Учитель обычно начинает урок истории с повторения ранее пройденного не только потому, что желает проверить, насколько хорошо выполнили дети домашние задания, но и для того, чтобы закрепить пройденный материал в памяти детей, а также для того, чтобы подготовить детей к дальнейшей работе, связать ранее пройденное с новым.
Добиваясь от учащихся осмысленных ответов, учитель, исходя из заданного материала, задаёт вопросы, требующие отбора определённой части материала из пройденного.
Так, например, к уроку о разгроме Деникина был задан материал о первом походе Антанты.
Учитель предлагает первому вызванному ученику рассказать о наступлении Колчака и разгроме его, а второму — рассказать о разгроме Юденича под Петроградом. Помимо таких вопросов, требующих рассказа, крайне важно предлагать детям вопросы, выясняющие понимание учебного материала, начинающиеся обычно со слов «почему», «что» и т. п. Так, слушая рассказ учеников о Колчаке и Юдениче, учитель может спросить детей, обращаясь к классу: «Почему капиталисты Англии. США, Франции и других стран помогали русским белогвардейцам и организовали их для борьбы против советской власти?» — или: «Какие порядки стремились установить в нашей стране белогвардейцы?»
Умелый опрос учащихся из ранее пройденного материала в связи с новым позволяет учителю закончить опрос определённым обобщением, выводом. Так, опрос о первом походе Антанты учитель может подытожить примерно такими словами: «Великая Октябрьская социалистическая революция свергла власть помещиков и капиталистов в нашей стране и установила советскую власть, т. е. власть трудящихся. Советская власть отобрала у помещиков землю, а у капиталистов их фабрики, заводы, шахты й пр. Всё это стало принадлежать самим трудящимся, т. е. всему народу. Понятно, что русские помещики и капиталисты захотели восстановить старые порядки и боролись против советской власти. Им помогали капиталисты Англии, США, Франции и других стран мира, потому что они боялись революции. Но рабочие и крестьяне нашей родины героически боролись со всеми врагами под руководством Ленина, Сталина и коммунистической партии, разгромили Колчака и Юденича — этих ставленников Антанты».
Во время опроса отвечающие стоят у карты с указкой в руках. Учитель должен постоянно требовать от них, чтобы они, называя географический пункт, обязательно показывали его на карте.
Обычно вторым, к сожалению, нередко забываемым на практике моментом урока является переход от повторения пройденного материала к новой теме. Всегда следует помнить, что новый урок не является чем-то самостоятельным, но служит продолжением целой цепи уроков, что он — лишь отдельное её звено. Поэтому, приступив к изучению новой темы, дети с самого начала должны ясно представлять, о чём в ней пойдёт речь. Они должны быть подведены к сознательному восприятию и пониманию новых знаний.
Обычно к восприятию новой темы учитель подводит учащихся или своим вступлением, или с помощью развёрнутой беседы с классом.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова