Психофизическое развитие поступающих в школу семилетних детей весьма различно. Однако можно указать некоторые типичные для этого периода детства особенности.
Со стороны физической следует отметить следующие черты, существенные для педагогических выводов. От «худения» и «вытягивания» ребёнок переходит к «полноте», т. е. рост его задерживается, а вес увеличивается. Наряду с этим увеличивается и мышечная сила. Отсюда, по сравнению с предыдущим периодом, не только не падает, а, может быть, ещё возрастает склонность ребёнка к длительной активности, к «подвижности». С другой стороны, возникает возможность выполнения ребёнком некоторых трудных операций. Дети этого возраста могут не только стереть пыль, подмести пол, вымыть посуду, но и ухаживать за растениями, поработать на огороде и пр.
Правда, при организации такого рода деятельности (как и в учебной работе) не нужно забывать значительной утомляемости ребёнка семилетнего возраста, обусловленной чрезмерной возбудимостью сердца.
Необходимо давать выход естественному, органическому стремлению ребёнка к движениям — не запрещать, например, детям после почти неподвижного сидения во время урока играть и бегать во время перемен. Но нужно учесть, что движения ребёнка в этом возрасте ещё не упорядочены, не организованы и в беспорядочной беготне детей неизбежны столкновения, падения и т. д. Отсюда требуется особое внимание к организации во время перемен кратковременных подвижных игр, воспитывающих ловкость и точность движений.
Игровая деятельность в жизни детей семилетнего возраста, так же как и у старших дошкольников, занимает большое место. Дети обнаруживают стремление к подвижным играм сюжетного характера с распределением ролей и требованием соблюдать правила. При этом сюжет игры заимствуется не только из непосредственно воспринимаемой действительности, но и из рассказов, услышанных от взрослых, а иногда является продуктом собственной выдумки детей.
Мозг ребёнка к моменту поступления в школу в отношении количественного роста приближается к мозгу взрослого человека, что определяет способность ребёнка к умственной работе, ученью. В деятельности предыдущего периода (лепка, рисование и др.) развитие мелкой мускулатуры пальцев руки достигает уже такой степени, что позволяет перейти к овладению движениями письма. Отмечается развитие способностей ребёнка к рисованию, к лепке.
Обучение, естественно, требует определённой ступени развития восприятия, опирающегося на ощущения и имеющийся уже у ребёнка запас знаний, представлений.
Мышление ребёнка семилетнего возраста конкретно. Поэтому на уроках в 1 классе необходимо особенно широко использовать различного рода наглядные пособия. По сравнению с предыдущим дошкольным возрастом, мышление школьника-семилетки скорее может оторваться от непосредственно воспринимаемого предмета или явления, и ребёнок может оперировать словами, вызывающими мысленные образы из его прошлого опыта. Однако запас представлений о действительности, о том, что ребёнок видел в комнате, на улице, в огороде и саду, в поле и т. д., ещё очень мал. Кроме того, эти представления недостаточно полны и отчётливы в силу указанных особенностей наблюдения и воспроизведения по памяти у детей семилетнего возраста. Поэтому всегда есть опасность, что ребёнок понимает слышимое слово не так, как нужно, и требуется постоянная проверка правильности представлений, которые ребёнок связывает с отдельными словами, услышанными на уроках, но не подкреплёнными наглядной иллюстрацией (в виде предметов или картин). И даже наглядный материал, относящийся к мало знакомым ребёнку предметам и явлениям действительности, может им восприниматься, вернее, пониматься, неправильно.
Оценки, даваемые учителем устным ответам ученика в классе, его письменным работам, а также его поступкам, его поведению, способствуют развитию оценочных суждений, появившихся ещё в предыдущем периоде.
Переход из семьи и даже детского сада в школу создаёт значительное изменение условий, определяющих не только приобретение знаний и умственное развитие ребёнка, но и. развитие его эмоционально-волевой жизни, его поведения, его личности в целом.
Освоившись немного со школьной обстановкой, ребёнок начинает замечать своих товарищей. Более тесное общение с ними происходит обычно во время перемен, когда школьник чувствует себя более свободным и в движениях, и в действиях.
В качестве одного из средств приучения детей к дисциплинированному поведению на уроке многими учителями используются «минутки тишины», точно так же, как «физкультурные минутки» используются в качестве средства разрядки нарастающего при неподвижном сидении на уроках стремления детей к движениям.