Пересказ прочитанного в начальных классах

pereskaz prochitannogo v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Пересказ художественного произведения имеет большое значение для полноты и глубины эмоционального восприятия и осознания прочитанного. Пересказывая, дети как бы видят перед собой картины, образы, рисуемые автором; выражая мысли автора, действующих лиц, они осваивают их, переживают вновь эмоции, возбуждённые произведением. Но это происходит только при правильно организованной работе над пересказом, если пересказ не является механической, по памяти, передачей текста.

Учитель начинает учить детей пересказу с первых же шагов обучения. Однако, для того чтобы работа принесла хорошие результаты, необходимо следовать определённым требованиям, которые надо предъявлять к пересказу учащихся на различных ступенях обучения. В каждом классе учитель должен применять разнообразные виды пересказа и правильно организовать работу детей над пересказом в классе и дома.

Основное требование к пересказу учащихся, начиная с 1 класса, заключается в том, чтобы пересказ был естественным и выразительным. Рассказывает ли ученик своими словами или словами текста, вся его речь должна звучать, как его собственная речь, слова текста должны быть им усвоены, как свои слова. Поэтому к пересказу надо переходить лишь тогда, когда прочитанное произведение хорошо понято детьми.

Пересказ прочитанного произведения может быть кратким или распространённым. Краткий пересказ в виде ответа на вопрос, о чём повествует данное произведение, применим к любому жанру художественного произведения. Очень искусственным и не достигающим никакой цели является пересказ своими словами лирического стихотворения. Но наряду с этим весьма полезен и интересен пересказ стихотворения по воображаемым картинам: дети подробно рассказывают, какие картины они нарисовали бы к данному стихотворению. Если в рассказе несколько действующих лиц, то полезным видом работы является пересказ от имени одного из действующих лиц, наиболее близкого детям. Длинное произведение хорошо пересказывать выборочно, давая для этого детям определённую тему. Применение разнообразных видов пересказа делает эту работу интересной для учащихся.

Необходимым условием развития у детей умения пересказывать прочитанное является правильная организация этой работы в классе и дома. В классе учитель наблюдает за тем, чтобы все дети внимательно слушали товарища, пересказывающего прочитанное, следили за развитием действия, улавливали искажения содержания, интонацию рассказчика. А затем дети под руководством учителя указывают, что получилось в пересказе хорошо, что неправильно по содержанию, неверно по интонации. Попутно, по заданию учителя, дети, делающие замечания, показывают, как по их мнению надо было бы сделать. Такой должен проходить в условиях спокойной товарищеской обстановки, без малейшего намёка на высмеивание или грубые, унижающие достоинство ученика оценки и замечания. Дети исправляют или дополняют товарища с целью помочь ему и научиться самим лучше пересказывать.

Если время не позволяет подробно разбирать пересказ каждого ученика, то пересказ двух-трёх учеников обязательно следует подвергнуть такому разбору.

Большого внимания со стороны учителя требует домашняя работа детей над подготовкой пересказа. Учитель постоянно напоминает детям, что домашняя их работа должна идти по образцу классной. Учитель предостерегает детей от дословного заучивания текста, к чему дети бывают склонны, напоминает о том, что, пересказывая, надо стараться представить себе события и людей так, как будто видишь их перед собой. В помощь детям иной раз полезно дать план пересказа — простой или картинный. Надо постоянно напоминать детям, что пересказ должен звучать просто, как разговор.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment