Психофизические особенности детей 7-летнего возраста

psihofizicheskie osobennosti detej 7 letnego vozrasta Обучение в советской школе

Психофизическое развитие поступающих в школу семилетних детей весьма различно. Однако можно указать некоторые типичные для этого периода детства особенности.

Со стороны физической следует отметить следующие черты, существенные для педагогических выводов. От «худения» и «вытягивания» ребёнок переходит к «полноте», т. е. рост его задерживается, а вес увеличивается. Наряду с этим увеличивается и мышечная сила. Отсюда, по сравнению с предыдущим периодом, не только не падает, а, может быть, ещё возрастает склонность ребёнка к длительной активности, к «подвижности». С другой стороны, возникает возможность выполнения ребёнком некоторых трудных операций. Дети этого возраста могут не только стереть пыль, подмести пол, вымыть посуду, но и ухаживать за растениями, поработать на огороде и пр.

Правда, при организации такого рода деятельности (как и в учебной работе) не нужно забывать значительной утомляемости ребёнка семилетнего возраста, обусловленной чрезмерной возбудимостью сердца.

Необходимо давать выход естественному, органическому стремлению ребёнка к движениям — не запрещать, например, детям после почти неподвижного сидения во время урока играть и бегать во время перемен. Но нужно учесть, что движения ребёнка в этом возрасте ещё не упорядочены, не организованы и в беспорядочной беготне детей неизбежны столкновения, падения и т. д. Отсюда требуется особое внимание к организации во время перемен кратковременных подвижных игр, воспитывающих ловкость и точность движений.

Игровая деятельность в жизни детей семилетнего возраста, так же как и у старших дошкольников, занимает большое место. Дети обнаруживают стремление к подвижным играм сюжетного характера с распределением ролей и требованием соблюдать правила. При этом сюжет игры заимствуется не только из непосредственно воспринимаемой действительности, но и из рассказов, услышанных от взрослых, а иногда является продуктом собственной выдумки детей.

Мозг ребёнка к моменту поступления в школу в отношении количественного роста приближается к мозгу взрослого человека, что определяет способность ребёнка к умственной работе, ученью. В деятельности предыдущего периода (лепка, рисование и др.) развитие мелкой мускулатуры пальцев руки достигает уже такой степени, что позволяет перейти к овладению движениями письма. Отмечается развитие способностей ребёнка к рисованию, к лепке.

У ребёнка семилетнего возраста возникает уже определённое стремление к учению в школе. Он и идёт в школу с желанием научиться читать, писать, хотя не совсем ещё ясно представляет характер и содержание школьной жизни и деятельности. Было бы неправильно в начале учебных занятий задерживать исполнение этого желания и затягивать наступление «ученья», посвящая уроки лишь беседам о школе, о правилах поведения, свободному рисованию или свободным рассказам детей. Это не удовлетворяет маленьких школьников и создаёт некоторое разочарование.

Обучение, естественно, требует определённой ступени развития восприятия, опирающегося на ощущения и имеющийся уже у ребёнка запас знаний, представлений.

Интерес к познанию предметов и явлений действительности становится у ребёнка в это время более устойчивым: усиливаются любознательность и стремление наблюдать, «исследовать». Но нет ещё развитого умения анализировать предметы и явления, замечать детали, выделять основное. Иногда ребёнок замечает в предмете или картине лишь разрозненные частности. Отсюда недостатки в воспроизведении по памяти: в рассказе о только что просмотренной картине нередко часть показаний является неправильной или неточной. Это требует от учителя значительной работы в области воспитания восприятия, наблюдательности детей.

Внимание приобретает, по сравнению с дошкольным возрастом, большую устойчивость, но ребёнок все ещё может слушать лишь непродолжительный рассказ учителя, и внимание его большей частью держится на непосредственном интересе. Отсюда требование смены форм деятельности на уроке: чтение должно переходить в рассказ, соединяться с беседой и далее завершаться зарисовкой или письмом детей. Недостаточен объём внимания: вопрос, обращённый к классу, фраза или предложение для повторения, условие задачи — только при их краткости и медленности темпа предложения могут быть успешно восприняты детьми. Особенно же слаба способность к распределению внимания даже между деятельностями, направленными на один и тот же объект. Если нужно списать с доски, то сначала надо дать детям ясно воспринять, прочитать написанное (и может быть — неоднократно), а потом уже предложить его списать.

Мышление ребёнка семилетнего возраста конкретно. Поэтому на уроках в 1 классе необходимо особенно широко использовать различного рода наглядные пособия. По сравнению с предыдущим дошкольным возрастом, мышление школьника-семилетки скорее может оторваться от непосредственно воспринимаемого предмета или явления, и ребёнок может оперировать словами, вызывающими мысленные образы из его прошлого опыта. Однако запас представлений о действительности, о том, что ребёнок видел в комнате, на улице, в огороде и саду, в поле и т. д., ещё очень мал. Кроме того, эти представления недостаточно полны и отчётливы в силу указанных особенностей наблюдения и воспроизведения по памяти у детей семилетнего возраста. Поэтому всегда есть опасность, что ребёнок понимает слышимое слово не так, как нужно, и требуется постоянная проверка правильности представлений, которые ребёнок связывает с отдельными словами, услышанными на уроках, но не подкреплёнными наглядной иллюстрацией (в виде предметов или картин). И даже наглядный материал, относящийся к мало знакомым ребёнку предметам и явлениям действительности, может им восприниматься, вернее, пониматься, неправильно.

Отсюда возникает необходимость как можно чаще вызывать речь самого ребёнка, тем более, что дети семилетнего возраста уже способны давать описание знакомого предмета, а не только односложное определение его по назначению или местонахождению («топор — это рубят», «яблоня — это в саду»), как это обычно имеет место у дошкольников. Правда, запас слов, как и представлений, у детей этого возраста ещё небольшой: в среднем 2 000 слов, из которых около половины составляют обозначения предметов (существительные), около одной трети названия действий (глаголы) и меньше одной десятой — обозначения качеств или свойств предметов (прилагательные).

В своём поведении ребёнок-семилетка ни в какой степени не ограничивается импульсивными действиями, определяющимися лишь элементарными эмоциями (чувствами, связанными с потребностями питания, чувством удовольствия от ярких зрительных и громких звуковых впечатлений, эмоцией страха и гнева и т. д.), — у него сильно возрастают сознательные, целенаправленные действия.

Оценки, даваемые учителем устным ответам ученика в классе, его письменным работам, а также его поступкам, его поведению, способствуют развитию оценочных суждений, появившихся ещё в предыдущем периоде.

Переход из семьи и даже детского сада в школу создаёт значительное изменение условий, определяющих не только приобретение знаний и умственное развитие ребёнка, но и. развитие его эмоционально-волевой жизни, его поведения, его личности в целом.

Первое появление в школе, необычные впечатления, связанные с требованием строго дисциплинированного поведения на уроке, вызывают присущее ребёнку этого возраста (в большинстве случаев) чувство робости и застенчивости, создают у него состояние некоторой «скованности».

Внимание ребёнка на первых уроках обычно занято исключительно словами и действиями учителя; в силу ограниченности объёма этого внимания, вернее, слабой способности к распределению внимания, он ещё «не видит» своих товарищей, не всегда слышит их ответы. Он ещё не чувствует себя членом классного коллектива. Требования относительно тех или иных действий, обращённые учителем к классу, школьник первые дни не воспринимает как обращённые и к нему. Он ждёт индивидуального обращения к себе непосредственно и только при таком обращении выполняет требование. Дети семилетнего возраста часто обнаруживают неумение выполнять самые простые требования: вставать при обращении учителя к ним с вопросами и при ответе на них, садиться и подниматься без шума, и т. д. Нередко нужно не только напомнить им известное правило, но и показать, как его исполнить. Слабость памяти на то, что непосредственно ребёнка не интересует, вызывает забывание правил, требует частого их напоминания. Напоминание же должно непременно связываться с выполнением требуемого действия для того, чтобы вырабатывалась соответствующая привычка. Большое значение имеет и поощрительная оценка правильных действий.

Освоившись немного со школьной обстановкой, ребёнок начинает замечать своих товарищей. Более тесное общение с ними происходит обычно во время перемен, когда школьник чувствует себя более свободным и в движениях, и в действиях.

Внимание к товарищам и присущая всем детям младшего возраста склонность к подражанию заставляют его не только во время перемены, но и на уроках воспроизводить часто такие действия товарищей, которые являются нарушением дисциплины — громкий возглас, смех и т. д. Напрасно иногда учитель пытается прекратить начавшийся шум громкими окриками: он сам становится одним из главных объектов подражания, и шум может ещё больше усилиться. Спокойная, по возможности, негромкая, но достаточно отчётливая речь учителя будет хорошим примером для детей.

В качестве одного из средств приучения детей к дисциплинированному поведению на уроке многими учителями используются «минутки тишины», точно так же, как «физкультурные минутки» используются в качестве средства разрядки нарастающего при неподвижном сидении на уроках стремления детей к движениям.

Учитывая лёгкую внушаемость школьника раннего возраста, учитель не должен реагировать на неправильные действия и проступки детей многословными рассуждениями по поводу этих проступков и подчёркивать недисциплинированность ребёнка: «Какой ты непослушный!» Гораздо больше пользы принесут положительные указания о том, что нужно делать, как нужно себя вести, и спокойная настойчивость в требовании выполнения этих указаний.

Сплочению классного коллектива и развитию у каждого ученика стремления бороться за общую успеваемость и хорошее поведение способствуют периодические оценки учителем работы и успехов всего класса, осторожные указания на то, что такие-то ученики пока препятствуют классу достигнуть больших успехов, и показ лучших примеров выполнения учебных заданий. Поручения отдельным школьникам выполнять те или иные общественные обязанности в классе (член санитарной тройки, дежурный по классу и т. д.) приучают детей не только требовать от товарищей исполнения правил личной гигиены, чистоты в классе, но и самим подчиняться требованиям того, кому поручено наблюдение за известным участком жизни класса.

Привитие правил поведения в раннем детстве проводится преимущественно через упражнения в самих действиях. При этом требуется осмысление, осознание нужности выполнения данных правил. Это лучше всего достигается через беседы с классом по поводу успехов в учении и по поводу выполнения тех или иных требований учителя.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment