Проведение предварительных упражнений значительно облегчает работу детей на уроках чистописания и способствует выработке навыков правильного и чёткого почерка. Система этих упражнений сводится к следующему:
1 – е упр ажн е ние : проведение на листе бумаги дугообразных линий размером до 4 — 5 см в целях развития движения руки в локте слева направо.
2 – е упр ажн е ние : сгибание и разгибание пальцев с ручкой, что приучает к правильному держанию руки с пером и развивает навык, необходимый в будущем для письма элементов букв.
3 – е упражнение : письмо штрихов тонких и с нажимом сверху вниз, отдельно и в соединении, с помощью наклонной линии одной группы штрихов с другой. Это упражнение закрепляет навык держать ручку с пером и приучает учащегося проводить прямые линии чернилами по бумаге с различной степенью нажима указательного пальца на ручку и к ритмичности движений.
4 – е упр ажнение : проведение на листе бумаги четырёхугольной фигуры, состоящей из двух прямых и двух лежащих дуг (соединение 1-го и 3го упражнений), для закрепления полученных навыков на более сложном материале.
5 – е упражнение : письмо овалов в левую и правую стороны, сначала тонкими линиями, а потом с нажимом, отдельно и группами, для развития кругообразных движений пальцев и кисти.
6 – е упражнение : письмо прямых штрихов с поворотом внизу, вверху и одновременно внизу и вверху, имеющее целью закрепление полученных навыков и подготовку к письму букв. Этому упражнению предшествует письмо укороченных штрихов, что значительно облегчает усвоение этого упражнения.
7 – е упражнение : письмо восьмёрок в горизонтальном и вертикальном положении для развития комбинированных движений пальцев, кисти и предплечья. Такие движения необходимы для начертания волнистых соединительных черт, пламевидных линий и петель.
8 – е упр ажнение : письмо точек, узелков и петель как составных частей отдельных букв.
Все эти упражнения должны выполняться в следующем порядке:
а) объяснения учителем характера упражнения и его назначения; б) показ учителем последовательных движений пальцев, кисти и предплечья, необходимых для данного вида упражнений; в) медленное письмо учащихся в целях усвоения правильности движения руки; г) исправление учителем замеченных недостатков и д) письмо учащихся под счёт с постепенным ускорением темпа.
Такие упражнения должны производиться не только при первоначальном обучении приёмам письма, но и на втором и третьем годах обучения при переходе на новую форму разлиновки тетради.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова