Расписание уроков в начальных классах

raspisanie urokov v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Для успеха занятий с двумя классами не безразлично, как соединены в расписании предметы. Опыт показывает, что труднее вести уроки с двумя классами по двум различным предметам и легче по одному предмету, т. е. в том случае, когда русский язык соединён в расписании с русским языком, арифметика с арифметикой. Это вполне понятно: при таком соединении предметов учителю не придётся переключаться на уроке с одной области знания на другую, внимание его будет более сосредоточенным, и поэтому работа пройдёт интенсивнее.

Предметы в расписании надо соединять в пары так, чтобы учитель имел возможность на каждом уроке и в каждом классе проводить самостоятельную работу детей. При этом следует иметь в виду, что не все предметы в одинаковой степени представляют возможность организации самостоятельной работы. В обучении русскому языку и арифметике, особенно в старших классах, самостоятельная работа может иметь широкое применение, так как для развития навыков чтения, грамотного письма, счёта и решения задач требуется большое количество упражнений, эффективность которых в значительной мере определяется степенью самостоятельности учащихся в их выполнении. Другое дело такие предметы, как история, география и естествознание. Хотя обучение этим предметам и не исключает самостоятельной работы учащихся на уроке, а, наоборот, предполагает её, особенно в процессе закрепления знаний по учебнику, всё же характер этих предметов таков, что изучение их с детьми младшего школьного возраста требует от учителя больше рассказов, бесед, демонстраций наглядных пособий и пр., т. е. непосредственных занятий с детьми. Возможность такого преподавания в условиях занятий с несколькими классами нетрудно обеспечить, если эти предметы поставить в расписании в сочетании с чистописанием, рисованием, арифметикой, письмом (правописанием), позволяющими учителю организовать самостоятельную работу в младшем классе.

При составлении расписания уроков очень важно определить место уроков физической подготовки и пения.

Очень часто в условиях работы с несколькими классами эти предметы игнорируются учителем. Этого, конечно, допускать нельзя: преподавание их обязательно в начальной школе, независимо от того, работает ли учитель с одним или несколькими классами.

Уроки физической культуры и пения при работе учителя с несколькими классами очень часто ставятся в расписании в пары с другими предметами.

Нередко в расписании при работе учителя с двумя классами применяются получасовые попарные соединения предметов: например, первые 25 минут четвёртого урока 2 класс занимается самостоятельно чистописанием или рисованием; в это время 4 класс занимается с учителем физкультурой. Последние 20 минут этого урока 2 класс занимается с учителем физкультурой, а в 4 классе в это время проводится самостоятельное чтение, подготовленное учителем на предыдущем уроке русского языка, или рисование. То же самое повторяется в один из следующих дней, но обязательно с таким распределением времени, чтобы по каждому из названных предметов в сумме получалось 45 минут.

Преимущество такого расписания заключается в том, что во время занятий пением или физкультурой в одном из классов устраняется необходимость организации самостоятельной работы в другом в течение целого урока. Работая по такому расписанию, необходимо перед самостоятельным занятием детей по чистописанию или рисованию проводить подготовительную работу по этим предметам в конце третьего урока.

Несмотря на некоторое преимущество такого расписания, оно всё же не устраняет указанных выше неудобств соединения в пары пения и физкультуры с другими предметами. Поэтому более целесообразным, как показывает опыт, является такое распределение предметов в течение дня, при котором, не нарушая общего числа недельных часов, пение и физкультура выносятся за пределы четырёх уроков.

Возможен и третий вариант, при котором уроки физкультуры планируются в течение недели по такому же принципу, как и в первом расписании, т. е. попарно соединяются с такими предметами, как чистописание и рисование; пение же в обоих классах проводится по 20 и 25 минут после четвёртых уроков. Такое построение расписания даёт возможность учителю в каждом классе выделить один урок целиком для непосредственной работы с детьми.

В отношении русского языка и арифметики при составлении расписания должны быть соблюдены следующие требования: арифметику и грамматику не следует ставить дальше третьего урока; чтение, развитие речи и чистописание могут проводиться и на третьем и на четвёртом уроках. При этом уроки чтения и развития речи (изложение и сочинение) не должны совпадать в различных классах. Одновременное проведение чтения в нескольких классах будет отвлекать внимание детей и, кроме того, учителю в этом случае трудно будет в каждом классе уделить достаточное внимание чтению вслух. Точно так же нельзя одновременно в нескольких классах проводить занятия по развитию речи, так как на этих уроках, особенно в младших классах, возможность проведения самостоятельной работы детей ограничена.

Целесообразно один или два раза в неделю последние уроки в старших классах посвящать объяснительному чтению, а первые уроки на следующий день — изложению или сочинению. Это даст учителю возможность на уроках, чтения готовить детей к самостоятельным письменным упражнениям по развитию речи.

В расписании целесообразно указывать, сколько, примерно, времени учитель должен употреблять на непосредственную работу с детьми и на их самостоятельные занятия в каждом классе. В практике школ, где один учитель работает с несколькими классами, такие указания встречаются нередко. Они даются с целью более или менее правильного распределения непосредственной работы учителя между классами в течение дня и недели. Однако они не должны иметь какого-либо обязательного и постоянного значения, так как при распределении времени урока на занятия с несколькими классами учитель прежде всего должен исходить из содержания учебного материала.

Указания о распределении времени даются в расписании суммарно, и их не следует понимать как схему урока. Например, если в каком-либо классе по расписанию учитель должен на непосредственную свою работу с детьми отвести 25 минут и на самостоятельные занятия детей 20 минут, то это не следует понимать так, что сначала учитель занимается с детьми 25 минут, а затем они работают самостоятельно 20 минут. Непосредственная работа учителя с детьми и их самостоятельные занятия чередуются на уроке в зависимости от его содержания. В данном случае может быть так, что сначала учитель даст детям самостоятельную работу на 10 минут, затем проведёт с ними занятия в течение 15 минут и снова даст самостоятельную работу на 10 минут, а в конце урока отведёт 5 минут на проверку этой работы. Таким образом, на непосредственную работу с детьми на данном уроке учитель затратит 25 минут, а на самостоятельные занятия детей 20 минут, т. е. столько, сколько указано в расписании.

В тех случаях, когда при одновременных занятиях с несколькими классами дети в течение почти всего урока должны работать самостоятельно, на предшествующем и последующих уроках по этому предмету должно быть отведено достаточное время для непосредственной работы учителя с этим классом.

Так, например, если из двух ежедневных уроков русского языка в 1 классе второй урок проходит главным образом в самостоятельных занятиях детей, то на первом уроке большая часть времени отводится для непосредственной работы учителя с классом. Предполагается, что самостоятельная работа детей на втором уроке будет подготовлена учителем на первом уроке. В букварный период обучения это будет преимущественно самостоятельное чтение по букварю после проведённой учителем на первом уроке работы с разрезной азбукой или письмо новой буквы и слов с новой буквой после предварительного упражнения детей под руководством учителя на первом уроке. Небольшое количество времени, которое отводится на втором уроке для непосредственных занятий с классом, используется учителем для того, чтобы дать детям самостоятельную работу и выборочно проверить её в конце урока.

Такой системы распределения времени на непосредственную работу учителя и на самостоятельные занятия детей следует придерживаться при составлении расписания в отношении всех предметов и всех классов, с которыми учитель ведёт одновременно занятия.

При работе учителя с тремя или четырьмя классами расписание составляется исходя из 6 часов ежедневной классной работы учителя. Это даёт возможность распределить уроки в течение дня таким образом, что только часть их проходит в условиях одновременной работы учителя с тремя или четырьмя классами, остальные же уроки проводятся или с двумя, или с одним классом.

Благодаря этому в течение недели учитель только двенадцать уроков проводит с тремя или четырьмя классами. Количество этих уроков может быть уменьшено до десяти, если занятия по физкультуре и пению будут проводиться в большие перемены (см. стр. 163 и 164).

Кроме этого, учитель имеет возможность в отдельных классах отвести для непосредственной работы с детьми полностью один-два урока в неделю. Недостатком такого расписания является сокращение продолжительности перемены для того класса, с которым учитель проводит занятия по пению и физкультуре, и, в то же время — увеличение перемены для тех учащихся, которые в это время свободны. Однако какого-либо существенного значения для работы учителя и учащихся этот недостаток расписания не имеет.

Пятиминутный перерыв до начала занятий по пению или физкультуре и десяти- или пятнадцатиминутный отдых после этих занятий вполне достаточны для детей, тем более что 20- или 25-минутные занятия по пению и физкультуре проводятся или в те дни, когда учащиеся имеют всего три урока, или когда одним из четырёх уроков является более лёгкий урок, например, чистописание. Пятиминутные перерывы до и после занятий по физкультуре во 2 классе также вполне достаточны для детей, так как эти занятия проводятся перед последним уроком и, кроме того, в основной части их значительное место занимают игры, являющиеся своеобразным отдыхом для детей.

Что же касается увеличения продолжительности перемены до 40 минут, вследствие занятий учителя с одним из классов пением или физкультурой, то при умелом ведении работы учитель может весьма целесообразно использовать излишек этого времени. Он может привлечь детей к совместному пению ранее разученных песен, к физкультурным играм, может организовать чтение вслух книг из школьной библиотеки, настольные игры, имеющие образовательное и воспитательное значение, и т. д.

Наиболее трудной частью учебного дня для учителя, работающего одновременно с несколькими классами, являются третий и четвёртый уроки, когда он проводит занятия одновременно с четырьмя или тремя классами. Проведение некоторых из этих уроков частично облегчено тем, что они даны в расписании в таком соединении предметов, когда одним из предметов является чистописание или рисование. Это даёт учителю возможность организовать в одном из классов самостоятельную работу учащихся в течение большей части урока и сосредоточить внимание на непосредственной работе в тех классах, где по расписанию даны русский язык и арифметика.

Начало учебного дня во 2 и 4 классах проходит в условиях одновременной работы учителя с четырьмя и тремя классами. Поэтому на непосредственную работу с учащимися в этих классах на первых уроках отводится весьма ограниченное время. В этом — недостаток расписания.

Однако он легко может быть исправлен, если на этих уроках будет правильно организована самостоятельная работа учащихся. Расписание предполагает, что первые уроки во 2 и 4 классах должны быть тесно связаны по содержанию с непосредственной работой, проведённой учителем накануне. Так, например, объяснив какое-либо правило правописания и проведя ряд упражнений по закреплению его, учитель может на следующий день дать детям ту или иную самостоятельную работу на применение этого правила: списать текст, подчеркнув в нём требуемые орфограммы, найти и выписать из текста слова на данное правило, разобрать их, составить с ними предложения, ввести в текст данные слова, изменив их форму, и т. д. Прочитав накануне рассказ и проведя с детьми беседу по его содержанию, учитель может дать классу на следующем уроке самостоятельное чтение этого рассказа с выполнением какого-либо задания.

Такого рода предварительная подготовка самостоятельной работы должна иметь место и по другим предметам.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment