Ошибки в детских изложениях и сочинениях можно условно разделить на следующие основные группы: 1. Ошибки логические. 2. Ошибки в построении предложения. 3. Ошибки словарные. 4. Ошибки орфографические и пунктуационные.
К характерным логическим ошибкам следует отнести: искажение содержания, пропуск существенных моментов и нарушение последовательности в рассказе.
Ошибки в построении предложений проистекают прежде всего от неумения детей установить границу предложения и связь между предложениями. Эти ошибки не следует смешивать с пунктуационными.
Часто учащиеся допускают ошибки вследствие непонимания значения союзов. К ошибкам в построении предложений можно отнести и такие дефекты, как излишнее повторение одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях и неправильное употребление местоимений. Последнее имеет различный характер: в одном случае это назойливое повторение одного и того же существительного или местоимения, которое, однако, не мешает ясности мысли и последовательности изложения. В других случаях — неправильное употребление местоимений, что вносит неясность в содержание рассказа и нередко приводит к двусмысленности.
К ошибкам словарного характера относятся: употребление слова в несвойственном ему значении и искажения слов. Некоторые из этих искажений связаны с неправильностью говора, другие являются результатом неумения пользоваться приставками и суффиксами при словообразовании.
Методика работы над ошибками в изложениях и сочинениях варьируется в зависимости от сложности материала и характера ошибок на каждой данной ступени обучения.
Подготовка учителя к уроку, на котором проводится работа над ошибками, начинается во время проверки написанных детьми изложений или сочинений.
Учитель отбирает две лучших работы, уясняет для себя, что именно в них хорошо. Так, например, одна из них написана обстоятельно и гладко, другая написана так же, но обнаруживает кроме того умение ученика излагать содержание своими словами без искажения смысла и умение выразить своё отношение к описываемому в виде небольшой концовки.
Затем учитель отбирает 2 — 3 работы, в которых учащиеся допустили следующие ошибки: исказили содержание и основную мысль, пропустили существенные моменты рассказа, неправильно построили ряд предложений и плохо связали их между собой, допустили ненужное обилие местоимений и повторение отдельных слов.
После этого учитель выписывает в свою тетрадь различные словарные ошибки, допущенные детьми.
Наконец, он намечает отдельные упражнения в связи с работой над построением предложения.
Урок состоит из двух основных частей:
а) коллективная работа детей,
б) индивидуальная работа детей с последующим контролем учителя.
Первая часть урока включает в себя чтение лучших, работ с конкретным указанием их достоинства (полное изложение, изложено своими словами, дана хорошая концовка).
Разбор недочётов и ошибок начинается с чтения работ, в которых имеет место искажение содержания или пропуск. Учитель даёт детям задание — внимательно слушая, подметить, что неверно, что пропущено.
Затем учитель читает вслух работы с ошибками в построении предложений, с неудачной связью предложений между собой. Он даёт классу задание отметить неправильности и сказать, как правильнее выразить мысль. В связи с этим приводятся образцы удачного построения предложений. Так, например, излагая рассказ о том, как бойцы самоотверженно работали на пожаре, дети писали: «Когда бойцы выскочили, крыша рухнула», «Не успели они ещё выскочить, как крыша рухнула», «Едва бойцы выскочили, крыша рухнула», «Только они выскочили, крыша рухнула».
Записав на доске эти предложения и разобрав их с детьми, учитель доводит до сознания детей, что наиболее удачной формой выражения содержания в данном случае являются третье и четвёртое предложения. В первом содержание выражено неточно, ибо союз когда здесь имеет оттенок длительности, а надо показать внезапность. Второе предложение также неверно выражает мысль, ибо выражение «не успели ещё» говорит о том, что крыша рухнула, когда бойцы были ещё в доме.
В выражении «крыша упала» глагол заменяется другим: рухнула, обвалилась, и выясняется, почему в данном случае лучше употребить другой глагол. На этом заканчивается коллективная работа.
Учитель раздаёт тетради на руки. Каждый ученик читает внимательно про себя свою работу и разбирается в подчёркиваниях и исправлениях, сделанных учителем, задаёт в связи с этим вопросы учителю, исправляет свои ошибки.
После просмотра своих работ дети по вызову учителя объясняют допущенные ими ошибки и сделанные учителем исправления. Объяснения слушает весь класс. Орфографические ошибки разбираются в конце урока (если их немного и для этого осталось время) или на одном из следующих уроков грамматики.
Исправление ошибок в тетрадях проводится различным способом. Наиболее удачным можно считать способ, который начинает широко применяться в школьной практике за последнее время.
Строчки, в которых искажён смысл рассказа, подчёркиваются горизонтальной волнистой линией, а если искажение заключается в целом отрывке, волнистая линия проводится вертикально, против отрывка. Пропуск чего- либо существенного в содержании обозначается большой «галочкой», а пропуск слова — маленькой «галочкой». Неправильное согласование, наличие ненужных повторений слов отмечается небольшой волнистой линией под каждым из слов, на которые надо обратить внимание. Словарные ошибки указываются посредством подчёркивания слова и постановкой знака вопроса рядом с этим словом. Написано: взошёл, вместо вошёл; ошибка отмечена взошёл (?).
Приученные к этим обозначениям ошибок, дети без особого труда разбираются в их характере.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова