Примерный годовой план занятий по русскому языку

primernyj godovoj plan zanyatij po russkomu yazyku Обучение в советской школе

В предлагаемом плане занятий по грамматике, правописанию и развитию речи указана определённая последовательность в изучении учебного материала в соответствии с требованиями программы. Распределение учебного материала во времени даётся как примерное. Количество учебных часов, потребных для изучения с детьми того или другого раздела или темы программы, будет зависеть в значительной мере от степени подготовки учащихся, от состояния их знаний и навыков. Это особенно следует иметь в виду при составлении учителем конкретных планов своей работы. Предлагаемый план может быть принят за основу при составлении четвертных планов работы по русскому языку. При этом особое внимание учителя должно быть обращено на соотношение отдельных тем, на их удельный вес в общем процессе обучения русскому языку в том или ином классе. Так, например, изучение с детьми правописания безударных гласных при всех условиях потребует от учителя большего времени, чем изучение какого- либо другого раздела из программы 2 класса.

Точно также в 3 классе необходимо большее внимание и время уделить изучению состава слова, правописанию падежных окончаний.

Работа по грамматике русского языка в каждом классе начальной школы строится таким образом, чтобы изучение членов предложения находилось в связи с повторением сведений из морфологии, а изучение частей речи — с повторением сведений из синтаксиса. Так должны изучаться все темы программы.

Это одно из важных требований методики обучения, русскому языку. Этому требованию учитель должен следовать в каждом своём занятии с детьми по грамматике и по орфографии.

Особое внимание при составлении плана должно быть обращено на такие темы по русскому языку, которые проходят через 2 — 3, а иногда и все 4 года обучения (так называемые сквозные темы, к которым относятся: состав слова, предложение и его члены, ударение, безударные гласные). В каждом классе расширяется объём сведений по этим темам и углубляется их содержание.

В плане уделено большое внимание повторению. Однако и в этом вопросе учителю не следует ограничиваться только тем, что обусловлено планом. Повторение должно иметь место на каждом уроке русского языка. Только при этом условии можно добиться твёрдого усвоения детьми основ грамматики и развития навыков грамотного письма.

Работа по развитию речи предусмотрена в плане в двух направлениях: а) упражнения в устной и письменной речи на уроках грамматики и правописания и б) изложения и сочинения на специальных уроках один раз в неделю.

При составлении четвертных планов учителю полезно использовать данные по этому разделу указания. Опираясь на них, он легко может определить содержание, количество и календарные сроки этих работ.

При составлении четвертных календарных планов по русскому языку не следует забывать и о планировании материала для чтения. При этом учителю следует иметь в виду, что чтение статей естествоведческого и географического содержания, требующее организации наблюдений и экскурсий, необходимо планировать главным образом на осень и весну. Чтение статей и художественных произведений, рисующих картины природы, труд людей, сезонные игры и развлечения детей, может быть отнесено к соответствующим временам года. Чтение исторического материала книг для чтения необходимо в значительной части приурочить к датам красного календаря.

image 61

Весь остальной художественный материал книг для чтения учитель планирует по своему разумению более или менее равномерно, по четвертям года. При этом возможна группировка материала по темам, освещающим вопросы советского патриотизма, национальной гордости, коммунистической морали, дисциплины и пр.В плане указано количество часов на каждую тему и раздел работы. Причём в большинстве случаев темы программы разбиты на более мелкие вопросы, каждый из которых содержит материал для 1 — 2 уроков русского языка.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment