Тема. Слово.
Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы.
Оборудование . Картинки, изображающие живые и неживые предметы.
Ход занятия .
I. Организационный момент.
Логопед говорит ученикам о том, что на занятии надо внимательно слушать, смотреть и запоминать.
II. Закрепление пройденного материала.
Работа со словами, обозначающими предметы.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать слово, обозначающее живой предмет, затем неживой предмет, и к каждому слову поставить вопрос. Затем назвать два слова, из которых одно обозначает живой, а другое неживой предмет, и поставить к ним вопросы. Например, кошка — лампа (к то? ч т о?), птичка — стол ‘(кто? что?). Объяснить, почему поставили этот вопрос. Затем логопед предлагает рассмотреть картинки, отобрать те, которые обозначают: а) живые предметы, б) неживые предметы.
Поставить вопрос.
III. Упражнения для развития зрительного и слухового внимания и памяти.
1. Рассмотреть картинки, запомнить их. Назвать только те, которые обозначают неживые предметы, затем те, которые обозначают живые предметы. (Картинки подбирает логопед по своему усмотрению.)
2. Прослушать слова, назвать только те, которые обозначают неживые предметы: медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка.
3. Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают живые предметы. (Логопед еще раз повторяет ряд слов.)
IV. Графическое изображение слов, обозначающих предметы.
Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы изображаются одной прямой чертой, и предлагает им начертить графическую схему слов. Напоминает, что после каждого слова надо поставить запятую. Затем логопед называет слова-предметы, например рыба, сапог, стул, карандаш, ручка, птица, берег, река, и дети в тетрадях дают графическое изображение этих слов, после чего подсчитывается количество слов (черточек).
Логопед . Как вы изображали слова, которые обозначают предметы? Что обозначают слова, которые вы изображали одной прямой чертой?
V. Итог занятия.
Ученики рассказывают, что сегодня узнали на занятии.