Проверка и оценка знаний учащихся — важные составные части-процесса обучения.
Как и всякая другая необходимая часть процесса обучения, проверка знаний учащихся выполняет особенные, специфические и общие функции процесса обучения
Главная, специальная, задача проверки — выявлять состояние знаний, умений и навыков, предусмотренных программами, -и вторая очень важная задача проверки — это воспитание у детей ответственности за свой учебный труд, воспитание привычки добросовестно относиться к выполнению своих учебных заданий. Проверка — это первый и самый важный вид общественной отчетности, которой подвергается ученик, а выполняя ее, он повышает чувство ответственности за порученное дело, укрепляется в дисциплине труда.
Наряду со специфическими задачами проверка знаний учеников помогает решать и многие общие задачи обучения: она помогает ученику совершенствовать проверяемые знания, так как проверка одновременно является и повторением, в частности повторением обобщающим; она способствует развитию устной речи, содержащей математическую терминологию; она содействует развитию памяти и мышления детей, помогает развитию настойчивости ученика в достижении цели.
Проверка необходима и для ученика и для учителя. Она побуждает ученика к активности в учении, дает ему возможность видеть и чувствовать свое продвижение, осознавать свои ошибки. Учителю она дает возможность видеть, в каком состоянии находятся знания учеников, что хорошо и что плохо усвоено ими, дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, своевременно вносить коррективы в свою работу, совершенствовать методы обучения.
Так как учителю при обучении необходимо иметь представление не только о том, что ученик усвоил, но и как он усвоил, то, естественно, проверка и оценка должны сопутствовать всем этапам обучения.
Большую роль играет проверка знаний в младших классах, и особенно в I классе начальной школы, когда весь процесс учения проходит на уроке под руководством учителя, «когда учитель проверяет каждый шаг ученика по пути усвоения нового», благодаря чему «дитя выучивается учиться под руководством наставника, а это в первоначальном обучении важнее самого учения».
Отличительной особенностью, характеризующей методику проверки знаний передовых учителей начальной школы, является то, что проверка знаний у них сопровождает все основные элементы процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, закрепление, применение знаний, — тесно, органически сливается с ними, отчего эффективность каждого из указанных элементов усвоения значительно возрастает.
Если проверка знаний имеет важное значение для повышения успеваемости учеников, то связанная с ней оценка знаний играет не меньшую роль в воспитательно-образовательной жизни детей. При соответствующей воспитательной работе наши дети даже в младших классах начальной школы начинают рассматривать отличное и хорошее учение как выполнение важное и необходимое занятие.