Изучение устной нумерации чисел в пределах 1000 начинается со счета сотнями. Вводя счет сотнями, учитель предлагает детям сосчитать данные им палочки, связанные пучками в десятки. Сначала счет ведется десятками, а потом выясняется, что легче сосчитать палочки, если каждые 10 десятков объединить в сотни. Счет сотнями ведется так: одна сотня, две сотни, три сотни и т. д., а затем присчитывание по сотне: сто, двести, триста, четыреста и т. д.
При счете сотнями внимание детей обращается на то, что сотня — составная счетная единица; сотни считают так же, как простые единицы. Дети записывают и усваивают соотношение между счетными единицами:
10 единиц составляют 1 десяток.
10 десятков составляют 1 сотню.
10 сотен составляют 1 тысячу.
Далее следуют упражнения в непрерывном счете в пределах тысячи. Сначала счет ведется по одному: сто, сто один, сто два, сто три и т. д. Затем переходят к счету группами: по десяти, по двадцати, по пятидесяти.
Такие упражнения дополняются счетом по единице в местах перехода через сотню. Например:
- считать по одному от 396 до 402, от 798 до 804;
- назвать 5 чисел, следующих одно за другим за числом 698;
- назвать числа в обратном порядке от 703 до 696.
Большую роль в усвоении нумерации играют упражнения:
а) в образовании чисел из сотен, десятков и единиц, например, назвать число, состоящее из 4 сотен 2 десятков и 6 единиц; из 8 сотен, 6 десятков; из 5 сотен и четырех единиц;
б) в разложении трехзначных чисел на сотни, десятки и единицы; например: из скольких сотен, десятков и единиц состоят числа: 736, 915, 608, 490 и др.
Эти упражнения полезно выполнять с помощью палочек, причем единицы кладутся на первом месте справа, десятки на втором и сотни на третьем месте.