Тема. Слово.
Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование . Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко; карточки с графическим изображением слов-признаков.
Ход занятия .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего ученики занимают свои Места.
II. Повторение материала предыдущих занятий.
Логопед . Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово.
Летит, жужжит — … . Мычит, жует — … . Скачет, ржет — … . Лакает, мяукает—… . Сторожит, лает — … . Плавает, молчит — . . . . Блеет, жует — . . . . Хрюкает, чавкает — . . . .
III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спрашивает их:
– Какой по форме, цвету , на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)
– Какая по форме, цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)
– Какое по форме, цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкусное.)
Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.
Логопед . Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное.
Затем логопед дает задания ученикам:
1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно спрашивает каждогоученика.)
2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Логопед следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)
3) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой ? какая ? какое?
IV. Графическое изображение слов.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначающие признаки, изображаются волнистой линией. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый, смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое большое, голубое.
Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.
Из услышанного ряда слов назовите только те, которые обозначают признаки предмета: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш, вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный.
V. Итог занятия.
Логопед . С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали?