Работа школы с родителями в начальных классах

rabota shkoly s roditelyami v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

К основным формам работы школы с семьёй следует отнести индивидуальные беседы с родителями, коллективные консультации родителей, родительские собрания, конференции по обмену опытом воспитания и кружки по изучению вопросов воспитания в семье.

Работа школы с родителями должна начинаться с ознакомления с каждой семьёй. Без этого невозможны дифференцированная помощь и индивидуальный подход к различным семьям. Учителю необходимо знать не только семейную обстановку, но и взаимоотношения внутри семьи, культурный уровень родителей, их подход к детям. Очень важно иметь представление о том, как родители относятся к своей производственной работе и какое участие они принимают в общественной жизни.

Всё это определяет лицо семьи и помогает учителю понять, какое влияние на ребёнка оказывается родителями и в какой мере они являются для детей авторитетом.

Для учителя очень важно также установить, насколько правилен подход родителей к детям, оценить их опыт воспитательного воздействия на детей. Некоторые учителя обращают внимание только на недостатки в семейном воспитании и не умеют заметить хорошего. Между тем, почти в каждой советской семье есть свои, часто очень оригинальные и ценные приёмы воспитания, которые следует не только поощрять, но и передавать их, как хороший опыт, другим родителям.

Мать и другие члены семьи, наблюдающие развитие ребёнка с первых дней его жизни, всегда могут рассказать учителю много существенного о том, как ребёнок рос, какой подход к нему даёт наилучшие результаты, какие значительные события пережил ребёнок в своей жизни и как это отразилось на его характере. Очень важно также выявить недостатки в поведении ребёнка в семье, побеседовать о его поведении в школе и на улице и договориться с членами семьи о твёрдом проведении единой линии в воспитании ребёнка.

Самый лучший вид общения с родителями — задушевная беседа с ними, помогающая завоевать их доверие и искреннее отношение.

Многие родители очень заняты производственной работой — в учреждениях, на заводах, в колхозах, и с ними порой бывает трудно встретиться. Поэтому учителю весьма важно заранее узнавать через детей, когда у родителей бывает перерыв в работе, когда они возвращаются домой с работы и какие выходные дни у них свободны.

Содержание индивидуальной работы с родителями должно изменяться в зависимости от тех задач, которые в тот или иной период учебного года стоят перед школой.

Перед началом учебного года учителям необходимо не только хорошо познакомиться с родителями и домашними условиями детей-семилеток, поступающих в школу, но сразу же объяснить родителям, как они должны подготовить детей к школе, как устроить детский уголок в семье, какие требования школа на первых порах будет предъявлять к выполнению детьми домашних заданий и в чём будут заключаться первые задания.

Наконец, сразу же с родителями следует установить режим дня школьника.

После первых двух недель учения, когда учитель ближе познакомится с семилетками и отметит тех из них, которые выделяются своей неуравновешенностью, рассеянностью, опаздывают на уроки и т. д., необходимо вторично встретиться с родителями именно этих детей, выяснить причины замеченных недостатков в поведении детей и дать родителям соответствующие указания о том, как предупредить проявление этих недостатков в дальнейшем.

Особое внимание следует обратить на те семьи, в которых детям прививаются различного рода предрассудки или в которых им внушается неправильное понимание тех или иных событий общественной жизни. В таких отсталых семьях учителю надо чаще проводить разъяснительную работу и всемерно бороться с отрицательным влиянием отдельных членов семьи на детей.

Не все родители сразу усваивают требования школы. Иногда отдельные члены семьи пытаются отстаивать старый порядок жизни ребёнка в домашних условиях. В этих случаях от учителя требуется твёрдость и настойчивость. Иногда полезно привлечь для беседы с такими родителями депутата сельского совета, председателя колхоза или секретаря партийной организации данного колхоза или учреждения.

Нужно добиться, чтобы все родители поняли, что требования школы являются требованиями государства.

Работа с родителями должна проводиться систематически на протяжении всего года и ни в коем случае не должна ограничиваться встречами с теми родителями, дети которых имеют недочёты в успеваемости и поведении.

С родителями семилеток работа должна проводиться особенно интенсивно перед началом первых каникул. Обычно первое учебное полугодие отнимает у малышей очень много сил; в этот период они привыкают к новым порядкам и новому режиму. Поэтому очень важно разъяснить родителям, как лучше организовать зимний отдых детей, разъяснить значение этого отдыха для здоровья и дальнейших успехов детей в ученье. Надо обратить внимание родителей на то, что и во время каникул дети должны принимать пищу, ложиться спать в установленное режимом время, должны так же аккуратно выполнять все гигиенические правила, как и в учебное время, и т, д. Но за счёт учебной работы должны быть увеличены отдых и пребывание детей на воздухе. Надо предупредить родителей о том, чтобы дети не злоупотребляли посещением ёлок, детских сеансов в кино и другими развлечениями, которые организуются для них в период школьных каникул. Недопустимо, чтобы школьники во время каникул вместо отдыха утомлялись от обилия развлечений. Для семилеток это особенно вредно.

Перед каникулами нужно особо подробно проконсультировать тех родителей, дети которых имеют слабое здоровье и нуждаются в наибольшем внимании. В отдельных случаях следует посоветовать родителям встретиться с врачом и получить от него необходимые указания относительно режима или даже лечения ребёнка.

Так же внимательно нужно отнестись к подготовке семилеток к весенним и летним каникулам.

Перед началом летних каникул следует посоветовать родителям, как лучше провести детям лето, какие игры и виды труда будут для них наиболее полезны; порекомендовать, в чём и как дети должны упражняться и в каникулярное время, чтобы не забыть того, что они приобрели за истекший учебный год.

В колхозах в сентябре обычно ещё продолжаются уборочные работы, и поэтому родители не всегда находят время прийти в школу. Учителю следует после занятий самому пойти к родителям школьников и побеседовать с ними. Учитель может рассказать отцам или матерям, с каким настроением их дети приступили к учению, что в их поведении наблюдается нового по сравнению с прошлым годом, на что следует обратить особое внимание при организации их режима и труда в семье.

Такие индивидуальные беседы дают возможность учителю сразу же, с начала учебных занятий, привлечь внимание родителей, к школьным делам, к учебным занятиям их детей в школе и дома.

Большим событием в жизни учащихся 3 и 4 классов является вступление их в пионерскую организацию. К этому событию дети готовятся с большим волнением.

Учитель должен разъяснить родителям, какое огромное воспитательное значение имеет для ребёнка вступление в детскую коммунистическую организацию, посоветовать родителям поддержать ребёнка в этом отношении, с уважением отнестись к тому, что он учит торжественное обещание, с особым интересом начинает читать «Пионерскую правду» и книги о жизни пионерской организации.

Следует посоветовать родителям, чтобы они в день вступления ребёнка в пионеры создали в семье праздничную обстановку; отметили этот день, поздравили маленького пионера, может быть, сделали бы ему какой-нибудь подарок.

Пионервожатый школы тоже должен встречаться с родителями, рассказывать им об успехах детей в пионерской работе, сообщать родителям о настроениях и переживаниях детей. Школьники иногда стесняются поделиться своими мыслями, тревогами и переживаниями с учителем, но охотно открывают свою душу пионервожатому, который ближе к ним по возрасту и чаще с ними встречается во внеучебной обстановке.

Перед зимними, весенними, а также и летними каникулами, кроме общей беседы на классных родительских собраниях, обязательно надо встретиться с родителями отдельных учащихся, чтобы рассказать им, какие книги рекомендуется их детям прочитать за время каникул, где эти книги можно достать, посоветовать, какими видами домашнего, сельскохозяйственного или технического труда детям следует заняться во время каникул. Относительно тех детей, которые увлекаются рисованием, музыкой и проявляют особые способности в той или иной области искусства, порекомендовать, каким образом их можно включить в работу Дома пионеров или какие условия создать им для творческой работы дома.

Особенное внимание следует уделить работе с родителями в период подготовки детей к экзаменам. Учащиеся четвёртых классов обычно в этот период усиленно занимаются, многие дети начинают нарушать установленный режим — без особой необходимости занимаются по вечерам и поздно ложатся спать, совсем мало бывают на воздухе. Родители же, видя в этом проявление особенной старательности школьников, расценивают нарушение режима как положительное явление. Это большая ошибка, от которой учителю необходимо своевременно предостеречь родителей.

В период подготовки к экзаменам особенно важно, чтобы дети соблюдали режим дня. Если у них имеются известные пробелы в знаниях, надо, увеличить время, которое посвящается учебной работе, на полчаса или на час, но часы занятий должны быть постоянными. После 40 — 45 минут занятий дети должны 10 — 15 минут отдыхать.

Правильная организация режима — одно из самых необходимых условий хорошей подготовки детей к экзаменам.

Следует договориться с родителями о том, чтобы в этот период, они по возможности освобождали детей от домашнего труда и создавали для них такие условия, при которых дети могут успешно готовиться к экзаменам.

Надо поощрять коллективные занятия детей и не препятствовать, если к школьнику приходят товарищи по классу для того, чтобы вместе решать задачи, проверять друг друга в знании грамматики и пр.

Тем родителям, которые имеют возможность помочь детям в подготовке к экзаменам, следует указать, на что дети должны обратить особое внимание при повторении материала по тому или иному предмету.

Работа с семьёй даст большой положительный эффект в том случае, если указания и советы учителя будут конкретными, т. е. если учитель будет учитывать особенности условий жизни ребёнка в семье.

После каждой встречи с родителями следует в особой тетради сделать краткие заметки о результатах беседы, записать основные указания, которые были даны им, а через некоторый срок, путём внимательного наблюдения за школьником и при повторной встрече с родителями, проверить, как выполняются родителями эти указания учителя.

Из своих записей учитель черпает материалы для классных родительских собраний, для выступлений на заседаниях родительского комитета, для групповых консультаций родителей. Кроме того, записи дают возможность учителю более полно отчитаться перед заведующим школой или перед инспектором при проверке его работы с семьёй.

Колл екти в ны е ко нс ул ьтаци и для небольших групп родителей можно организовать или в школе, или в доме у кого-либо из родителей. Некоторые учителя такие консультации устраивают в избах-читальнях, в красных уголках предприятий в обеденные перерывы. Эту работу можно проводить двояко.

Можно предварительно из бесед с родителями выяснить, какой вопрос воспитания детей в семье их наиболее интересует, и в определённый час назначить групповую консультацию по этому вопросу. Темы для консультаций могут быть самые различные: «Как организовать в семье рабочий уголок для ребёнка», «Как воспитывать у детей аккуратность», «Что и как дети должны читать дома» и т. д. Не следует брать больших тем, чтобы беседа не получилась длинной и расплывчатой. Беседы нужно строить так, чтобы родители могли конкретизировать свои вопросы и получить удовлетворяющие их указания. Очень хорошо, если учитель сможет разобрать конкретные ошибки и положительный опыт воспитания именно тех родителей, которые собрались на консультацию. В этом будет большое преимущество коллективных консультаций перед лекциями.

Можно проводить групповые консультации и по другому способу. Собрать небольшую группу родителей и попросить, чтобы они рассказали, что их особенно затрудняет в воспитании детей, и здесь же ответить на вопросы, поставленные родителями. Начинать беседу нужно с ответов на вопросы, наиболее существенные, в первую очередь на такие, которые интересуют большую часть собравшихся родителей.

Когда организуется систематическое повторение учебного материала и идёт подготовка к экзаменам, некоторые родители заявляют о своём желании помогать детям в учебной работе, но они не знают, как это лучше сделать. В этих случаях нужно собрать этих родителей и объяснить им, как они могут и должны с пользой для дела помочь детям исправить их недочёты в письме, чтении, в решении задач.

Практика советской школы показала, что одной из лучших форм педагогической пропаганды являются классные и школьные р одительские собрания.

За неделю до начала учебного года учитель должен провести собрания с родителями учащихся-семилеток. На собрании учитель в кратком докладе сообщает родителям о том, какую учебно-воспитательную работу с учащимися 1 классов будет проводить школа, как она подготовилась к этой работе, в чём может выразиться помощь семьи и как родители должны подготовить детей к школе. Учитель должен посоветовать родителям отметить первый день учения ребёнка как большой семейный праздник.

На этом же собрании необходимо записать родителей, желающих работать в классном родительском активе, и наметить, кто из родителей будет нести дежурство в день начала учения.

На втором родительском собрании, которое должно быть созвано через 7 — 10 дней после начала занятий, учитель должен кратко рассказать о том, как прошли первые дни учения, как настроены дети, и провести первую небольшую беседу о режиме дня школьника. Эта беседа может быть проведена по такому плану:

1.   Значение твёрдого режима в жизни ребёнка для укрепления его здоровья и успешного учения в школе.

2.           Каким должен быть режим для ребёнка семилетнего возраста.

3.   Какие условия надо создать в семье для выполнения правильного режима дня.

4.   Значение требовательности и настойчивости родителей в проведении режима.

На этом же собрании надо познакомить присутствующих родителей с планом работы школы с семьёй.

Последующие родительские собрания следует проводить систематически, один раз в месяц.

Также один раз в месяц проводятся классные родительские собрания для родителей учащихся 2, 3 и 4 классов.

В подготовке к итоговым (за четверть, за полугодие, за год) собраниям активное участие должны принимать дети. Они выпускают ко дню собрания стенную газету, в которой отчитываются перед родителями в своей учебной и пионерской работе, готовят под руководством учителя выставку, на которой экспонатами являются лучшие сочинения и изложения, лучшие тетради по русскому языку и арифметике, изготовленные детьми рисунки, гербарии, коллекции, разные предметы ручного труда — вышивки, аппликации, столярные изделия и т. п.

Такая выставка является хорошим стимулом в борьбе детей за улучшение качества своих работ. Дети стараются писать как можно чище и красивее, возможно лучше и тщательнее выполняют то или иное задание учителя, зная, что это не только важно для них самих, не только вызовет одобрение учителя, но и доставит большую радость их родителям.

К такому родительскому собранию обычно приурочиваются и детские самодеятельные выступления, которые всегда очень привлекают и трогают родителей. Иногда родительские собрания проводятся в нерабочие дни и после их окончания устраивается пионерский костёр.

Родители с удовольствием наблюдают, как дети маршируют под звуки барабана и горна, как они рапортуют пионервожатому, как играют в пионерские игры, исполняют национальные танцы и пр. Всё это приближает родителей к школе, заставляет их больше интересоваться школьной и пионерской жизнью детей и аккуратнее посещать родительские собрания.

Содержание родительских собраний должно определяться конкретными задачами, которые на данный период выдвигаются учителями перед родителями и перед учащимися данного класса. Естественно, что собрание, проводимое после первой четверти или в начале учебного года, должно отличаться от собрания, которое проводится в конце третьей четверти перед проверочными испытаниями. Очень важно избегать шаблона в проведении родительских собраний, который иногда наблюдается в школах: учитель сообщает об итогах успеваемости, критикует родителей, которые уделяют мало внимания детям, раздаёт табели, и на этом классное родительское собрание кончается.

К классному родительскому собранию учитель обязательно должен подготовить краткую беседу на одну из тем, которые волнуют родителей учащихся именно данного класса, и тем самым помочь им в разрешении самых неотложных практических задач, связанных с семейным воспитанием детей.

Можно рекомендовать следующие темы для таких бесед:

Семья и школа

1.    Единые цели школы и семьи в осуществлении коммунистического воспитания детей. Ведущая роль школы как государственного учреждения.

2.           Мать как воспитательница.

3.           Отец как воспитатель.

4.    Режим жизни и труда детей в семье и в школе. Главные требования школы к семье.

5.           Каким образом родители должны поддерживать авторитет учителя.

6.           Основные формы связи школы и семьи.

Как родители должны помогать детям хорошо учиться

1.    Значение образования для молодого поколения. Ленин и Сталин об образовании.

2.    Какие условия нужно создать в семье, чтобы школьники могли спокойно выполнять домашние задания.

3.    Что должны знать родители о подготовке детьми устных уроков и в чём должна заключаться их помощь детям.

4.    Что должны знать родители о подготовке детьми письменных работ и как они должны контролировать их выполнение.

5.    Значение самостоятельной работы детей. Недопустимость чрезмерной опеки при выполнении детьми домашних заданий.

6.           Как постепенно приучить детей к самоконтролю.

7.           Как помогать детям применять на практике полученные в школе знания.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment