обучения учить детей излагать мысли простыми распространёнными предложениями и употреблять лишь простейшие формы сложных предложений. Однако при этом не следует искусственно задерживать тех детей, которые начинают практически свободно овладевать более сложными формами речи.
С первых же шагов обучения дети упражняются в пересказывании сказок и рассказов, прослушанных, а затем, по мере овладения навыком чтения, и прочитанных ими. Уже в букварный период обучения учитель приучает детей вести рассказ в определённом порядке, устанавливая, с чего надо начать рассказ, что должно следовать дальше, и т. д. Для этого могут быть использованы различные приёмы работы:
1. В оспроизведение по основным вопросам содержания прослушанного или прочитанного рассказа с целью последующего его полного пересказа.
Обобщая с детьми их ответы, учитель последовательно намечает порядок пересказа. Например, прочитав сказку о курочке и золотом яичке, учитель путём вопросов устанавливает с детьми, что сказка начинается с рассказа о том, что где-то жили-были дед и баба и что у них была курочка. Затем учитель ставит вопрос: «Что сделала курочка? Какое яичко она снесла?» Получив ответ, учитель спрашивает: «Так о чём же мы будем сначала рассказывать?» — «О том, как у деда и бабы была курочка, — отвечают дети, — и как курочка снесла яичко». — «А что же произошло дальше?» — спрашивает учитель. Дети отвечают, и т. д.
После пересказа по отдельным вопросам, дети пересказывают всю сказку в целом.
3. Пр идумыв ание самими детьми кар тин к рассказу.
Рассказывая последовательно, какие картинки можно нарисовать к рассказу, дети воспроизводят в деталях основные моменты его содержания, а затем и весь рассказ в целом.
4. Пер есказ по плану, данному учителем или составленному коллективно в процессе беседы с детьми по содержанию прослушанного или прочитанного рассказа.
Эти устные упражнения являются основой для будущих письменных изложений.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова