Планирование работы школы в начальных классах

Работа школы организуется заведующим по плану. «Работать по плану — значит знать, что надо делать и для какой цели» .

Правильное планирование учебно-воспитательной работы предполагает глубокое понимание заведующим школой задач коммунистического воспитания, которые стоят перед советской школой в период перехода от социализма к коммунизму. В связи с этим заведующему школой должны быть хорошо известны решения партии и правительства о школе и указания Министерства просвещения об организации учебно-воспитательной работы с детьми. Наряду с этим заведующий школой должен хорошо знать состояние учебно-воспитательной работы в своей школе, её достижения и недостатки и уметь, руководствуясь педагогической теорией и практикой передовых советских учителей, выбрать наиболее совершенные пути и средства к дальнейшему повышению качественного уровня обучения и воспитания детей. Основные положения, исходя из которых намечаются мероприятия в плане работы школы, должны быть ясно и конкретно определены заведующим школой и обсуждены с учителями. План работы школы может состоять из двух частей. В первой части плана раскрываются мероприятия по подготовке школы к новому учебному году; во второй — мероприятия по учебно-воспитательной работе, проводимые в течение учебного года.

Первая часть плана, как правило, должна быть готова к началу четвёртой четверти, вторая — к 15 августа.

План работы школы может быть оформлен по следующей схеме:

Разделы работы

Конкретное содержание работы

Срок выполнения

Ответственные исполнители

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

План должен быть кратким, конкретным, легко контролируемым. Составление плана работы школы лежит на ответственности заведующего. К составлению отдельных частей плана привлекаются и другие работники школы. План обсуждается и принимается на педагогическом совещании.

В пер в о й ч асти пл ана , посвящённой подготовке школы к учебному году, предусматривается: летняя работа с детьми, выполнение всеобуча, обеспечение школы кадрами, подготовка школьного здания, обеспечение школы учебными пособиями, хозяйственным инвентарём и топливом.

Летняя работа с детьми включает уход за пришкольным участком, организацию пионерского лагеря или детской площадки, помощь учащимся, получившим испытания на осень. Оказание помощи учащимся, получившим испытания на осень, рассматривается как одно из важнейших мероприятий по борьбе с второгодничеством.

Организованное начало учебного года зависит от своевременного подбора и расстановки учительских кадров. Поэтому в разделе плана о кадрах, указывается, как будет распределена работа между учителями, с тем, чтобы каждый учитель за летний период смог лучше подготовиться к новому учебному году. Вместе с тем необходимо принять меры к подбору недостающих учителей через отдел народного образования.

При планировании работы по всеобучу предусматриваются следующие мероприятия: проведение учёта детей, подлежащих обучению в школе; работа с родителями учащихся; совместная работа с правлением колхоза, сельсоветом, рай (гор) советом по обеспечению полной явки детей в школу; помощь родителям в закупке для учащихся учебников и тетрадей; организация подвоза детей в школу; организация общежития и интерната для детей, далеко живущих от школы, подготовка к проведению первого дня занятий в школе.

В целях своевременной подготовки к зиме школьного помещения и своевременного обеспечения школы учебными пособиями и хозяйственным инвентарём необходимо предусмотреть в плане ремонтные работы, заготовку топлива, приобретение и ремонт учебно-наглядных пособий, учебного и хозяйственного оборудования.

В сельской местности ещё зимой, по санному пути, необходимо организовать подвозку дров к школе; весной эти дрова должны быть расколоты, высушены и сложены. Дрова заготовляются в количестве, достаточном для всего отопительного сезона.

Не позднее 15 августа комиссия (в селе — от сельсовета, а в городе — от горсовета) проверяет готовность школы к предстоящим занятиям и составляет акт о результатах проверки.

В о втор ой ч асти пл ан а , посвящённой учебно-воспитательной работе школы, предусматриваются мероприятия: по организации учебновоспитательной работы школы в связи с преподаванием всех предметов и внеклассной работой учащихся; руководство школой; работа ученической и пионерской организации; работа с родителями; санитарно-оздоровительные мероприятия и организационно-хозяйственная работа. В течение учебного года при планировании этих разделов необходимо выделить основные вопросы, определяющие качество учебно-воспитательной работы, и максимально их конкретизировать.

В первом разделе этой части плана указываются мероприятия по организации учебно-воспитательной работы, как классной, так и внеклассной. Заведующий школой, совместно с учителями, исходя из образовательных и воспитательных задач школы и учитывая состояние преподавания и знания учащихся в истекшем учебном году, намечает мероприятия: по планированию учебно -воспитательной работы (составление календарных и тематических планов по каждому предмету и планов внеклассной работы с детьми); по пр оведению мероприятий в связи с выполнением требуемого программой минимума экскур сий и практи – чес ких занятий (какие экскурсии и когда должны быть проведены, какие практические работы на пришкольном участке должны быть выполнены и т. д.); по предупреждению неуспеваемости учащихся (проведение повторения с учащимися, организация дополнительных занятий с отстающими в начале, в середине и в конце учебного года, обеспечение условий для выполнения домашних работ и пр.); по учёту и подведению итого в работы (проведение проверочных работ, анализ их и представление выводов, организация выставок работ учащихся и пр.); по организации внеклассного чтения, кружков и прочих внеклассных мероприятий.

В раздел, посвящённый руководству школой, должны войти конкретные вопросы, связанные с работой педагогического совещания (календарный план работы совещания, тематика докладов, дискуссий) и с контролем за работой учителей (отчёты учителей, посещение уроков, просмотр работ учащихся, классной документации учителя и пр.).

В этом же разделе определяются мероприятия по методической работе с учителями внутри школы и вне её, в объединениях учителей.

В мероприятиях, связанных с работой пионерской органи- з ации и ученического коллектива школы в целом и отдельных классов, в плане необходимо предусмотреть систематические читки и беседы, общественные работы учащихся, а также указать, какие дежурства детей устанавливаются, к каким мероприятиям по школе привлекаются дети, какие и когда проводятся собрания учащихся и т. д.

В борьбе за высокое качество учебно-воспитательной работы школы важнейшую роль играют совме стная р абота школы и с емьи . Заведующий школой должен предусмотреть в плане тематику и сроки проведения общешкольных и классных родительских собраний и работу с родительским комитетом, который избирается на первом общем собрании родителей.

В разделе плана, посвящённом санитарно -оздоровительным мероприятиям , указывается профилактическая и санитарнооздоровительная работа врача (осмотр учащихся, предохранительные прививки и пр.), а также порядок наблюдения за санитарным состоянием школьных помещений и уход за ними.

По организационно -хозяйственной работе школы в плане предусматривается текущее пополнение школы учебно-наглядными пособиями и книгами для библиотеки; мероприятия по текущему ремонту школьного инвентаря и школьного помещения и пр.

При составлении плана необходимо иметь в виду, что в конце учебного года заведующий с помощью учителей должен провести учёт и инвентаризацию всего школьного имущества; получить от учителей и систематизировать их методические материалы: планы уроков, конспекты, дидактические пособия, а также работы детей (тетради, рисунки, альбомы и пр.); привести в порядок библиотеку и составить списки тех книг и пособий, которые необходимо приобрести, довести до сведения родителей списки учебников, пособий и тетрадей, которые понадобятся учащимся каждого класса в следующем учебном году.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment