Подготовка детей к усвоению учебного материала урока

podgotovka detej k usvoeniyu uchebnogo materiala uroka Обучение в советской школе

Поставленная учителем цель урока может быть успешно достигнута, если дети достаточно подготовлены к восприятию новых знаний, к выполнению намеченных учителем упражнений или практических работ. Поэтому в начале урока, как было сказано выше, часть времени обычно посвящается подготовке детей к работе над основным материалом урока. Подготовка, как правило, начинается с учёта знаний учащихся. Предварительный учёт знаний необходим в том случае, когда учитель ставит своей задачей сообщение детям новых знаний, и в том случае, когда целью урока является закрепление или повторение пройденного на предыдущих уроках. Тщательная проверка знаний в начале урока не только позволит учителю целенаправленно и экономно провести подготовку детей к предстоящей им работе на уроке, но и облегчит разрешение основных задач урока.

Проверка знаний в начале урока создаёт у учителя уверенность в успехе его дальнейшей работы. В содержании обучения все звенья тесно связаны между собой, и поэтому пробелы в знаниях учащихся в каком-либо одном разделе программы часто влекут за собой плохое усвоение содержания других разделов. Если учитель намерен на уроке сообщить детям новый материал, то он прежде всего проверяет их знания в тех разделах программы, которые тесно связаны с темой урока и обусловливают её усвоение. Если целью урока является закрепление или повторение ранее пройденного, то путём проверки знаний и навыков учащихся учитель устанавливает степень усвоения отдельных вопросов из пройденного с тем, чтобы в дальнейшем сосредоточить своё внимание на том, что слабо усвоено детьми.

Уч ёт з н аний учащихся в начале урока обычно сочетается с проверкой домашнего задания. Задание на дом учитель даёт большей частью с таким расчётом, чтобы выполнение его в известной мере подготавливало учащихся к последующему уроку. В преподавании русского языка и арифметики у хороших учителей это можно наблюдать как систему.

При проверке письменной домашней работы необходимо соблюдать ряд обязательных требований. Прежде всего учитель должен стремиться к тому, чтобы проверкой был охвачен весь класс. Это достигается путём сочетания непосредственной проверки учителем данного детям задания с их самостоятельной проверкой своих работ: ученики один за другим по вызову учителя читают и объясняют выполненную ими домашнюю работу, остальные дети следят за ответами по своим тетрадям.

Учитель наблюдает за тем, чтобы все ошибки в домашней работе были исправлены детьми. С этой целью выполнение домашнего задания тщательно проверяется по частям: каждый пример, задачу, вопрос задачи, предложение и т. д. следует разбирать отдельно. Если окажется, что вызванный для проверки ученик в той или иной части выполненной им домашней работы не допустил ошибки, то учитель путём вопросов и просмотра отдельных работ должен убедиться, так ли выполнена эта часть работы остальными детьми. В случае обнаружения ошибки учитель вместе с детьми устанавливает, как исправить ошибку, и, обходя парты, смотрит в тетрадь то одного, то другого ученика, чтобы удостовериться, исправлена ли ошибка.

Пр о в ерка р аб оты сочетается с закреплением пройденного. Для этого учитель при проверке отдельных работ обращает особое внимание на умение детей сознательно применять полученные ими знания, предлагая объяснять, почему та или иная часть работы выполнена именно так, а не иначе. Отвечая на вопросы учителя, дети повторяют правила, объясняют отдельные операции действий, определяют грамматические формы и т. д. Не ограничиваясь, однако, этим, учитель в нужных случаях даёт дополнительные задания, особенно если это необходимо в целях подготовки детей к дальнейшей работе на уроке.

Так, например, проверяя письменную работу на правописание окончаний прилагательных в творительном падеже и имея в дальнейшем задачу познакомить детей с правописанием прилагательных в предложном падеже, учитель попутно упражняет учащихся в склонении прилагательных, предлагая выделенное ими из текста слово поставить в предложном падеже, изменить в соответствии с этим предложение в тексте или придумать новое предложение.

При проверке устной домашней работы учитель стремится к тому, чтобы опросом было охвачено возможно большее количество учащихся. При этом, так же как и при проверке письменной домашней работы, необходимо весь класс привлекать к работе. Если ответ вызванного ученика неправилен, неточен или не исчерпывает вопроса, то учитель вызывает более сильного ученика или обращается с вопросом ко всему классу. Правильный и полный ответ следует предлагать для повторения. Это способствует закреплению знаний.

При проверке устной домашней работы полезно использовать не только форму рассказа, но и вводить элементы беседы, ставя перед классом вопросы с целью выяснения знания детьми тех фактов и простейших связей, которые будут необходимы для сознательного усвоения и последующих знаний.

К проверке знаний в начале урока, и в частности к проверке домашних заданий, нельзя относиться поверхностно, так как качеством этой работы часто определяется и качество всей дальнейшей работы учителя на уроке. Каждая заданная на дом работа должна быть предметом особого внимания учителя и не только в момент её проверки на уроке, но и в дальнейшем. Результаты домашней работы следует внимательно изучать. Проверенную в классе работу учителю необходимо дополнительно просмотреть дома. Ошибки в домашних письменных работах и в устных ответах детей следует всемерно предупреждать и исправлять путём индивидуальной работы с детьми на уроке и во внеурочное время. При этом условии домашняя работа явится одним из надёжных средств повышения успеваемости учащихся.

Особое внимание учителя к проверке домашней работы на уроке дисциплинирует детей, повышает их активность и создаёт в классе с самого начала урока деловое настроение, что весьма важно для дальнейшей работы учителя.

Проверив домашнюю работу детей, учитель переходит к теме урока. Если целью урока является закрепление пройденного, то в зависимости от содержания материала учитель или сначала повторяет на ряде примеров ранее сообщённые детям знания, а затем переходит к упражнениям, или же сразу, объявив тему урока, переходит к беседе по пройденному или к работе по учебнику. Если же целью урока является сообщение новых знаний, то после проверки домашнего задания учитель переходит к подготовке детей к изучению нового материала. Подготовка выражается или в повторении из ранее пройденного тех знаний, без которых сознательное усвоение нового материала невозможно, или в воспроизведении непосредственного опыта детей для того, чтобы выявить их представления о предмете изучения. Так, если детям необходимо объяснить сложение двузначного числа с двузначным с переходом через десяток (35 + 27), то, очевидно, учителю следует предварительно повторить с детьми всё то, что лежит в основе образования этого нового для детей навыка, т. е. разложение двузначного числа на составляющие его десятки и единицы (35 = 30 + 5; 27 = 20 + 7 и т. д.), сложение круглых десятков (30 + 20), таблицу сложения в пределе 20 и, наконец, сложение круглых десятков с числом, состоящим из десятков и единиц. При этом условии можно рассчитывать, что дети не только запомнят характер и порядок операций при сложении двузначных чисел в пределе 100 с переходом через десятки, но и будут сознательно и правильно их выполнять. Однако для того, чтобы образование и дальнейшее развитие этого нового навыка построить на твёрдой основе, недостаточно только одного повторения перед объяснением нового для детей случая сложения. Надо и в процессе объяснения требовать от учащихся самостоятельного выполнения входящих в данный навык отдельных операций (35 = 30 + 5; 27 = 20 + 7; 30 + 20 и т. д.). Точно так же и в дальнейшем, при закреплении навыка сложения двузначных с переходом через десяток, надо систематически возвращаться к составляющим его элементам и воспроизводить их в упражнениях. Так, наряду с решением примеров типа 35 + 27, надо решать и такие примеры, как: 50 + 35; 7 + 8; 30 + 7; 8 + 40 и т. д.

Требование систематического повторения пройденного перед изучением нового материала сохраняется во всех случаях: имеет ли учитель дело с развитием какого-либо навыка, или сообщает детям и закрепляет в их памяти новые знания. При этом нередко для предварительного повторения перед объяснением нового материала выбирается не только то, что близко примыкает к нему по содержанию или что органически входит в те новые понятия и навыки, которые учитель формирует у детей, но и то, что важно для сравнения и сопоставления. Так, например, при изучении грамматических форм какой-либо части речи учитель не только упражняет детей в распознавании данной грамматической категории и её форм, но также сопоставляет изучаемую часть речи с другой, уже известной детям частью речи, устанавливая на основе сравнения черты сходства или различия между ними. Но для того, чтобы успешно пользоваться этим приёмом, учителю необходимо предварительно повторить с детьми всё то, что он намерен использовать для сравнения и сопоставления. Только при таком условии этот приём будет способствовать активизации мышления детей и послужит целям сознательного и прочного усвоения изучаемого материала.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment