После первой сотни возможен переход к изучению нумерации и действий над числами любой величины. Однако непосредственный переход от сотни к многозначным числам связан для детей с значительными трудностями: изучение сотни не дает детям необходимой подготовки для изучения нумерации многозначных чисел и для успешного усвоения алгоритмов письменных вычислений. Чтобы сделать этот переход более плавным, а весь процесс обучения арифметике более доступным для детей, в конце прошлого века был введен концентр тысяча.
Опыт российской школы подтвердил целесообразность этой промежуточной ступени. Основная задача ее состоит в том, чтобы постепенно подготовить детей к изучению нумерации чисел любой величины и создать условия для плавного перехода от устных вычислений к письменным. Главное содержание этой ступени составляет:
- основательное изучение нумерации трехзначных чисел, составляющих класс единиц, по образцу- которого строятся все другие классы многозначных чисел;
- твердое усвоение приемов устных вычислений с круглыми числами в пределах тысячи;
- первоначальное знакомство со способами письменных вычислений.
Таким образом, концентр «Тысяча» как промежуточная и вспомогательная ступень должен быть небольшим по объему с тем, чтобы не задерживать поступательное движение учеников в усвоении курса математики и иметь своим основным назначением подготовку их к успешному изучению концентра многозначных чисел.
По вопросу о том, когда вводить письменные приемы вычислений, существуют различные точки зрения. В некоторых исследованиях письменные вычисления вводятся рано — при выполнении действий уже в пределах 100: при сложении и вычитании двузначных чисел, а также при умножении двузначных чисел на однозначное данные числа подписываются столбиком, и действия производятся, начиная с единиц.
В других исследованиях проводится противоположная линия: первоначальное знакомство с письменными приемами вычислений относится к концентру многозначных чисел.
Какую точку зрения следует считать более рациональной? При раннем введении письменных приемов есть опасность нанести ущерб формированию навыков устного счета. Если же первоначальное знакомство с письменными вычислениями откладывать до изучения концентра многозначных чисел, завершающего собой начальное обучение, то создаются условия, при которых может не хватить времени для формирования прочных, устойчивых и достаточно автоматизированных навыков письменных вычислений.
Очевидно, при решении данного вопроса следует избегать крайностей: с введением письменных вычислений не нужно торопиться, но не следует и откладывать знакомство с такими вычислениями надолго.
Концентр «Тысяча», по-видимому, и есть та ступень, на которой целесообразно положить начало формированию умения производить вычисления с трехзначными числами письменно, сосредоточив эту работу во II классе.
Для вполне обоснованного ответа на вопрос о начале введения в школьную практику письменных вычислений требуется дальнейшее научное его исследование и проверка.