В 1 классе дети узнают о том, что песни бывают разного характера: маршевые, плясовые, протяжные, колыбельные; быстрые, умеренные или медленные по темпу; плавные и отрывистые.
Наряду с этими общими первоначальными понятиями о песне дети приобретают и ряд практических знаний и умений, например: прямо стоять или сидеть, прямо держать голову, хорошо открывать рот, ясно произносить слова и т. д.
Дети знакомятся с записью нот на нотном стане, с скрипичным ключом, звукорядом, с названиями нот. Научаются различать по записи 5 звуков (до — соль первой октавы), различать, какие звуки долгие, какие — короткие (четверти и восьмые), понимать запись несложных примеров в указанном выше объёме и петь по ней.
Во 2 классе дети узнают новые песни. Они учатся петь «Гимн Советского Союза». В связи с этим им даётся понятие о музыке гимна (торжественная песня).
Дети научаются петь самые разнообразные песни — широкие, певучие, быстрые, подвижные. Они поют песни, требующие по содержанию и более разнообразного выразительного исполнения.
Во 2 классе учащиеся осваивают запись нот на нотном стане в пределах восьми звуков и практически знакомятся с длительностями нот.
В 3 классе репертуар песен значительно расширяется. Дети продолжают практически знакомиться с песнями советских композиторов, разучивают песни замечательных русских композиторов — Чайковского, Римского-Корсакова и других, поют народные песни: русские, белорусские, украинские.
Разнообразный характер песен в этом классе обусловлен использованием различных средств музыкальной выразительности: темпа, ритма, динамики и т. д.
В 3 классе учащиеся получают также понятие об одном из наиболее ярких средств музыкальной выразительности — о мажорном и минорном ладе.
В 4 классе знание детей о музыке ещё более обогащается. Они знакомятся с рядом массовых песен советских композиторов. В этих песнях находят выражение мысли и чувства советского человека, его гордость за свою великую родину, его непоколебимая решимость бороться с врагами, его преданность вождю народов товарищу Сталину.
В 4 классе учащиеся знакомятся с произведениями русской оперной классики.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова