В психологии принято различать четыре типа темперамента: 1) санг- виниче ский ; человек, имеющий этот темперамент, обычно живой, подвижный, впечатлительный, не отличающийся глубиной чувств и характеризующийся быстрой сменой настроений; 2) холерический ; обладатель этого темперамента резко выражает свои мысли и чувства, отличается глубиной чувств и устойчивостью настроений; 3) ме л анх ол и – ч е с кий ; человек с таким темпераментом обычно обладает глубиной чувств, продолжительно сохраняет их, но таит их внутри себя и очень мало обнаруживает вовне, отличается слабой внешней подвижностью и медленным протеканием психических процессов, хотя последний признак не всегда является обязательным; 4) флегм ати че ски й ; это человек — «тяжёлый на подъём», со слабыми и медленными движениями, медлительный в мыслях, слабо чувствующий, с медленными изменениями настроения.
Нередко взрослый человек и ребёнок соединяют черты различных темпераментов, но иногда один из названных темпераментов является резко выраженным.
Различия в темпераментах, как указано выше, заметны в поведении уже на начальной ступени обучения. Если они замечаются в поведении на уроке, то ещё более они обнаруживаются вне урока: во время перемены, во внеклассной жизни и деятельности.
Учитель должен уметь подметить различия в темпераментах школьников и учесть их главным образом в своих реакциях как на поведение детей во время урока, так и на их поступки морального характера, прежде всего на поступки, представляющие нарушения школьниками правил поведения.
Если сангвиник сам поднимает руку, желая ответить на вопрос, то флегматика нужно «поднять», вызвать к ответу и т. д.
При нарушении правил школьником меланхолического темперамента достаточно иногда укоризненного взгляда на него, чтобы вызвать краску на лице и бесспорное проявление раскаяния, а холерику нужно сделать спокойное, но твёрдое замечание. И вне школы, в частности, в общественной работе, — сангвиник и холерик проявят инициативу, а флегматика нужно втянуть в работу. То же самое наблюдается и в играх детей.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова