Различают две области применения знаний и навыков: а) применение в учебной работе и б) применение в практической деятельности учащихся. Применение в учебной работе используется уже в процессе упражнений и повторения.К. Д. Ушинский писал: «Овладев чем-нибудь (при изучении счета), не надо оставлять его без приложения к делу».Это приложение к делу, имея в виду учебную работу, состоит прежде всего в использовании полученных знаний в новых условиях, в новых связях и сочетаниях. Так, вычислительные навыки применяются при решении арифметических задач. Навыки измерения отрезков, формируемые в I и II классах, применяются в новых условиях в III и IV классах при вычислении периметра прямоугольных фигур и при вычислении площадей и объемов. Навыки устного счета находят свое применение в письменных вычислениях.Задачи с геометрическим содержанием дают возможность одновременно использовать при их решении вычислительные, измерительные и чертежные навыки в тесном сочетании.Для закрепления умения решать задачи способ решения, усвоенный на серии однотипных задач, включается в так называемые комбинированные задачи, где он применяется в сочетании с другими способами.Новые условия создаются и в тех случаях, когда на основе умения решать готовые задачи ученики составляют и решают свои задачи.Сказанное о применении относится и к теоретическим сведениям. Так, знание зависимости между компонентами и результатами действий должно находить свое применение в проверке действий, в решении задач с помощью составления уравнений. Знакомство с законами и свойствами действий нужно широко использовать как теоретическую основу вычислительных приемов, особенно в устных вычислениях.Но применение знаний в упражнениях, проводимых с учебной целью, не конечная цель занятий по начальному курсу математики. Признаком настоящего и глубокого овладения знаниями является умение применять их в практической деятельности — в общественно полезном труде,1 в общественной работе, на уроках труда и т. п.В общественно полезном труде учеников большое место занимают вопросы планирования и подведения итогов работы. При этом производятся различного рода подсчеты, вычисления, измерения, взвешивания, где находят применение имеющиеся ;у школьников знания и навыки по арифметике.В школьной жизни детей также встречается немало таких дел, выполнение которых связано с различного рода подсчетами и вычислениями; например: составление сметы расходов по проведению экскурсии, на организацию горячих завтраков, на ремонт парт в классе, на посещение кино и театра и т.д.Работа на учебно-опытном участке дает широкие возможности для применения измерительных и вычислительных навыков. Измерение длин и вычисление площадей при разбивке школьного огорода на отдельные участки и участков на грядки, определение количества семян для посева и посадки, их стоимости, расчеты, связанные с уходом за посевами, подсчет урожая — все это связано с использованием числа и меры, с применением в трудовой практике арифметических знаний и навыков.Уроки арифметики должны быть тесно связаны с уроками трудового обучения; при изготовлении разного рода изделий постоянно должны использоваться навыки измерения, вычисления и черчения.Применению знаний на практике способствуют так называемые задачи-вопросы и задачи-расчеты; например: Сколько потребуется кормов для наших кроликов? Сколько будет стоить ремонт класса? Сколько разных семян и посадочного материала потребуется для нашего огорода? Сколько тракторов требуется для весенней вспашки, чтобы провести ее в срок? и т. д.Чтобы решить каждый из этих вопросов, ученики предварительно должны собрать числовой материал, узнать нормы и объем работы, а после этого произвести ряд расчетов. Решение подобного рода задач является приложением математических знаний в жизни.Общее значение применения знаний состоит в том, что оно расширяет опыт ученика, его знания; содержание понятий при этом обогащается, они приобретают одновременно и более дифференцированный и вместе с тем более обобщенный характер.Таким образом, методика начального обучения математике располагает сравнительно большим количеством разнообразных методов и приемов обучения.Выбор методов для изучения той или иной темы или вопроса программы зависит от характера изучаемого материала и от той учебной задачи, которая стоит перед учителем и учениками на данном уроке.Выше кратко охарактеризован каждый метод в отдельности. Так было сделано для удобства рассмотрения поставленной проблемы в целом. Но в практике обучения указанные методы выступают не обособленно; они применяются в тесной связи и во взаимодействии друг с другом. На разных этапах изучения той или иной темы или даже на одном и том же уроке возможно и целесообразно использование нескольких методов и приемов, которые, подкрепляя друг друга, обеспечивают полное и всестороннее изучение темы урока.Какой бы материал ни изучался — будет ли это изучение арифметического действия, или решение задачи, или знакомство с величинами,— обычно требуется применение различных методов в различных связях и сочетаниях.Пользуясь в процессе обучения математике большим разнообразием методов и приемов, нужно всякий раз выдвигать на первый план такие методы, которые, соответствуя особенностям содержания изучаемого материала, в то же время содействуют наиболее полной реализации основных дидактических принципов и особенно принципов связи обучения с жизнью и трудом, обучения и воспитания, обучения и развития. Только в этом случае можно ожидать наибольшего эффекта в учении детей. |