1 четверть.
1. Экскурсия для ознакомления учащихся с понятиями «линия горизонта» и «горизонт». Наблюдение явлений, связанных с передвижением на местности по прямому направлению, — исчезновение за линией горизонта одних предметов и появление впереди из-за линии горизонта других предметов. Расширение горизонта при поднятии наблюдателя на высокое место — 1 час.
2. Экскурсия для ознакомления с рельефом пришкольной местности — 2 часа.
3. Экскурсия для ознакомления с местными водами — родник, ручей, река, озеро, болото, море — 2 часа.
2-я четверть.
1. Ознакомление с устройством компаса. Правила пользования компасом. Решение задач — 1 час.
2. Обозначение направлений на чертеже. Решение задач — 1 час.
3. Измерение расстояний на пришкольной местности: шагами; по времени, затраченному на передвижение; с помощью глазомерной оценки — 1 час.
4. Понятие о масштабе. Решение задач — 1 час.
5. Черчение простейших планов — 1 час.
6. Чтение простейших планов (план школьного участка, ближайшего колхоза, родного города) — 1 час.
Во внеклассное время учащиеся под руководством учителя находят Большую Медведицу, Полярную звезду и упражняются в ориентировке по звёздам.
3-я четверть.
1. Организация наблюдений над погодой — 1 час; учащиеся ведут их во внеклассное время на протяжении месяца. Отдельные ученики могут продолжать эти наблюдения до конца учебного года.
2. Выводы из наблюдений над погодой — 1 час.
4-я четверть.
Работа с топографическим планом (см. «Географический атлас для начальной школы») — 2 часа.
В 3 классе на протяжении всего учебного года дети наблюдают и датируют важнейшие сезонные явления. С помощью сопоставления дат текущего и предыдущего года дети подводятся к пониманию географического термина «климат».
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова