Проведение похода в начальных классах

provedenie pohoda v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

От того, как будет организовано движение отряда в пути, во многом зависит успех похода. Не следует всю дорогу вести детей в строю, но нельзя также допускать, чтобы дети переутомлялись излишней беготнёй и вознёй.

По местам, где проводится сбор материала или наблюдения, удобнее идти без строя, врассыпную.

В населённых пунктах и на участках пути, не представляющих большого интереса, отряд идёт, выстроившись колонной по одному, цепочкой.

Тому, кто идёт впереди колонны, так называемому «направляющему», руководитель вручает топографическую карту местности и сообщает ему направление движения отряда на ближайшем отрезке. «Направляющий», ориентируя карту по окружающим его местным предметам или по компасу, ведёт за собой весь отряд, выбирая наиболее удобную для движения дорогу. Самым последним в цепочке идёт «замыкающий». Его обязанность — следить, чтобы никто не отстал и не потерялся. В случае небольших аварий, замыкающий передаёт об этом по цепочке направляющему, и отряд или останавливается, или замедляет ход, чтобы подождать отставшего.

Скорость передвижения в строю зависит от качества дороги и тренированности ходоков. На ровной, гладкой дороге, скорость можно довести до 3,5—4 км в час. На подъёмах и крутых спусках, по каменистой и скользкой дороге отряд идёт медленнее. В начале пути, минут 20, тоже следует идти не быстро, чтобы дети постепенно втянулись в темп движения. В эти первые 20 минут выявятся все недочёты снаряжения. На остановке, после 20 минут хода, каждый устраняет обнаруженные неполадки с обувью, одеждой или мешком. В дальнейшем останавливаться можно реже — через 30—40 минут. На каждом новом этапе меняется направляющий. Это даёт возможность большинству участников освоить за время похода топографическую карту и получить навыки ориентировки. Короткие (минут на 10) остановки-передышки надо делать в таких местах, где приятно отдохнуть — в тени, на мягкой траве — и где есть на что посмотреть. Если кругом достаточное количество видимых предметов из тех, что обозначены на карте условными знаками, то можно использовать остановку для сопоставления карты и местности. Положив карту так, чтобы верхний её край был обращён в ту сторону, куда показывает стрелка компаса, т. е. к северу, дети совмещают направление, например, линии железной дороги на карте, с направлением её на местности, затем находят на карте реку, протекающую под железнодорожным мостом. В западной стороне они видят фабричную трубу и в соответствующем месте на карте находят условный знак фабрики. На карте к северу от реки изображена деревня; дети смотрят в северном направлении и на другом берегу действительно замечают домики среди зелени и садов.

В подобных упражнениях с картой дети легко усваивают правила пользования компасом, определения сторон горизонта, условные знаки топографической карты, получают навыки ориентировки в незнакомой местности.

После 2—3 часов движения устраивается привал.

Основное требование, предъявляемое к месту большого привала с костром и питанием, — это хорошая питьевая вода и достаточное количество топлива.

Не рекомендуется делать остановки в сырых, болотистых низинах и на открытых местах, не защищённых от солнца и ветра.

Прибыв на место привала, юные туристы снимают с себя вещевые мешки, складывают их в сторону и принимаются за оборудование привала. Распоряжается всем начальник отряда, советуясь в случае надобности с руководителем. Иногда руководитель и сам, заметив неправильное действие своего помощника, поправляет его и помогает общей работе.

«Санитар» устанавливает порядок пользования водой на привале. На реке или на ручье он отмечает флажком или палочкой с надписью место, где можно брать воду для питья и приготовления пищи, и ниже по течению — место для умывания и мытья посуды.

Тем временем назначенные начальником отряда дежурные по костру тоже приступают к своим обязанностям. Один из них выбирает место для костра, рассчитывая так, чтобы его жар не жёг и не сушил окружающие деревья и кусты. Сапёрной лопаткой он очищает на выбранном месте площадку в один квадратный метр от дёрна и по краям этой площадки выкладывает валиком дёрн травой вниз. Эта предосторожность особенно необходима в засушливую погоду для того, чтобы огонь не распространился через сухую траву и валежник по всему лесу. Другой дежурный вырубает топориком две рогульки, вбивает их по обе стороны расчищенного для костра места и кладёт на них жердь для ведра. Если отряд располагает для варки пищи не вёдрами, а котелками, то рогульки делаются покороче с таким расчётом, чтобы огонь костра охватывал котелки целиком. Затем оба «костровых» начинают собирать для костра топливо, остальные помогают им. Для того чтобы костёр разгорелся быстро, необходима сухая растопка. Для этой цели в лесу всегда можно найти тонкую бересту, сухие одеревеневшие стебли прошлогодних трав, или тонкие сухие веточки ёлок. Когда всё будет приготовлено, один из «костровых» собирает в кучу растопку, сверху кладёт на неё сухой валежник и поджигает растопку с той стороны костра, откуда дует ветер. Лишь только сушняк разгорится, на него кладут более крупный хворост и толстые сучья. Другая пара дежурных занята приготовлением обеда. «Хозяйственник», расстелив на траве чистый лист бумаги или клеёнку, выкладывает на неё из вещевых мешков продукты и выдаёт дежурным то, что необходимо для приготовления обеда. Дежурные моют крупу, чистят картофель, вскрывают коробки с консервами, наполняют вёдра и котелки водой и закладывают в них продукты.

Если на месте привала есть возможность искупаться, то лучше сделать это перед самым обедом. Обед проходит у костра. Руководитель в живой беседе с детьми оценивает работу дежурных и отмечает успехи одних и промахи других.

По окончании обеда дежурные моют посуду и сжигают под наблюдением санитара бумажки, очистки и прочий мусор.

Прежде чем тронуться в дальнейший путь, руководитель даёт детям время отдохнуть и поиграть на привале.

Уходя с привала, необходимо уничтожить бумажки, очистки и прочий мусор, залить костёр водой и заложить место, где он был, дёрном.

По команде начальника отряда дети строятся в колонну, и руководитель вместе с «хозяйственником» проверяют наличие снаряжения и его укладку по мешкам.

Дальнейший путь группа совершает тем же порядком, сверяя всё время свой маршрут по карте и практикуясь в ориентировке по компасу, по солнцу и по различным приметам (по мху на пнях, по муравейникам).

Если местность однообразна и не представляет большого интереса в краеведческом отношении, то время перехода можно скоротать в играх на ходу, развивающих память, наблюдательность и глазомер.

«У кого верне е глаз». Заметив недалеко впереди себя дерево, дом или столб, дети определяют на глаз расстояние до него и проверяют свою оценку шагами.

«Следы на дор оге ». Выбрав наиболее свежий, чёткий след и запомнив его приметы (форма каблука, размер), проследить его дальше по дороге, стараясь угадать по его виду, кому он принадлежит. Следы особенно хорошо видны на снегу и на влажной после дождя земле.

«Кто лучше запомнит дорогу». На пути до ночлега участники запоминают на поворотах и разветвлениях заметные предметы: одинокие деревья, мост, стог сена. На привале каждый пробует зарисовать пройденный путь и указать на своём рисунке те предметы, которые он запомнил.

«Дор ожные знаки ». Если возвращаться предстоит той же дорогой, то отряд отмечает различными способами свой путь: в лесу делает насечки на стволах деревьев или надламывает ветки, в поле — завязывает узлом пучки травы, оставляет камешки или веточки на дороге, вычерчивает на земле стрелки, указывающие путь, и т. д. Обратную дорогу домой отряд находит по своим отметкам.

Во время остановок на ночлег в населённых пунктах участники похода неизбежно должны соприкасаться с местным населением и в особенности с местными детьми, и от самих юных туристов зависит сделать эти встречи весёлыми и радостными. Ещё готовясь к походу, отряд намечает мероприятия, которые можно провести при таких встречах: совместные игры, помощь в труде и другие, в зависимости от сезона и местных условий.

Нередко случайное знакомство во время похода учащихся двух разных школ закрепляется последующей перепиской и дружной совместной работой над изучением родного края.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment