Письменное сложение и вычитание можно изучать либо совместно, либо раздельно. В последнем случае сопоставление целесообразно провести при изучении вычитания. Вначале, при объяснении каждого действия, очень важно показать детям выгоды и целесообразность использования приемов письменного сложения и вычитания, когда числа, над которыми производятся действия, подписываются столбиком, и при вычислении соблюдается строгая поразрядность. Для этого достаточно один и тот же пример (допустим, 287 + 468 на сложение и 732 — 358 на вычитание) решить, пользуясь сначала устным приемом, а потом письменным (с записью столбиком).
При объяснении сложения наглядность не обязательна; при хорошей подготовке класса здесь достаточно опереться на знания учащимися разрядного состава трехзначного числа. Но при объяснении вычитания, особенно в тех случаях, когда в уменьшаемом встречаются нули (800 — 64), арифметическое действие (занимание, раздробление) нужно показать на наглядных пособиях, использовав при этом пучки палочек, классные счеты, размен денег и др. Ученики должны увидеть, что 100 — это 9 дес. и 10 единиц, 1000 — это 9 сот. 9 дес. и 10 единиц.
Предметом специального объяснения должны быть и действия с нулем: 5 + 0 = 5, 0 + 6 = 6, 0 + 0 = 0, 9 — 0 = 9, 8 — 8 = 0, 0 — 0 = 0.
Полезно разъяснить детям, почему начинают вычисления с единиц, а не с высшего разряда, как это делается в устных вычислениях. С этой целью один и тот же пример решают по-разному и выясняют, что начинать вычисление с высшего разряда неудобно, так как приходится исправлять уже записанные цифры в полученном результате.
В процессе упражнений используются не только обычные примеры, расположенные в системе, обеспечивающей постепенное нарастание трудности, но и простейшие уравнения типа:
X + 368 = 900 726 + X = 1000
X – 136 = 475 508 – X = 229
Путем решения таких примеров усваивается зависимость между компонентами и результатами действий.
Полезно предлагать детям задания — сравнить те или иные арифметические выражения, проверить данные равенства или неравенства. Например:
- Проверить, верно ли следующее равенство: 235 + 380 = 1000 — 385.
- Проверить, верно ли следующее неравенство: 826 — 348 < 208 + 396.
- Сравнить выражения 224 + 185 и 724 — 347, поставив между ними соответствующий знак (=, > или <).
- Решить пример 518 + 164 с проверкой результата двумя способами (сложением и вычитанием). С проверкой решаются и примеры на вычитание.
Навыки письменного сложения и вычитания находят свое применение при решении арифметических задач.