Высшим проявлением педагогического мастерства И. П. Павлов считал использование элемента новизны, управление первыми впечатлениями ученика, которые оставляют след в его сознании иногда на всю жизнь. Поэтому демонстрация наглядных пособий должна создавать яркое зрительное впечатление как качеством изготовленного пособия, так и своевременным и умелым показом его, а это требует от учителя предварительной подготовки к свободному обращению с пособием и его установкой.
То же нужно сказать о работе с наглядными пособиями, показывающими математические объекты в состоянии движения: счетные циферблаты, подвижные молчанки, таблицы (сложения и умножения), а также электротаблицы (умножения и сложения). Показ математических объектов в движении может иметь место и при изучении геометрического материала: развертка тел, складывание геометрических тел по данным разверткам, получение периметров из шарнирных геометрических фигур и т. п. Элементы движения могут иметь место также при воспроизведении условия задач драматизацией (задачи на движение).
Комплектование школы наглядными пособиями определяется программой математики. Продумывая тему, раздел программы, надо предусмотреть, как перекинуть мост между теорией и практикой вычисления и решения жизненных задач и как использовать местный материал для связи математики с жизнью.
Наглядные пособия употребляются не только при сообщении нового материала, но и при закреплении его, для контроля за правильным пониманием пройденного и для помощи ученикам, которые не овладели необходимыми знаниями, понятиями. Например, после того как изучено увеличение числа в несколько раз, полезно предложить учащимся воспроизвести на счетах, абаках, палочках или кружках увеличение числа в несколько раз. При повторении пройденного можно, например, организовать обзор наглядных пособий по геометрии, составление задач по иллюстрациям на пройденную тему (разностное сравнение) и т. п.
Наряду с фронтальным использованием наглядных пособий можно назначать отдельным ученикам индивидуальные занятия с наглядными пособиями или практические работы с дидактическим материалом.
Но обучение математике не должно все время опираться только на наглядность. Если ученики на протяжении всего периода изучения данной темы пользуются наглядностью и не развивают представлений, то это может привести к атрофии последних. Наглядность может оказать не только положительное влияние на формирование знаний, но и отрицательное; все зависит от того, как она используется учителем.
Наглядность может задержать развитие счетных навыков, если учитель пользуется счетными палочками тогда, когда ученики должны считать в уме.
Наглядные пособия (куклы, оловянные солдатики, редкие птицы и животные, яркие картины и др.) могут отвлекать внимание учеников от математической сущности вопроса. Также может вредно сказаться на восприятии рассмотрение предметов в одном положении. Ученики легко различают углы, расположенные на горизонтальной прямой, и затрудняются, когда углы повернуты вверх и вниз в разных направлениях.