Положение учителя в СССР

polozhenie uchitelya v sssr Обучение в советской школе

В 1923 г. В. И. Ленин в одной из последних своих работ — «Странички из дневника», писал: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств» .

В своём приветствии 1 Всесоюзному учительскому съезду товарищ Сталин отмечал, что «Фаланга народных учителей составляет одну из самых необходимых частей великой армии трудящихся нашей страны, строящих новую жизнь на основе социализма».

Руководствуясь указаниями великих вождей В. И. Ленина и И. В. Сталина, большевистская партия и Советское правительство принимают все меры к улучшению материального и правового положения учителей, к повышению уровня их педагогической и политической подготовки.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» с исключительной силой была подчёркнута возрастающая роль учителя в деле обучения детей основам наук, воспитания у них сознательной дисциплины и коммунистического отношения к учёбе и труду. В том же постановлении Центральный Комитет ВКП(б) обязал органы народного образования и партийные органы «…всемерно обеспечить учителю в его работе необходимые условия для успешного выполнения им ответственных и почётных обязанностей по обучению и воспитанию молодого поколения».

Советское правительство высоко ценит благородный и ответственный труд учителя. Тысячи советских учителей награждены орденами и медалями. Многие учителя с честью носят почётное звание заслуженного учителя республики. Лучшие из лучших учителей Советской страны избраны в Верховный Совет СССР, в верховные советы союзных республик и в местные советы депутатов трудящихся.

Ни в одной капиталистической стране учитель не занимает и не может занимать такого почётного положения, как в стране победившего социализма. В дореволюционной России жизнь и работа учителя начальной школы, особенно сельского, была исключительно тяжёлой и безотрадной.

А. П. Чехов в одной из бесед с А. М. Горьким с болью и горечью говорил о сельском учителе: «Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все его вопросы, чтобы мужики признавали в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него… унижать его личность, как это у нас делают все: урядник, богатый лавочник, старшина и тот чиновник, который носит звание инспектора школ». В этой же беседе А. П. Чехов говорил об одиночестве и заброшенности сельского учителя, который около 9 месяцев в году живёт как отшельник, тупеет от тоски и одиночества.

Тяжёлым остаётся положение учителя в капиталистических странах. Капитализму ненавистна подлинная культура и знания, ибо, чем просвещённее рабочий и крестьянин, тем яснее для них путь освобождения от капиталистического рабства, тем ближе час гибели империалистического лагеря. Буржуазия держит в «чёрном теле» народного учителя и терпит его лишь потому, что современное производство требует грамотных рабочих, при этом буржуазия заставляет учителя воспитывать из детей трудящихся покорных рабов и исполнителей её воли.

Только в Советской стране, где образование осуществляется в интересах всего народа и для народа, учитель не изолирован от народа, а тесно связан- с ним, его работа в школе — это служение своему социалистическому отечеству, служение советскому народу.

Советская педагогическая наука отводит учителю центральное место в школе: он является основным организатором и руководителем педагогического процесса. Результаты работы школы, качество знаний учащихся в конечном счёте зависят от подготовки учителя, от его педагогического мастерства и личных качеств.

Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал исключительную роль учителя в воспитании и обучении детей: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух живёт не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспи- танников».

Замечательный русский демократ В. Г. Белинский сравнивал учителя, воспитателя с садовником. «Как ни старо сравнение воспитателя с садовником, но оно глубоко верно, — писал он. — Да, младенец есть молодой бледнозелёный росток, едва выглянувший из своего зерна, а воспитатель есть садовник, который ходит за этим нежным возникающим растением».

Особенно велика и ответственна роль учителя младших классов семилетней школы. Он один проводит всю учебно-воспитательную работу с классом и даёт детям первоначальные знания о природе и обществе. Он впервые раскрывает перед детьми сокровищницу знаний, формирует их характер, закладывает у них основы коммунистического мировоззрения.

Для того чтобы успешно справиться с этой работой, учитель начальной школы должен обладать соответствующей подготовкой, качествами, необходимыми советскому учителю, и прежде всего он должен быть человеком высоко идейным и любящим своё дело.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment