Проверка знаний. Письменные контрольные работы

pismennye kontrolnye raboty Проверка знаний

Контрольные письменные работы проводят по заранее намеченному плану и приурочивают обычно к окончанию изучения темы или раздела программы.

После изучения той или иной темы учитель, в зависимости от содержания темы, с помощью письменной контрольной работы может проверить:

  • умение решать задачи такого вида или типа, какие предусмотрены программой и предварительно решались в классе учениками под руководством учителя или самостоятельно;
  • умение составлять задачи в 1—2 действия по определенному заданию;
  • вычислительные навыки;
  • измерительно-графические навыки и умение применять эти навыки к решению практических вопросов;
  • знание теоретических вопросов программы.

При проверке умения решать задачи учитель вначале кратко инструктирует детей о порядке выполнения работы, рассказав, как должна быть решена задача: с записью вопросов или с записью только действий, с краткой записью условия задачи и иллюстрацией его или без них; кроме того, учитель может предложить составить формулу решения задачи, сделать проверку. Конечно, все требования в одной контрольной работе ученик не в состоянии выполнить, поэтому в одной работе предлагается одно, в другой — другое, в зависимости от того, что учитель намерен проверить, а также в зависимости от сложности задачи.

В контрольные работы следует вводить и задачи с практическим содержанием, в которых дети могли бы показать умение самостоятельно сделать несложный расчет, составить смету расходов на посещение классом театра, на проведение экскурсии, на содержание живого уголка или построить прямоугольник, провести измерение отрезков и пр.

Приведем несколько примеров таких работ.

  1. Начертите три отрезка: один длиной 5 см, другой на А см длиннее, а третий такой, чтобы его длина была равна длине первых двух вместе. Запишите решение этой задачи (II кл.).
  2. Определите на глаз в дециметрах длину и ширину классной доски (II кл.).
  3. Ученики сельской школы, в количестве 25 человек совершили однодневную экскурсию в город. Подсчитайте стоимость экскурсии, если для каждого ученика на питание надо 50 коп., на транспорт в городе 22 коп. и проезд по железной дороге в один конец 24 коп. (111 кл.) 4. Длина нашего класса … м, ширина … м, высота… м. Чему равен объем нашего класса’? (IV кл.).

Проверку умения составить задачу учитель проводит или отдельно (при этом предъявляется требование составить задачу определенного вида или типа, на определенное действие), или совместно с проверкой умения решать готовые задачи, когда ученику предъявляется требование составить задачу, обратную данной, или данную задачу преобразовать в другой вид или другую форму.

Например:

  1. Составьте две простые задачи на вычитание: одну, в которой надо данное число уменьшить на несколько единиц, другую, в которой надо найти разность двух чисел.
  2. 3адача: Учительница раздала ученикам 66 тетрадей. В классе было 15 мальчиков и 18 девочек. Сколько тетрадей получили мальчики и сколько девочки, если каждый мальчик и девочка получили поровну?

Преобразуйте эту задачу так, чтобы спрашивалось, сколько в классе было мальчиков и сколько девочек (для III кл.).

Для проверки навыков в устных вычислениях в I и II классах применяют различные формы:

  1. примеры в одно, два или несколько действий учитель пишет на доске, а ученикам предлагает только записать ответы под теми же номерами, какими примеры занумерованы на доске;
  2. учащимся дают карточки с примерами, в которых ученики должны написать ответы после устного решения;
  3. арифметические диктанты (учитель диктует ряд примеров, ученики решают устно, записывают только ответы). На такие контрольные работы обычно отводят от 10 до 20 минут.

В III-и IV классах проверку умения применять устные вычисления можно соединить с проверкой письменных вычислений. Например, учитель, желая проверить умение детей пользоваться в устных (полуписьменных) вычислениях приемом округления при сложении многозначных чисел и одновременно проверить навыки в письменном сложении, дает пример (2798 + 3100) и предлагает показать сначала, как он решается устно с помощью округления, а затем с помощью письменных приемов. Ученик записывает в тетради сначала так, как он должен решать этот пример с помощью округления (2798 + 3100 = 2800 + 3100 — 2 = 5898), затем числа складывает столбиком.

При изучении переместительного или сочетательного закона сложения или умножения учитель также может соединить проверку устных приемов с письменными, например:

1 ) 3179 + 1706 + 821 + 2294 = (3179 + 821).+ (1706 + 2294) = 4000 + 4000 = 8000 (ученик показывает, как бы он решал устно), а затем 4 данных числа складываются столбиком;

2) 125 x 24 x 8 = 125 x 8 x 24 = 1000 x 24 = 24000, затем ученик столбиком перемножает 125 x 24 и полученное произведение умножает на 8.

Одновременно с проверкой устных и письменных. вычислительных навыков удобно проверить знание определений, правил, приемов устных вычислений общего и частного характера, свойств арифметических действий, правил вычисления площади и объема и т. д.

Например, ученик по правилу сокращенного умножения решает пример: 72 х 25 = 72 : 4 х 100 = 1800, а затем пишет: Делю множимое на 4 и частное умножаю на 100. Или, наоборот, он записывает правило полностью: При умножении на 25 достаточно множимое разделить на 4 и частное умножить на 100

Чтобы проверить, как устные и письменные навыки ученики применяют к решению практических вопросов, то есть чтобы проверить, действительно ли полученные в школе знания стали навыками, помогающими детям решать практические вопросы, учитель дает такие контрольные задачи, в которых требуется составить сметы расходов, например: на освещение классных помещений, на почтовые расходы по пересылке писем в течение учебного г ода; произвести денежные расчеты, подсчитать на счетах и т. п.

В программе требуется, чтобы ученики умели начертить отрезок, прямоугольник, квадрат и некоторые другие фигуры, состоящие из комбинации перечисленных фигур, чтобы умели измерять инструментами и на глаз отрезки, площади, объемы, делать иллюстрации к задачам. Этому надо научить детей и затем проверять их измерительно-графические навыки с помощью контрольных работ.

При подготовке к контрольной работе учитель должен хорошо продумать каждую ее деталь, особенно когда готовится контрольная работа для учеников I класса. На первых порах первоклассников необходимо не только хорошо проинструктировать, но и прорепетировать с ними, чтобы приучить к требуемому порядку. Надо, чтобы дети с первых шагов поняли: контрольная работа помогает им и учителю узнать, что усвоено хорошо, а что недостаточно. С этой целью лучше за первые контрольные работы отметок не выставлять, но по каждой работе устно дать исчерпывающие пояснения, из которых ученику стало бы ясно, что он знает хорошо и что усвоил плохо. Если ученик поймет, что контрольная работа помогает ему в учении, он не будет списывать решение у соседа.

Большое значение во время контрольной работы имеет поведение учителя. Излишние движения, заглядывание в тетради, хождение по классу, резкие замечания отдельным ученикам — все это вредно действует на детей и отвлекает их от основного дела. Учитель должен быть спокоен, деловит и наблюдателен. Все мысли и замечания, которые у него возникают в процессе работы детей, он оставляет до того момента, когда будет делать анализ работы.

Ошибки в письменных и контрольных работах учитель или только подчеркивает, предоставляя затем самим ученикам исправлять их, или зачеркивает неправильно записанное число или фразу и сверху пишет, как надо было написать. Первая форма исправления (подчеркивание ошибки) употребительна главным образом в III и IV классах, отчасти во II классе. В I же классе учитель, зачеркнув неправильно написанное число или слово, четко и каллиграфически правильно пишет то, что ученику необходимо переделать.

Учитель ведет учет ошибок, которые делают его ученики в письменных работах, и принимает меры по ликвидации пробелов теми приемами и способами, о которых подробно рассказано в методических пособиях по арифметике. Оценки за письменные контрольные работы выставляются в соответствии с критериями, изложенными в инструкциях Министерства просвещения.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment