Построение пионерской организаций в начальных классах

В пионерскую организацию принимаются дети в возрасте от 9 до 14 лет. Вступление в пионерскую организацию — самостоятельный и серьёзный шаг советского школьника, приобщающий его к общественной жизни. Поэтому важно, чтобы и вожатый и учитель помогли новичкам хорошо подготовиться к этому большому событию в их жизни.

Школьник, желающий вступить в ряды пионеров, заявляет об этом председателю совета отряда и вожатому. К новичку прикрепляют лучшего пионера из отряда старшего класса, и тот, вместе с вожатым, готовит новичка к вступлению.

Вступающий в пионерскую организацию должен знать, кто такие пионеры и к чему они стремятся, знать значение девиза и салюта пионеров, значение пионерского красного знамени, галстука и пионерского значка.

Вступающий должен понимать смысл торжественного обещания юных пионеров и знать наизусть его текст, уметь держаться в строю, чётко и правильно выполнять строевые команды, которые применяются в пионерском отряде.

От вступающего в пионеры требуется, чтобы он прилежно учился, был дисциплинированным, служил примером для своих сверстников.

Приём в пионеры происходит на отрядном сборе после обсуждения, путём голосования, поднятием рук. Принятого новичка включают в одно из звеньев отряда. Школьников 3 класса, если там ещё нет своего отряда, можно принимать на сборе отряда любого последующего класса.

Приём в пионеры завершается принятием торжественного обещания на сборе дружины или на отрядном сборе.

Вступление в пионеры должно быть событием, памятным для ребёнка на всю жизнь; оно должно проходить в торжественной обстановке. Преднамеренно в пионерской организации приём приурочивается к большим знаменательным датам в жизни советского народа: к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, дню памяти В. И. Ленина, дню Советской Армии, Первого мая, дню Сталинской Конституции, к 23 мая — дню присвоения пионерской организации почётного имени В. И. Ленина. Церемония приёма должна быть торжественной и строгой.

В назначенный день и час дружина (или отряд) выстраиваются в празднично убранном зале; туда пионерским строем входят новички и становятся отдельной шеренгой перед строем пионеров. Они тоже парадно одеты, но на их белых блузках и рубашках нет ещё красного галстука и пионерского значка. Торжественно вносят пионерское знамя.

Перед развёрнутым пионерским знаменем вступающие в пионеры громко повторяют за старшим вожатым (или представителем партийной или комсомольской организации) слова торжественного обещания:

«Я, юный пионер Союза Советских Социалистических Республик, перед лицом своих товарищей обещаю, что буду твёрдо стоять за дело Ленина — Сталина, за победу коммунизма. Обещаю жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей социалистической Родины».

Затем каждый подписывает текст обещания, заранее им переписанный и красиво оформленный, и передаёт его старшему вожатому. Хранение этих текстов становится традицией лучших организаций. В практике воспитания пионеров эти тексты могут быть положительно использованы, но делать это надо вдумчиво и с достаточным педагогическим тактом.

За принятием торжественного обещания следует вручение красного пионерского галстука и пионерского значка, после чего представитель партийной или комсомольской организации, или старший вожатый обращается к вступающим со словами пионерского девиза:

«К борьбе за дело Ленина — Сталина будьте готовы!»

Впервые отдавая пионерский салют, дети отвечают: «Всегда готовы!»

Затем, по команде старшего вожатого, принятые в пионеры присоединяются к общему строю, перед которым и происходила вся церемония приёма.

С этого момента для пионера его красный галстук и нагрудный пионерский значок, пионерский салют и установленный ответ на пионерский девиз символизируют приобщение к пионерской организации Советского Союза.

Большое воспитательное значение, как указывалось выше, имеет обстановка, в которой проводится приём в пионерскую организацию. Пионерские сборы некоторых московских школ, на которых принимались новички в пионерскую организацию, проводились в траурном зале музея В. И. Ленина. Величественная обстановка траурного зала, слова торжественного обещания пионеров, дававших клятву служить делу Ленина — Сталина, оставляли особенно глубокий след в сердцах пионеров.

Другие школы Москвы проводили торжественные сборы, включающие приём в пионеры, в Музее революций, в зале выставки «Комсомол в Отечественной войне», перед витринами и стендами, на которых вещественно, документально или в художественных образах запечатлено мужественное и героическое участие комсомола в разгроме фашизма. Дружины Ленинграда проводили приём в доме-музее, где жил в дни Великого Октября В. И. Ленин.

В различных городах и сёлах, в удалённых от центра уголках нашей родины немало исторических мест, связанных с деятельностью вождей большевистской партии, с борьбой народа за свою свободу. Принятие торжественного обещания может быть связано с этими памятными местами. Так, пионеры некоторых организаций давали своё торжественное обещание на местах боёв партизанских отрядов, у памятников героям Великой Отечественной войны и т. д.

Пионеры одного класса или нескольких параллельных классов образуют пионерский отряд. В отряде должно быть не более 40 человек.

Отряд входит в дружину — основную форму организации пионеров. Работает он под руководством вожатого, члена ВЛКСМ. Отряд делится на звенья.

З вено (10—12 человек) образуется на основе общих интересов, личных симпатий и дружбы. Чем крепче в звене дружеские взаимоотношения, тем прочнее связи звена во всей его деятельности, и, чем крепче эти связи во всех звеньях, тем более спаянным является отряд, а за отрядами и вся дружина, как общешкольный пионерский коллектив.

Звено должно быть так организовано, чтобы в любой момент быть готовым явиться по зову в точно назначенное время в условный пункт. Для этого существует пионерская «цепочка». С её помощью все пионеры звена, а затем и отряда, и дружины могут быть быстро собраны.

Тысячи пионерских звеньев, спаянных дружбой, являют образцы дисциплинированности, отличной учёбы и тёплых взаимоотношений, создающих благоприятные условия, в которых складывается моральный облик пионера.

Чем же занято пионерское звено?

Пионерское звено следит за школьными успехами каждого пионера и выполнением им установленных правил поведения.

Пионерским звеном в его полном составе или индивидуально, отдельными членами, выполняется общественная работа, соответственно плану отряда, дружины, или по заданию директора, вожатого, учителя.

В пионерском звене проходит вся предварительная подготовка к сбору отряда или дружины.

В пионерском звене проходит подготовка к сдаче норм на значок БГТО и БГСО.

В пионерском звене дети играют, читают, поют, рассказывают.

В звене заботятся друг о друге, гордятся своими отличниками, помогают товарищу в трудную минуту, выручают из беды, поощряют своим вниманием лучших, осуждают проступки и тем самым создают общественное мнение в отряде. В звене крепнут товарищеские чувства, воспитываются черты коллективиста.

По звеньям можно судить о жизни пионерской организации. Укрепляя пионерское звено, руководители и воспитатели укрепляют отряд.

Каждый год в пионерской организации происходят выборы вожатых звена, советов отрядов, совета дружины. Выборы нового совета отряда происходят на отрядном сборе, после краткого отчёта председателя совета отряда.

Открытым голосованием пионеры избирают сначала председателя совета отряда, затем редактора стенной газеты и остальных членов совета отряда — всего 5—7 человек. Отрядный вожатый в совет не избирается, а входит в совет отряда по положению. Выборы в совет отряда происходят в первой половине сентября. Совет отряда (как и дружины) избирается сроком на год. Срок значительный, и выбирать, следовательно, надо обдуманно и внимательно. Вожатый и учитель должны помочь пионерам обсудить на сборе, кого следует выбрать, чтобы во время выборов дети голосовали сознательно.

Выборы происходят в присутствии вожатого отряда, классного руководителя и члена совета пионерской дружины. Результаты выборов записываются в отрядный дневник.

Совет отряда помогает вожатому организовать силами пионеров всю деятельность отряда в целом и его звеньев.

Совет отряда, прислушиваясь к голосу пионеров, присматриваясь к проявлениям их инициативы, советуясь с вожатым и учителем, решает, что будет делать отряд, как коллектив, в течение ближайшего времени. Таким образом создаётся план отряда. Совет отряда следит за тем, чтобы всё намеченное в плане было выполнено.

Если в отряде менее 15 пионеров, то совет отряда не избирается, а пионеры работают под руководством вожатого отряда и его помощника из пионеров.

Совет отряда — это помощник вожатого, учителя, руководителей школы в их воспитательной работе.

Пионерский отряд имеет красный флажок . Отрядные флажки хранятся в пионерской комнате школы вместе со знаменем дружины.

Все отряды школы образуют пионерскую дружину .

Дружина работает под руководством старшего вожатого. Во главе дружины стоит совет дружины.

Совет дружины в количестве 7—15 человек избирается ежегодно на сборе дружины во второй половине сентября. Совет дружины из своего состава избирает председателя совета, редактора стенной газеты и знаменосца. Старший вожатый в совет не избирается, а входит в его состав по положению.

Деятельность совета дружины многообразна. Совет дружины обсуждает и принимает план работы дружины, организует сборы дружины (причём предварительная подготовка к ним ведётся в отрядах), направляет активность пионеров на борьбу за высокую успеваемость и образцовую дисциплину, вовлекает пионеров в общественную работу, в спортивные игры и туристические походы, следит за выпуском стенной газеты, следит за ведением дневника дружины, являющегося летописью пионерской организации школы, организует выставки детского творчества, даёт рекомендации пионерам для вступления в комсомол.

Совет дружины помогает старшему вожатому руководить всей пионерской организацией школы, работает под непосредственным руководством старшего вожатого и направляется комсомольской организацией и директором школы.

Каждая дружина имеет красное пионерское знамя . Дело чести каждого пионера свято хранить это знамя. Пионерское знамя хранится в школе, в пионерской комнате.

Коллектив нуждается в слаженной и точной работе всех своих частей. Внешняя сторона организации и оформление звена, отряда и дружины также имеет большое воспитывающее значение.

Чёткость построения звеньев, отряда, дружины, пионерского совета, должное отношение к пионерскому знамени, галстуку, ношению пионерских знаков — всё это очень способствует организованности, создаёт стройность, воспитывает дисциплинированность. Но форма не должна ни подавлять содержание, ни подменять его собой. Всё внешнее оформление пионерской организации должно быть выражением содержательной детской деятельности, отражением внутренней слаженности, крепкой детской дружбы, отражением коммунистической направленности всей организации.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment