Подготовка к чтению в начальных классах

podgotovka k chteniyu v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Подготовка учащихся к чтению художественного произведения осуществляется через пр едв арительную беседу .

Перед чтением рассказов из детской жизни или на тему, близкую детям, целесообразно посредством небольшой беседы вызвать у детей воспоминания о фактах, явлениях или событиях, аналогичных описываемым в намеченном для чтения рассказе. Так, перед чтением рассказа Л. Толстого «Котёнок» проводится небольшая беседа о домашних животных, в которой дети рассказывают учителю о том, как они любят своих домашних животных, ухаживают за ними, заботятся о них. После такой беседы самоотверженный поступок Васи, своим телом прикрывшего котёнка от разъярённых собак, глубже воспринимается детьми, вступая в связь с их личным опытом.

Чтение рассказа из далекой, неизвестной детям жизни, с которой у них не связано конкретных представлений, требует предварительной работы, создающей эти представления. Попутно учитель знакомит детей с рядом новых для них слов, понятий, без знания которых им трудно понять содержание и основную идею рассказа. Так, например, перед чтением рассказа «Сестрица Галя», в котором описывается героический подвиг медицинской сестры в битве за Сталинград, необходимо провести значительную подготовительную работу, которая может занять целый урок. Учитель с помощью картин, фото и яркого рассказа знакомит детей с обстановкой Сталинградской битвы.

Дети усваивают конкретный смысл слов военной терминологии, с которыми им придётся встретиться при чтении рассказа (зенитки, дальнобойные пушки, бомбардировщики, катер, госпиталь, блиндаж, землянка, тыл и пр.).

При этих условиях прочитанный затем рассказ будет им совершенно понятен и подвиг сестрицы Гали предстанет во всём его величии.

Особого внимания требует подготовка к чтению стихотворений о родине. Прекрасные стихотворения могут не произвести глубокого впечатления, если у детей не будут предварительно накоплены конкретные представления, необходимые для осознания сложного понятия «Родина».

Перед чтением в 4 классе таких рассказов, как «Кавказский пленник», «Зимовье на Студёной», необходимо, чтобы дети хорошо познакомились с картинами природы того края, в котором происходит действие рассказа. Вместе с этим учитель должен, прежде чем читать рассказ «Кавказский пленник», рассказать детям о взаимоотношениях горцев и русских во время покорения Кавказа, а перед чтением рассказа «Зимовье на Студёной» — о жестокой эксплоатации населения сибирскими промышленниками.

Без этого учащимся многое в указанных рассказах будет непонятно.

Чтению рассказа на тему из области морали иногда целесообразно предпослать беседу о содержании ранее прочитанных рассказов или стихотворений на аналогичную тему.

Так, например, перед чтением рассказа «Лгун» учитель спрашивает детей о том, в каком рассказе описано, как мальчик солгал и ему потом стало очень стыдно. Дети быстро вспоминают рассказ «Косточка». Учитель сообщает детям, что сейчас они будут читать рассказ тоже про лгунишку, ложь которого приводит к большой беде. Этим указанием учитель направляет внимание детей на содержание рассказа.

Подготовка к чтению сказки о животных заключается в беседе о том, какие животные встречались в сказках, ранее прочитанных, и что дети о них узнали (зайчик — трусишка, лиса — хитрая и т. п.). Такая беседа даёт возможность при разборе новой сказки провести сопоставление её персонажей с персонажами ранее прочитанных сказок.

Продолжительность подготовительной беседы зависит от сложности намеченного для чтения с детьми рассказа. Чтение простых, вполне доступных для понимания рассказов, лёгких по языку, проводится без предварительной беседы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment