Подвижные игры проводятся на уроках и во время перемен. В младших классах (1 и 2) на уроках физического воспитания рекомендуется проводить следующие игры:
«Совушка». В стороне площадки отводится место, где живёт совушка. «Совушку» изображает выделенный водящий.
Все играющие, кроме водящего, свободно разбегаются по площадке. Они представляют жучков, бабочек, лягушек, маленьких птичек.
Водящий (совушка) находится в своём доме. После слов руководителя: «Ночь наступает» — жучки и бабочки останавливаются на своих местах или скрываются за местными предметами, оставаясь там неподвижными.
Совушка вылетает на охоту после слова руководителя «наступает». Того, кто пошевелится, водящий уводит к себе в дом. Когда совушка улетит с добычей на своё место, руководитель подходит к попавшемуся игроку и отпускает его вновь играть с остальными, говоря при этом: «день».
После слова «день» жучки, бабочки и лягушки опять начинают бегать, переползать, прыгать, проделывать различные движения.
Таким же порядком игра ведётся и дальше. Наиболее ловкими и осторожными считаются те игроки, которые сумели не попасться совушке ни одного раза.
При игре соблюдаются следующие правила:
совушка не имеет права наблюдать подолгу за одним и тем же игроком;
заметив пошевелившегося игрока, водящий подходит к нему, берёт за руку и уводит к себе в дом;
вырываться от водящего нельзя;
если руководитель скажет слово «день» до того, как совушка заметит какого-нибудь пошевелившегося игрока, то она обязана улететь в дом одна, без добычи.
Руководителю полезно рассказать детям о том, что действительно (в природе) бабочки, жучки, прячась от опасности, часто не только перестают двигаться, но и находят такие места, которые наиболее соответствуют их окраске; они нередко скрываются под листочками, в углублениях коры деревьев и т. д.
Игру желательно проводить под музыку. Бравурная, громкая музыка (например, русская пляска, полька) — день; плавная, тихая музыка (например, вальс) — ночь.
«Кто быстрее». Дети образуют круг и стоят свободно, обернувшись лицом кнаружи или лицом к центру круга. Водящий, обходя круг снаружи, касается до плеча одного из играющих и бежит в любую сторону круга. Тот, до кого коснулся рукой водящий, тоже бежит за кругом, но в противоположную сторону. Игрок, быстрее обежавший круг и первым вставший на место вызова, поднимает руку вверх и говорит: «Я быстрее!» После этого все, стоящие по кругу, говорят (называя имена бегавших).
«Коля Ваню обогнал,
Коля первым прибежал!»
Опоздавший игрок проигрывает и должен водить.
При игре соблюдаются два правила: обегая круг, нельзя дотрагиваться до стоящих по кругу; при встрече надо обегать друг друга с правой стороны.
Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, её можно проводить в двух или нескольких кружках одновременно, под общим наблюдением руководителя. Так как в каждом отдельном кружке будет меньше играющих, то дети получат возможность чаще бегать.
«На прогулку». Играющие, расположившись в разных местах на площадке, встают в очерченные каждым маленькие кружки. Один из игроков — водящий, он остаётся без кружка. Водящий подходит к каждому и говорит: «На прогулку». Вызываемые идут за водящим в колонне по одному. Когда все сойдут с кружков, руководитель произносит: «Дождь идёт», и все стараются скорее занять любые кружки. Оставшийся без места водит. Выигрывают те, кто за время игры ни разу не был водящим (пли побывал водящим меньшее количество раз по сравнению с другими). При учёте результатов игры роль первого водящего в расчёт не принимается.
Кружок считается занятым тем игроком, который вступит в него раньше другого, хотя бы одной ногой.
При игре запрещается выталкивать игрока из занятого кружка, задерживать ш роков при поисках кружков.
Можно указывать водящим, чтобы они отводили «на прогулку» игроков подальше от кружков, каждый раз в разные стороны.
«Зайцы в огороде». Чертятся два круга, один в другом. Первый круг поперечником 6—8 м, второй — 3—4 м. Играющие, кроме одного водящего, изображают зайцев и располагаются вне большого круга. Водящий — «сторож» — находится в середине маленького круга. Маленький круг — огород. Зайцы, прыгая на двух ногах, то проникают в огород, то возвращаются за черту большого круга.
Сторож бегает по огороду и по всей площади, ограниченной большим кругом. Он как бы «стреляет» в зайцев, бросая в них маленьким бумажным мячиком, привязанным к верёвочке. Зайцы увёртываются, прыгая в разные стороны, стараясь почаще попадать в огород. Заяц, до которого коснулся мячом водящий, считается «задетым выстрелом». Он обязан выйти из пределов большого круга и там 20 раз (не спеша) потереть рукой место, задетое «выстрелом» сторожа, затем такой заяц продолжает играть наравне со всеми.
Руководитель замечает тех зайцев, которые, чаще бывая в огороде, меньшее количество раз попадались сторожу «на прицел» или вовсе не были задеты «выстрелами». Такие игроки считаются наиболее ловкими.
Игрокам, изображающим зайцев, запрещается бегать (или прыгать на одной ноге).
Водящий может стрелять в зайцев только в пределах огорода и площади большого круга.
«Гонка мячей». Играющие становятся в круг, лицом к центру. Двум игрокам, стоящим в кругу один напротив другого, даётся по волейбольному или набивному мячу (желательно разного цвета). По сигналу руководителя дети начинают передавать мячи в правую (или в левую) сторону, стараясь, чтобы один мяч перегнал другой.
При игре соблюдаются следующие правила.
передавать мяч надо из рук в руки соседа;
перебрасывать мяч или передавать его через одного или несколько игроков не разрешается;
при падении мяча на землю игра начинается снова.
При большом количестве участников игру можно проводить в двух-трёх кругах; в каждом круге игра может идти самостоятельно.
Для старших классов (3 и 4) рекомендуются следующие игры:
«Пятнашки маршем». На расстоянии 3—4 шагов от каждой из двух противоположных сторон площадки чертится по одной линии.
Играющие, разделившись на две равные по количеству человек команды, становятся в шеренги, каждая за своей линией.
По команде руководителя игроки одной из шеренг принимают стойку «смирно» и идут вперёд, равняясь на середину. Когда они оказываются за несколько шагов от противоположной команды, руководитель неожиданно подаёт сигнал. По этому сигналу подошедшая шеренга убегает к себе за черту, а игроки другой команды выбегают вперёд, стараясь догнать и коснуться рукой большего количества убегающих.
Каждый настигнутый игроком догоняющей команды останавливается на том месте, где его коснулись рукой. Руководитель подсчитывает количество остановленных игроков. После этого обе команды вновь занимают прежние места за своими линиями. Остановленные игроки присоединяются к своей команде и опять играют за своих. В таком же порядке игра повторяется несколько раз, причём руководитель вызывает команды на марш поочерёдно.
После определённого количества повторений игры руководитель объявляет её результаты; выигрывает команда, у которой окажется меньшее количество остановленных игроков.
При игре соблюдаются следующие правила:
марширующим игрокам нельзя останавливаться или отставать от товарищей до сигнала к бегу;
игроки догоняющей команды не могут выбегать из-за своей черты раньше поданного сигнала;
игрок, выбежавший за пределы площадки, считается остановленным; преследовать убегающих можно только до противоположной черты.
При большом количестве участников можно расставлять игроков по сторонам квадрата, разделив играющих на четыре команды. Каждая команда по очереди выходит маршем к противостоящей шеренге.
Игру можно варьировать. Например; перед сигналом к бегу подавать марширующей шеренге команду для марша на месте; останавливать марширующих; предлагать подошедшим становиться на одно колено или на четвереньки.
«Эстафеты». Играющие строятся в колонну по три или по четыре и размыкаются от середины на три шага. Каждая колонна составляет отдельную команду. Перед носками игроков проводится общая черта — место начала бега. Первые в колонне получают по палочке длиной 30 см. Палочку держат за один конец, свободным концом кверху. По последнему слову команды учителя: «Приготовься… внимание… марш…» — первые бегут вперёд, обегают поставленные перед каждой колонной предметы (чурки, флажки) и, возвращаясь обратно, передают палочки правой рукой в правую руку очередных игроков своих команд. Подбегать надо слева (от себя). Передавшие палочку игроки становятся в конце своих колонн. Как только палочка получена, очередные игроки в свою очередь выбегают вперёд и т. д. Побеждает та команда, последний по порядку игрок которой скорее передаст палочку своему первому игроку. Расстояние для перебежки игроков (в оба конца) может составлять 10—40 м в 3 классе и до 60 м в 4 классе.
При игре соблюдаются два правила; при выбегании очередных игроков следующие заступают их места, вся же команда продвигается на шаг вперёд; задевать обегаемые предметы или касаться их запрещается.
Поперёк пути перебежек можно провести две линии, через которые бегуны должны перепрыгивать, или кружить длинную скакалку, под которую играющим надо будет подбегать.
«Защита крепости». Играющие становятся по кругу. Расстояние между играющими — не менее одного шага. Перед носками стоящих по кругу проводится окружность. В круг входит выделенный водящий. В центре круга устанавливается небольшая чурка (невысокое круглое полено) или «треножник» из трёх гимнастических палок, связанных вверху бечёвкой. Это крепость, которую защищает водящий. Стоящие по кругу стараются сбить крепость волейбольным мячом. Они перебрасывают мяч между собой, и когда он оказывается у игрока, от которого водящий не успел закрыть крепость своим телом, то этот игрок бросает в крепость мяч. При удачном попадании производится замена водящего тем игроком, которому удалось сбить крепость.
Игра проводится с соблюдением следующих правил:
стоящим по кругу нельзя переступать за черту обозначенной окружности;
в случае, если мяч остался в середине круга, водящий бросает его любому игроку; сдвинутый с места, но не сбитый треножник из гимнастических палок не ставится на прежнее место до того, пока он не будет сбит;
задерживать мяч в руках более 3 секунд (3-х счётов) не разрешается;
не разрешается отнимать или вырывать мяч у того, кто поймал его первым.
Можно ввести в игру следующее условие: если за 2—3 минуты крепость не будет сбита, то выигрывает водящий (следующий водящий выделяется руководителем). В случае, если крепость будет «взята» раньше установленного срока, то выигрывают стоящие по кругу. Этот вариант, объединяя детей стремлением к общей победе, способствует более дружной игре. Дети не заинтересованы задерживать мяч и стараются чаще перебрасывать его один другому в направлении, откуда выгоднее нанести удар по крепости.
При большом количестве играющих эту игру можно проводить в 2—3 отдельных кругах.
«Охотники и утки». Играющие делятся на две, равные по количеству человек команды. Одна команда — «охотники», другая — «утки»
Охотники становятся по кругу на расстоянии не менее 1 шага друг от друга. Перед носками стоящих по кругу проводится окружность. Утки находятся внутри круга. Охотники стараются попадать волейбольным мячом в уток. Утки увёртываются от мяча. Утка, которую задел мяч, выходит из круга и в метаниях участия не принимает. Когда в круге не окажется ни одной утки, команды меняются местами. Подсчитывается количество бросков мяча, которые сделали игроки каждой из команд, чтобы вывести всех игроков другой команды из круга. Команда, потратившая меньшее количество метаний мяча для выведения другой команды из круга, выигрывает.
Правила игры:
охотникам нельзя переступать за черту означенной окружности;
если мяч остался в середине круга, то любой игрок, находящийся в круге, бросает его охотникам;
попадания считаются только в том случае, если мяч коснётся утки с лёта, причём ниже колен;
если утка поймает с лёта брошенный в неё мяч, то это за попадание не считается;
если утка при попытке поймать мяч коснётся его и выпустит из рук, то в таком случае она выходит из круга;
очки засчитываются только за броски мяча, направленные для попадания в уток; переброска мяча между охотниками не идёт в счёт очков.
Следует обращать внимание охотников на выгодность переброски («пассовки») мяча между ними. Не обязательно каждому охотнику надо стараться самому бросать мяч в уток. Иногда гораздо выгоднее для команды перебросить, мяч к тому охотнику, который вернее может попасть в утку, находясь ближе к ней.
Возможен вариант игры, когда учитывается длительность охоты на уток: выигрывает команда, скорее другой «перестрелявшая» всех уток.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова