Продолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали склонение имен существительных по падежам и три склонения имен существительных. В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.
Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение : -ой ( -ей ) памятк ой , деревн ей .
2-е склонение : -ом ( -ем ) год ом , пол ем .
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. здесь). Затем определить склонение (как определить см. здесь). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .
Озер о (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озер е .
Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в рек е , в озер е .
Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в предыдущей статье.
Родительный падеж
Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с.
1-е склонение : -и , -ы .
2-е склонение : -а , -я .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овц ы – 1-е склонение .
Дательный падеж
Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .
1-е склонение : -е .
2-е склонение : -у , -ю .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озер у – 2-е склонение .
В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .
Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .
Винительный падеж
1-е склонение : -у , -ю .
2-е склонение : -а , -я .
Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цапл ю – 1-е склонение .
Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.
Творительный падеж.
Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .
1-е склонение : -ой ( -ей ).
2-е склонение : -ом ( -ем ).
3-е склонение : -ю .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочк ой – 1-е склонение .
Предложный падеж
Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .
1-е склонение : -е .
2-е склонение : -е .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осен и – 3-е склонение .
В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.