Различия в темпераменте в начальной школе

razlichiya v temperamente v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Различия во внешнем поведении прежде всего указывают на различие темпераментов. Темперамент характеризует и внутреннюю активность человека, и внешнее его поведение, а также глубину эмоциональной впечатлительности и характер смены настроений.

В психологии принято различать четыре типа темперамента: 1) санг- виниче ский ; человек, имеющий этот темперамент, обычно живой, подвижный, впечатлительный, не отличающийся глубиной чувств и характеризующийся быстрой сменой настроений; 2) холерический ; обладатель этого темперамента резко выражает свои мысли и чувства, отличается глубиной чувств и устойчивостью настроений; 3) ме л анх ол и – ч е с кий ; человек с таким темпераментом обычно обладает глубиной чувств, продолжительно сохраняет их, но таит их внутри себя и очень мало обнаруживает вовне, отличается слабой внешней подвижностью и медленным протеканием психических процессов, хотя последний признак не всегда является обязательным; 4) флегм ати че ски й ; это человек — «тяжёлый на подъём», со слабыми и медленными движениями, медлительный в мыслях, слабо чувствующий, с медленными изменениями настроения.

Нередко взрослый человек и ребёнок соединяют черты различных темпераментов, но иногда один из названных темпераментов является резко выраженным.

Темперамент не имеет определённого отношения к умственным способностям, но он сказывается в волевых качествах — инициативе, настойчивости в деятельности и т. д. — и в характере протекания некоторых умственных процессов, например, в живости и устойчивости внимания.

Различия в темпераментах, как указано выше, заметны в поведении уже на начальной ступени обучения. Если они замечаются в поведении на уроке, то ещё более они обнаруживаются вне урока: во время перемены, во внеклассной жизни и деятельности.

Учитель должен уметь подметить различия в темпераментах школьников и учесть их главным образом в своих реакциях как на поведение детей во время урока, так и на их поступки морального характера, прежде всего на поступки, представляющие нарушения школьниками правил поведения.

Если сангвиник сам поднимает руку, желая ответить на вопрос, то флегматика нужно «поднять», вызвать к ответу и т. д.

При нарушении правил школьником меланхолического темперамента достаточно иногда укоризненного взгляда на него, чтобы вызвать краску на лице и бесспорное проявление раскаяния, а холерику нужно сделать спокойное, но твёрдое замечание. И вне школы, в частности, в общественной работе, — сангвиник и холерик проявят инициативу, а флегматика нужно втянуть в работу. То же самое наблюдается и в играх детей.

Нужно помнить, что темперамент может изменяться на протяжении жизни, как меняется нервная система, особенности которой лежат в основе различных темпераментов. Поэтому не следует отказываться от работы над устранением отдельных отрицательных черт темперамента — малоподвижности и малой впечатлительности у флегматика, резкости выражений чувств у холерика и т. д.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment