Проверка усвоения пройденного и переход к новому материалу в начальных классах

proverka usvoeniya projdennogo i perehod k novomu materialu v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Учитель обычно начинает урок истории с повторения ранее пройденного не только потому, что желает проверить, насколько хорошо выполнили дети домашние задания, но и для того, чтобы закрепить пройденный материал в памяти детей, а также для того, чтобы подготовить детей к дальнейшей работе, связать ранее пройденное с новым.

Добиваясь от учащихся осмысленных ответов, учитель, исходя из заданного материала, задаёт вопросы, требующие отбора определённой части материала из пройденного.

Так, например, к уроку о разгроме Деникина был задан материал о первом походе Антанты.

Учитель предлагает первому вызванному ученику рассказать о наступлении Колчака и разгроме его, а второму — рассказать о разгроме Юденича под Петроградом. Помимо таких вопросов, требующих рассказа, крайне важно предлагать детям вопросы, выясняющие понимание учебного материала, начинающиеся обычно со слов «почему», «что» и т. п. Так, слушая рассказ учеников о Колчаке и Юдениче, учитель может спросить детей, обращаясь к классу: «Почему капиталисты Англии. США, Франции и других стран помогали русским белогвардейцам и организовали их для борьбы против советской власти?» — или: «Какие порядки стремились установить в нашей стране белогвардейцы?»

Детей необходимо спрашивать не только по заданному последнему уроку, но предлагать им также вопросы из ранее пройденного. При этом важно, чтобы вопросы не носили случайного характера, а органически связывались бы с основным вопросом. Это будет содействовать развитию мышления учащихся и обеспечивать понимание истории как определённого процесса, в котором одни явления связываются с другими, одни события вытекают из других. Так, ученику, спрошенному о разгроме Колчака или Юденича, можно предложить вопрос: «Ты говорил о борьбе рабочих и крестьян. Скажи: после какой революции создалась у нас советская власть? (Ученик отвечает.) Расскажи о том, что дала Великая Октябрьская социалистическая революция рабочим и крестьянам?»

Умелый опрос учащихся из ранее пройденного материала в связи с новым позволяет учителю закончить опрос определённым обобщением, выводом. Так, опрос о первом походе Антанты учитель может подытожить примерно такими словами: «Великая Октябрьская социалистическая революция свергла власть помещиков и капиталистов в нашей стране и установила советскую власть, т. е. власть трудящихся. Советская власть отобрала у помещиков землю, а у капиталистов их фабрики, заводы, шахты й пр. Всё это стало принадлежать самим трудящимся, т. е. всему народу. Понятно, что русские помещики и капиталисты захотели восстановить старые порядки и боролись против советской власти. Им помогали капиталисты Англии, США, Франции и других стран мира, потому что они боялись революции. Но рабочие и крестьяне нашей родины героически боролись со всеми врагами под руководством Ленина, Сталина и коммунистической партии, разгромили Колчака и Юденича — этих ставленников Антанты».

Во время опроса отвечающие стоят у карты с указкой в руках. Учитель должен постоянно требовать от них, чтобы они, называя географический пункт, обязательно показывали его на карте.

Обычно вторым, к сожалению, нередко забываемым на практике моментом урока является переход от повторения пройденного материала к новой теме. Всегда следует помнить, что новый урок не является чем-то самостоятельным, но служит продолжением целой цепи уроков, что он — лишь отдельное её звено. Поэтому, приступив к изучению новой темы, дети с самого начала должны ясно представлять, о чём в ней пойдёт речь. Они должны быть подведены к сознательному восприятию и пониманию новых знаний.

Обычно к восприятию новой темы учитель подводит учащихся или своим вступлением, или с помощью развёрнутой беседы с классом.

Если новая тема органически вытекает из предыдущего урока, то переход к ней бывает очень прост. Так, например, совсем нетрудно от темы «Первый поход Антанты, разгром Колчака и Юденича» перейти к теме «Второй поход Антанты, разгром Деникина». Здесь учителю достаточно сказать лишь несколько слов о том, что после первого поражения белогвардейцы и интервенты не успокоились, и капиталисты Антанты стали вновь сколачивать контрреволюционные силы для второго похода на молодую Советскую Россию, и тема урока станет вполне ясна для учащихся.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment