Тщательный учёт знаний и навыков учащихся по русскому языку имеет исключительно большое значение. Известно, что второгодничество связано главным образом с неуспеваемостью детей по русскому языку. Поэтому проверка знаний учащихся по грамматике, навыков правописания, чтения, развития письменной речи у детей и проводимая вслед за этим работа учителя по исправлению недостатков в усвоении детьми программы по русскому языку является одним из основных путей в предупреждении отставания учащихся. Особенно большое значение имеет систематический учёт знаний и навыков по грамматике и правописанию, так как обучение детей этим предметам является одним из наиболее трудных разделов работы начальной школы.
Учёт знаний детей по грамматике осуществляется главным образом путём опроса учащихся. Устны й о пр о с даёт возможность проверить, знают ли дети признаки изучаемых частей речи, орфографические правила, умеют ли разбирать текст, придумывать примеры и. т. д. Гр ам матич е – с кий р аз б ор является одной из основных форм устной проверки знаний детей по грамматике. Предложения, которые даются детям для разбора, должны удовлетворять определённым требованиям. Во 2 классе они не превышают 3 — 4 слов, в 3 — 6, в 4 — 8. В предложениях для разбора должны быть налицо подлежащее, выраженное существительным или личным местоимением, и сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении. Грамматический разбор всегда соединяется с характеристикой смысловой стороны предложения. Поэтому предпочтительнее разбирать предложения в цельном тексте.
Для проверки знания состава слов даются такие слова, в которых отчётливо различаются их части (по-бел-ка).
Для устной проверки знаний по грамматике применяются также следующие упражнения: составление различного типа предложений, образование предложений с теми или иными грамматическими формами, замена одних грамматических форм другими (замена одного лица другим, замена одного времени другим, замена нескольких предложений одним предложением с однородными членами, замена двух простых предложений сложным), придумывание примеров на изучаемые грамматические формы — склонение, спряжение и пр.
Наилучшее качество грамматических знаний характеризуется тем, что ученик самостоятельно, уверенно, быстро разбирается в изученных грамматических формах, легко придумывает примеры с этими формами, находит примеры в текстах, которые он читает в книге, правильно отвечает на вопросы учителя, точно выполняет все грамматические упражнения и правильно применяет изученные грамматические формы в своей речи.
Менее высокое качество знаний ученика характеризуется меньшей самостоятельностью и уверенностью при выполнении заданий, а также наличием затруднений при исправлении своих ошибок.
Среди ошибок, которые делают при разборе учащиеся, грубыми являются ошибки в определении связи слов в предложении, в указании главных членов предложения, частей речи, числа и лица.
Средством проверки усвоения детьми навыков правописания и развития письменной речи служат изложения , сочинения , диктанты и списывание.
Объём материала для списывания или диктанта к концу первого полугодия для 1 класса не должен превышать 12 — 14 слов, к концу года — 18 — 20 слов. Объём материала для списывания или диктанта во 2 классе устанавливается в 40 — 45 слов, в 3 — 60 — 65 слов, в 4 — в 85 — 90 слов.
Предлоги, союзы и частицы в тексте для списывания или диктанта считаются за отдельные слова.
В начале года (1-я четверть) количество слов в диктанте должно соответствовать количеству слов диктанта в конце предыдущего года. Каждую четверть текст для письма увеличивается приблизительно на 10 слов, так что к началу 3-й четверти достигает нормы количества слов для данного класса.
Текст диктанта должен содержать достаточное количество изученных орфограмм, не менее 60% от числа слов диктанта. Неизученные орфограммы не включаются в текст; в случае невозможности избежать их, слова с такими орфограммами выписываются на доске.
В каждом предложении диктанта в 1 классе к концу года не должно быть больше 4 — 5 слов, во 2 — 6 — 8 слов, а в 3 и 4 классах — 12 слов.
Текст для диктантов и списывания должен быть таким, чтобы построение предложений и каждое слово в них были понятны детям.
Произношение учителя, диктующего текст, должно быть правильным, литературным, без подсказывания орфографии. Сначала учитель читает детям весь текст диктанта, затем первое предложение, после чего дети начинают писать. Каждое предложение в зависимости от размера повторяется 2 — 3 раза. Если же предложение длинное, то его можно диктовать по частям, осмысленными отрезками. После того как диктант написан, учитель читает весь текст ещё раз, дети проверяют работу и сдают её учителю.
Ошибкой в работе ученика следует считать:
а) всякое нарушение написаний, изучавшихся как по программе данного класса, так и по программе предыдущих лет;
б) нарушение правил переноса слов;
в) отсутствие или неправильную постановку знаков препинания, изученных в данном и предыдущих классах.
За ошибку в диктанте не считаются:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ещё не изучались (слова на такие правила не должны вводиться в текст диктанта, или же возможность ошибок в них должна быть предупреждена);
б) повторение в диктанте одного и того же неправильно написанного слова, если, например, слово ночь два раза написано без мягкого знака, то это считается за одну ошибку; если же ученик написал без мягкого знака хотя и однотипные, но не одинаковые слова ночь, дочь, то каждая ошибка учитывается отдельно;
в) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
г) единичный случай замены учеником одного слова другим без искажения смысла.
Результаты тщательно проверенной работы каждого ученика учитель отражает в сводке. Для составления сводки можно предложить следующую форму:
Такая сводка наглядно показывает, в чём пробелы и недочёты у каждого ученика в отдельности и у всего класса в целом, над какими вопросами и над повторением каких разделов грамматики надо ещё работать с детьми.
В 3 — 4 классах для проверки знаний и навыков учащихся по русскому языку лучше давать изложения и сочинения, чем диктанты и списывание. Изложения и сочинения дают возможность учителю вскрыть, насколько глубоко учащиеся овладели знаниями, особенно письменной речью. Конечно, наряду с изложениями и сочинениями могут и должны проводиться в качестве проверочных работ и другие виды письменных работ, но предпочтение в этом отношении следует отдать изложениям и сочинениям.
Проверочное изложение даётся для того, чтобы установить умение самостоятельно излагать прочитанное, правильно строить речь, а также, чтобы установить степень овладения орфографическими навыками.
Для изложения берутся тексты повествовательного характера. Они должны быть просты по построению и интересны для учащихся. Каждое слово и конструкция предложений в рассказе должны быть понятны ученику.
Размер рассказа для изложения должен быть небольшой, чтобы ученик сразу охватил содержание и построение прочитанного: для 3 класса от 1/4 до1/2 страницы, а для 4 — от 1/2 до 3/4 страницы печатного текста.
Изложение в качестве проверочной письменной работы проводится так: учитель два раза отчётливо, выразительно читает текст для изложения, объясняет непонятные слова (если они имеются в тексте), записывает на доске те слова, орфография которых учащимся неизвестна, затем учащиеся приступают к самостоятельному письму.
Для контрольного сочинения учитель выбирает простую и вполне доступную для детей тему. Содержание сочинения должно полностью основываться на имеющемся у детей жизненном опыте, на проведённых по заданию учителя наблюдениях и на соответствующих представлениях и понятиях, полученных детьми на предшествующих уроках.
При классификации ошибок, допущенных детьми в изложении или сочинении, следует учитывать ошибки не только орфографические и пунктуационные, но и логико-стилистические, а именно: ошибки в содержании — искажение содержания, непоследовательность изложения ; ошибки в построении предложения — неправильно е опре – деление границ предложения, неправильное построение предложения, излишнее повторение слов, неправильное согласование слов ; словарные ошибки — неправильное употребление слов, искажение слов.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова