Подготовка учащихся к чтению художественного произведения осуществляется через пр едв арительную беседу .
Перед чтением рассказов из детской жизни или на тему, близкую детям, целесообразно посредством небольшой беседы вызвать у детей воспоминания о фактах, явлениях или событиях, аналогичных описываемым в намеченном для чтения рассказе. Так, перед чтением рассказа Л. Толстого «Котёнок» проводится небольшая беседа о домашних животных, в которой дети рассказывают учителю о том, как они любят своих домашних животных, ухаживают за ними, заботятся о них. После такой беседы самоотверженный поступок Васи, своим телом прикрывшего котёнка от разъярённых собак, глубже воспринимается детьми, вступая в связь с их личным опытом.
Дети усваивают конкретный смысл слов военной терминологии, с которыми им придётся встретиться при чтении рассказа (зенитки, дальнобойные пушки, бомбардировщики, катер, госпиталь, блиндаж, землянка, тыл и пр.).
При этих условиях прочитанный затем рассказ будет им совершенно понятен и подвиг сестрицы Гали предстанет во всём его величии.
Особого внимания требует подготовка к чтению стихотворений о родине. Прекрасные стихотворения могут не произвести глубокого впечатления, если у детей не будут предварительно накоплены конкретные представления, необходимые для осознания сложного понятия «Родина».
Перед чтением в 4 классе таких рассказов, как «Кавказский пленник», «Зимовье на Студёной», необходимо, чтобы дети хорошо познакомились с картинами природы того края, в котором происходит действие рассказа. Вместе с этим учитель должен, прежде чем читать рассказ «Кавказский пленник», рассказать детям о взаимоотношениях горцев и русских во время покорения Кавказа, а перед чтением рассказа «Зимовье на Студёной» — о жестокой эксплоатации населения сибирскими промышленниками.
Без этого учащимся многое в указанных рассказах будет непонятно.
Чтению рассказа на тему из области морали иногда целесообразно предпослать беседу о содержании ранее прочитанных рассказов или стихотворений на аналогичную тему.
Подготовка к чтению сказки о животных заключается в беседе о том, какие животные встречались в сказках, ранее прочитанных, и что дети о них узнали (зайчик — трусишка, лиса — хитрая и т. п.). Такая беседа даёт возможность при разборе новой сказки провести сопоставление её персонажей с персонажами ранее прочитанных сказок.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова