Подготовка к учебному году в начальных классах

podgotovka k uchebnomu godu v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Хорошая подготовка учителя к учебному году является непременным условием успеха предстоящей его работы. Только тот учитель может быть уверенным в положительных результатах своей работы, который тщательно изучил её содержание и методику. Время после окончания учебного года до отпуска и после возвращения из отпуска до начала занятий должно быть использовано учителем на изучение программ, учебников, методик, на планирование предстоящей работы и подготовку необходимого для занятий оборудования.

Подготовку к занятиям в новом учебном году учителю следует начинать с изучения учебного плана, программ и учебников по всем предметам того класса, с которым ему придётся работать.

Знакомясь с учебным планом, учитель определяет количество уроков по каждому предмету в каждой четверти учебного года, распределяет уроки русского языка по основным видам работы — чтение, грамматика и правописание, изложение и сочинение, например:

image 9

 

Такая предварительная работа над учебным планом облегчит в дальнейшем учителю планирование программного материала. Определение количества уроков по каждому предмету, а по русскому языку — по каждому разделу работы (чтение, грамматика и правописание, изложение и сочинение) поможет правильно распределить учебный материал по четвертям учебного года.

Изучая содержание предстоящей работы, учитель сначала знакомится с учебным материалом в целом, чтобы ясно представить себе весь путь своей работы с детьми с начала и до конца учебного года. Готовясь к занятиям с детьми, нельзя ограничиваться изучением учебного материала по частям, по мере его прохождения, без предварительного общего ознакомления с ним. Такая подготовка обычно приводит к трудно исправимым ошибкам, особенно в распределении учебного материала во времени. Для того чтобы избежать этого, учителю необходимо при подготовке к учебному году внимательно изучить программы и объяснительные записки к ним, продумать конкретные задачи преподавания каждого предмета и познакомиться с содержанием учебного материала. Затем надо внимательно просмотреть учебник, уяснить объём и систему расположения материала. Только после этого можно перейти к выполнению конкретных работ, связанных с подготовкой к ближайшим занятиям с детьми. Учитель снова возвращается к программам и учебникам и детально знакомится с тем учебным материалом, который ему предстоит изучить с детьми в первой четверти. Пользуясь программами, он определяет объём знаний и навыков, которыми должны овладеть дети в итоге первой четверти года, внимательно изучает учебник, анализирует отдельные его разделы и темы, обращая особое внимание на идейную сторону содержания, продумывает методы и приёмы изучения учебного материала, обращаясь к методическим руководствам, журнальным статьям и используя материалы, отражающие его собственный опыт и лучший опыт других учителей. Попутно с этим учитель намечает и конкретный материал для первых уроков: статьи, рассказы для чтения, тексты, задачи, примеры для упражнений, наглядные пособия и пр., а также проектирует экскурсии, наблюдения и различного рода практические занятия с детьми.

Овладение учебным материалом должно быть предметом особого внимания учителя. Изучая по учебникам и пособиям содержание отдельных тем или разделов программы, необходимо наиболее трудный материал конспектировать, а также записывать определения, выводы, составлять краткие характеристики и т. п. Например, при ознакомлении с содержанием темы «Полезные ископаемые» следует записать свойство, местонахождение, добывание и использование каждого ископаемого. При изучении материала учебника истории полезно записать даты, имена деятелей, краткие сведения об исторических фактах и т. д.

Не ограничиваясь этим, надо изучить некоторый материал учебников практически. Учителю необходимо самому выполнить наиболее трудные упражнения по грамматике и орфографии, решить трудные задачи, проделать опыты, совершить экскурсии и т. п. Всё это позволит в дальнейшем правильно подойти к изучению с детьми наиболее трудных тем и разделов программы.

Работа учителя по изучению содержания программы и учебника по каждому предмету должна быть завершена составлением календ арного пл ана, в котором устанавливается порядок изучения с детьми не только разделов и тем программы, но и отдельных подтем. Каждый раздел или большая тема в календарном плане представлены в ряде отдельных, последовательно расположенных и логически законченных кусков программы (подтем), изучение которых определено во времени. Таким образом, календарный план обусловливает изучение программного материала в строгой системе и в точно установленные сроки.

Наличие календарного плана у каждого учителя следует считать обязательным.

Календарный план составляется на четверть по каждому предмету в отдельности. Если учитель основательно поработал над учебным материалом, то составление плана не представит для него каких-либо трудностей. В календарном плане учитель указывает следующее: разделы, темы программы, которые он обязан пройти в течение четверти; экскурсии, практические работы, которые он должен провести в связи с изучением учебного материала; контрольные работы, которые будут проведены им по изучению отдельных разделов и тем программы; количество учебных часов на каждую намеченную в плане работу; сроки изучения разделов и тем программы.

При записи календарного плана учитель может пользоваться следующей схемой:

image 10

 

При составлении календарных планов необходимо исходить из программ и учебника, учитывая при этом результаты предыдущей работы. Распределение времени в календарном плане прежде всего должно основываться на учёте особенностей работы в данном классе (степень подготовки детей, необходимость усиления занятий по тем или иным разделам программы с целью исправления недочётов предыдущей работы и пр.). Однако это не должно идти в ущерб полноте и качеству изучения учебного материала. Выполнение программ и прочность знаний должны быть обеспечены учителем при всех условиях.

При составлении календарных планов необходимо обратить особое внимание на то, чтобы в каждой учебной четверти обеспечивалась полная возможность основательного повторения пройденного.

Календарные планы представляются на рассмотрение и утверждение заведующему школой не позднее как за неделю до начала четверти. В дальнейшем учитель с ведома заведующего школой может вносить в календарные планы те или иные дополнения и изменения, если это вызывается необходимостью, например, итогами работы за истекшую четверть, болезнью учителя и т. п.

Календарный план является основой для тематических планов. Каждая намеченная в нём тема получает своё выражение в системе уроков . Учитель легко развернёт тему в уроки, если она будет не велика по объёму. Поэтому при выделении из раздела или большой темы программы логических частей (подтем) надо стремиться к тому, чтобы они были рассчитаны не более как на 4 — 5 уроков. Дать правильное поурочное распределение материала сразу по всему разделу или большой теме почти невозможно. Такое планирование может быть только условным. При планировании же темы важно о пр ед ел ить точно с од ержан и е кажд о го урока.

Планируя тему, необходимо прежде всего определить конкретные цели, которые будут осуществлены в результате её изучения с детьми. Это значит, что учитель должен установить, руководствуясь программой и учебником, какие о с н о вны е п о нятия должны быть усвоены детьми и к пониманию каких причинно -следственных с вязей необходимо их подвести, а также какие н ав ы ки надо развивать у детей.

Идейная сущность содержания темы для учителя должна быть совершенно ясной. В плане темы указываются: 1) образовательные и воспитательные дели изучения темы, 2) поурочное содержание темы, 3) экскурсии и практические занятия по теме, 4) учёт и повторение пройденного по теме, 5) оборудование занятий по теме.

Тематические планы записываются в особую тетрадь. Учитель пользуется ими в дальнейшем при планировании отдельных уроков.

При подготовке к новому учебному году учитель составляет поурочные планы по всем предметам на первую неделю занятий. Эти уроки посвящаются главным образом повторению пройденного в прошлом году. Не следует забывать, что изучение нового курса по каждому предмету будет лишь тогда успешным, когда дети достаточно к нему подготовлены. За лето дети очень многое забывают из того, что они проходили в предшествующем учебном году. Поэтому, прежде чем начать изучать новое, надо укрепить ту основу, на которую это изучение будет опираться. На по втор е ни е пр ойденного по рус скому языку и арифметике необходимо обр атить само е с ерьёзное внимание и при планировании на это следует отвести такое количество уроков, какое потребуется для того, чтобы грамотность и навыки счёта, учащихся поднять до уровня, на котором они находились в конце истекшего учебного года, т. е. весной, при переводе учащихся в следующий класс. С особой тщательностью надо подбирать материал для упражнений и проверки знаний и навыков учащихся. Проверка знаний учащихся и уроки повторения по каждому предмету должны быть тесно связаны между собой и представлять продуманную систему.

Одновременно с составлением планов должно быть подготовлено и р ас пи с ан и е з анятий . При составлении расписания необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1.   Расписание должно строго соответствовать сетке часов учебного плана.

2.   В расписании должны быть указаны дни недели, часы занятий, названия уроков. Указывая длительность уроков и перемен, учитель должен неуклонно руководствоваться установленными нормами.

3.   На протяжении учебной недели уроки должны чередоваться таким образом, чтобы наиболее трудные из них приходились на второй и третий дни недели. К этим же дням следует приурочить и пятые уроки.

4.   В течение дня уроки в расписании распределяются так, чтобы русский язык (грамматика) и арифметика ставились не дальше третьего урока. Исключение могут составлять только уроки чтения.

5.             Сдвоенные уроки не допускаются.

Попутно с планированием учебного материала учитель подготовляет необходимое для занятий с детьми оборудование. По русскому языку — классную разрезную азбуку, кассы с буквами и цифрами для каждого ученика, картины и дидактический материал по развитию речи, таблицы — по грамматике и правописанию; по арифметике — палочки, абак для обучения нумерации, арифметический ящик, классные счёты, таблицы для устного счёта; по истории и географии — картины и карты; по естествознанию — коллекции, картины, таблицы, раздаточный материал для изучения растений и полезных ископаемых, и т. д.

Подготовка учителя к новому учебному году потребует от него немало времени и сил, особенно если учитель не имеет достаточного педагогического опыта. Однако, несмотря на все трудности, указанные выше, работы должны быть выполнены полностью. Подготовка к новому учебному году не рассматривается как личное дело учителя — это его обязанность.

Готовясь к учебному году, учитель не должен замыкаться в узкие рамки индивидуальной работы. Не следует забывать, что при существующей в нашей школе классно-урочной системе занятий, обязывающей каждого учителя доводить свой класс до окончания школы, учителю на протяжении каждых четырёх лет приходится ежегодно иметь дело с различными программами и учебниками. Его личный опыт учебно-воспитательной работы в том или ином классе может оказаться недостаточным потому, что он повторяется только через три года. Поэтому при подготовке к предстоящей работе в новом учебном году учителю необходимо обстоятельно познакомиться с опытом работы лучших учителей в истекшем учебном году. В этом могут помочь учителю и школа в лице заведующего, и методическое объединение.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment