Первый этап букварного периода в начальных классах

pervyj etap bukvarnogo perioda v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Задача первого этапа букварного периода — практическое изучение гласных а, у, о, ы и длительных согласных м, с, р, ш, х, н, л. Особенностью звуков, обозначаемых этими буквами, является то, что они допускают длительное произношение и не изменяются в концах слов: это облегчает их выделение из слов и соединение в слоги и слова.

Наиболее целесообразными приёмами выделения звуков на первом этапе букварного периода являются: а) подчёркнутое произношение (удлинение и усиление) выделяемых звуков в словах или слогах; б) сопоставление слов и в) договаривание слов.

При подчёркнутом произношении, как указывалось выше, дети легко улавливают изучаемый звук и произносят его отдельно. Для закрепления выделенного звука полезно применить прием подбора слов, в которых он встречается. В этих словах дети определяют место изучаемого звука: в начале, в середине, в конце слова.

После этого сразу же показывается буква и закрепляется, в памяти детей путем зарисовки её, складывания из полосок бумаги или палочек.

Выделение звука путём сопоставления заключается в сравнении звучания двух слов, произнесённых одно за другим. При этом подбираются такие слова, в которых все звуки, кроме изучаемого, знакомы детям. Так, например, если детям знакомы звуки а, м, ш, то для выделения звука с могут быть взяты слова Маша и Саша. Произнося и анализируя эти слова с учителем, дети устанавливают разницу в звуках: первое слово начинается со звука м, второе — со звука с.

Третий приём — договаривание слов — заключается в следующем: учитель показывает предмет (или картинку), например шар, и предлагает детям сказать название этого предмета. Затем он произносит слово сначала полностью — шар, а потом с недоговариванием последнего звука — ша и спрашивает детей, всё ли слово он сказал. Дети сравнивают полное слово с неполным, догадываются, какой звук не был произнесён учителем, и сами договаривают его — р.

Можно применять также и приём артикуляции, т. е. наблюдения за процессом произнесения звуков в слове или слоге. Например, учитель предлагает детям наблюдать, что он делает ртом, когда произносит слог ма, обращает их внимание на то, что для произнесения слога ма необходимо сделать два движения ртом: сначала плотно сжать губы, а затем открыть рот. Этот приём, естественно, можно применить только при выделении звуков, в произношении которых принимают участие губы (а, о, у, ы, м, п, б, в).

Выделенные звуки целесообразно называть без всяких призвуков: с, а не се или сы. Когда звук выделен, он закрепляется при помощи подбора слов с этим звуком и обозначается соответствующей буквой.

После того как дети ознакомились со звуком и буквой, целесообразно привести новый звук в разные сочетания с другими звуками — согласный со всеми известными детям гласными, гласный — со всеми известными детям согласными (р — ра, ру, ро, ры; о — ро, мо, со,.хо, но, ло).

Эта работа производится с помощью разрезной азбуки. Пользуясь азбукой, дети упражняются в составлении слов и в их преобразовании. Правильная постановка этих упражнений требует от учителя знания трёх основных приёмов синтеза (соединения) звуков в слоги и слова.

Первый приём — синтез на основе анализа слова и припоминания его произношения. Учитель разлагает слово (например рама) на слоги (рама), первый слог разлагается на звуки (р, а) и снова произносится в целом (ра); затем дети составляют этот слог из букв разрезной азбуки и читают его, предварительно вспомнив, какой слог они составляли. Таким образом, дети читают первый слог по припоминанию его произношения. Так же проводится работа и над вторым слогом (ма). Затем читается всё слово (рама).

Второй приём — чтение по подобию — заключается в том, что учитель подменивает в знакомом, только что прочитанном слове одну букву другой, и дети по сходству читают вновь полученное слово. Так можно прочитать слова: рама — мама; Маша — Саша (при условии, что все эти буквы детям знакомы).

Третий приём — наращение — применяется так: допустим, дети составили слово ум и прочитали его; учитель ставит впереди этого слова букву ш и предлагает детям прочитать, что получилось. Если дети затрудняются прочитать новое слово, то учитель проводит с ними анализ этого слова и составляет его из букв разрезной азбуки. Затем предлагает прочитать полученное слово. Дети читают шум. Учитель отнимает букву ш и предлагает прочитать оставшуюся часть слова. Дети читают ум. Учитель опять приставляет букву ш, и дети читают шум. Так же можно прочитать слова: ох — мох, ам — сам и др. Можно приставить букву и в конце слова: если дети прочитали слово сам, то легко прочитают путём наращения и слово сама; после слова шар дети легко прочитают слово шары, после слова мал — слово мала, малы и т. п.

Работа с разрезной азбукой проводится систематически на каждом уроке. Для удобства пользования разрезной азбукой применяются два приспособления: буквенная касса и наборное полотно .

Буквенная касса представляет собой развёрнутую обложку тетради, на каждой стороне которой наклеены или нашиты 16 кармашков для хранения букв — по числу букв русского алфавита.

image 39

Наборно е полотно представляет собой картонный прямоугольник с нашитыми или наклеенными на нём двумя-тремя узкими полосками картона с отгибающимся верхним краем; за этот край и закладываются буквы при работе с разрезной азбукой. Буквенная касса и наборное полотно должны быть у каждого ученика.

Уроки чтения проводятся отдельно от уроков письма, во избежание нагромождения разнородных трудностей при обучении детей грамоте. На каждом уроке чтения после работы с разрезной азбукой необходимо почитать настенные таблицы слов и слогов, а затем соответствующую страницу букваря. Особое значение для овладения навыком чтения слогов имеет таблица прямых слогов: дети, читая слоги, состоящие из знакомых букв, привыкают охватывать их глазами как нечто целое и читать сразу.

image 40

Естественно, что вслед за чтением-произношением детьми слога учитель предлагает им дополнить прочитанный слог до получения целого слова. Это делается в целях осмысления прочитанного (ма — мама, ру — рука, ша — шар).

При чтении по букварю необходимо следить за тем, чтобы все дети действительно читали, т. е. смотрели на буквы в момент произношения слога или слова, а не произносили слова и слоги наизусть {воспроизводя их по памяти или повторяя сказанное другими учениками).

В этих целях рекомендуется приучить детей пользоваться при чтении указкой. Учитель при хоровом и индивидуальном чтении текста букваря говорит детям:

— Поставьте указку под первое слово в левом столбике! Переведите указку ниже, на второе слово! Читайте третье слово столбика!

— Поставьте указку под первое слово второго столбика! и т. д.

При этом учитель объясняет смысл каждого прочитанного слова, раскрывая его содержание путём беседы с детьми, показывая им предметы, обозначаемые прочитанными словами, и т. д.

При хоровом чтении по букварю учитель должен управлять ритмом чтения; но ни в коем случае не путём взмахов руки; целесообразно для этого пользоваться постукиванием по столу тупым концом карандаша — каждому слогу соответствует лёгкий удар по столу; взмахи же руки будут отвлекать детей от книги (букваря).

При чтении связного текста указка переводится слева направо, а не сверху вниз (как при чтении столбиков слов).

Желательно путём чтения настенной таблицы показать детям, как читаются в букваре столбики слов и как читаются связные тексты; главное, что дети должны усвоить, — это движение указки слева направо по строке под словами, которые дети читают, и перевод указки с одной строки на другую.

На уроках письма имеют место те же процессы звукового анализа и синтеза, что и на уроках чтения: письменную букву на этих уроках учитель показывает после того, как будет выделен соответствующий звук из слова и закреплён путём подбора слов с этим звуком.

Показанная буква разлагается на элементы, и дети пишут их (отводя каждому отдельную строку в тетради). Затем дети пишут букву целиком и опять подбирают слова с этой буквой (подбор слов проводится устно). После усвоения начертания буквы дети пишут слова с этой буквой.

Письмо слов с новой буквой обязательно предваряется звуковым анализом слов (разложением их на слоги и звуки) и определением количества и порядка букв, необходимых для обозначения звуков каждого из этих слов.

Написанное детьми слово непременно должно быть прочитано ими и осмыслено.

С первых же шагов обучения письму слов надо приучать детей списывать с доски и с книги по памяти целыми словами.

Других видов письма применять на первом этапе букварного периода нет необходимости: достаточно будет, если дети овладеют умением писать отдельные слова.

Имена детей (Саша, Маша, Шура, Луша) необходимо писать с большой буквы, чтобы уже с самого начала обучения письму дети приучались соблюдать правило письма заглавных букв в собственных именах. В этих целях нужно показать детям несколько заглавных букв, по форме своей напоминающих строчные буквы.

Само собой разумеется, что на первом этапе обучения грамоте можно писать только такие слова, в которых написание соответствует произношению.

Уроки ознакомления детей с новым звуком и печатной буквой на первом этапе букварного периода проводятся примерно по следующему плану.

Знакомство со звуком и буквой р.

1)   Выделение слов с новым звуком из предложений: «Мама мыла рамы» и «Шура мыла руки».

2)            Разложение слов рама и руки на слоги и звуки.

3)            Выделение звука р и его закрепление.

4)            Показ буквы р и её закрепление.

5)   Составление из букв разрезной азбуки слов с буквой р (ура, рама, шар) после их разложения на слоги и звуки, и чтение этих слов.

6)   Преобразование этих слов путём замены одних букв другими и наращения букв (рама — мама — Маша; шар — шары — Шура).

7)   Чтение стенной таблицы и букваря (столбиков и слов и связного текста).

На последующих уроках закрепления пройденного первые четыре момента урока заменяются одним: повторением пройденных букв и чтением прямых слогов типа ра — ру — ро — ры, ма — му — мо — мы.

Уроки письма на этом этапе обучения строятся по следующей схеме:

1)    Подготовка детей к письму (посадка, положение тетради, держание ручки).

2)    Выделение из слова нового звука (имеется в виду тот же звук, который изучался на уроке чтения).

3)            Показ новой письменной буквы и подбор слов с изучаемым звуком.

4)   Разложение письменной буквы на элементы и письмо детьми этих элементов.

5)   Письмо детьми новой буквы в целом (с устным подбором слов на эту букву).

6)            Письмо слов с новой буквой после их разложения на слоги и звуки.

7)            Чтение детьми написанных ими слов.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment