Память в начальной школе

pamyat v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

При характеристике памяти существенно знать различие между двумя основными процессами, в которых проявляется её деятельность: воспр о – изв едением и узнаванием . Воспроизводится впечатление от ранее воспринятого предмета, явления, слова, когда его уже нет перед нами; узнаётся впечатление, когда ранее воспринятое вновь предъявляется. Узнать, конечно, легче, чем воспроизвести.

Процесс запоминания протекает различно: иногда предмет, ярко воспринятый, сильно подействовавший на наши чувства, сразу и надолго запечатлевается. Но чаще всего для запоминания требуется повторное восприятие.

Так же различно осуществляются и процессы воспроизведения и узнавания. Иногда заученное правило, определение, имя, число сразу всплывают в сознании, или мы сразу узнаём изображение предмета, портрет, узнаём, кто этот человек; иногда же нам приходится припоминать ранее заученное или виденное, употребляя для этого значительные усилия.

Для правильного понимания деятельности памяти нужно учесть разнообразие материала, который нам приходится запоминать. В психологии принято различать следующие виды памяти : память на движения (или двигательную память), память на чувства (или эмоциональную), память на вещи, предметы, их свойства и явления (или образную), память на мысли о связях, отношениях между предметами и явлениями (или словесно-логическую). У различных людей может быть в разной степени развит тот или другой вид памяти.

Какие же факторы определяют успешность работы памяти?

Прежде всего успешность запоминания и последующего воспроизведения в памяти зависят от соблюдения условий, обеспечивающих надлежащее качеств о во спр иятия . С восприятия ведь, как было сказано выше, и начинается работа памяти. Поэтому необходимая подготовка к восприятию, наличность достаточного внимания при восприятии, хорошее оформление материала, участие в восприятии различных органов чувств, установка на последующее воспроизведение и т. д., т. е. всё, что делает успешным восприятие, влияет и на успешность запоминания.

Но есть и специальные условия успешности работы памяти. Среди них основное место принадлежит повтор ению . «Повторенье — мать ученья», — эта старая пословица не потеряла и теперь своего значения. Повторение может быть механическим и сознательным. Механическое, пассивное повторение обычно является мало эффективным. Повторению должно предшествовать понимание смысла воспринимаемого, например, читаемого текста. Понимание это связано с выделением существенного, установлением связи между отдельными частями или мыслями текста, знанием значения в тексте отдельных слов и пониманием смысла каждой фразы. Огромное значение для активизации процесса запоминания имеет в олевое усилие , вызываемое постановкой цели — запомнить воспринимаемый материал на длительное время.

Есть несколько положений, определяющих успешность повторений. Одно из них касается числа повторений . Число это определяется объёмом и степенью трудности заучиваемого материала. Но всегда нужно, кроме тех повторений, которые уже привели к воспроизведению материала, непосредственно вслед за заучиванием сделать ещё несколько повторе – ний для закр епл ения заученного в памяти. Установлена нецелесообразность нагромождения большого числа повторений в один, так сказать, сеанс заучивания; повторения необходимо распределять во времени. При этом экспериментально установлено, что забывание, исчезновение из памяти, происходит быстрее в период, следующий непосредственно за заучиванием. Поэтому необходимо использовать повторения для закрепления прежде всего тогда, когда материал ещё не исчез из памяти, и сделать перерыв в повторениях, когда материал достаточно прочно закреплён.

Для успешности запоминания имеет значение и объ ём запоминаемого материала. При механическом запоминании (например чисел, имён) объём материала следует ограничивать больше, чем при осмысленном запоминании. Следует стремиться к тому, чтобы, по возможности, осмысливался даже тот материал, который на первый взгляд можно запомнить только механически. О смысленное запоминание значи – тельно сокращает количество нужных для запоминания повторений.

При запоминании материала, представляющего собой некоторое логически законченное целое, например, при заучивании наизусть стихотворения, нецелесообразно сразу разбивать его на части. Необходимо сначала прочитать, всё стихотворение, разобраться в его содержании, затем несколько раз прочитать целиком, и только после этого при самопроверке обратиться к повторению плохо усвоенных частей.

Не следует забывать, что развитие памяти у детей в большой мере зависит от методов работы учителя. Опыт показывает, что учащиеся успешно воспроизводят без повторений непосредственно после чтения только что прочитанную или услышанную фразу, если они предупреждены, что повторения не будет и что они должны прочитать или выслушать материал очень внимательно. Объём материала для такого непосредственного воспроизведения можно постепенно увеличивать.

Память позволяет нам усвоить и закрепить не только знания, но и навыки , т. е. умение выполнять определённые действия (в школьной практике — действия, связанные с чтением, счётом, письмом и т. д.).

Одним из факторов успешного образования навыков служит показ д ействия , объяснение того, как нужно правильно производить его. Очень важны для образования навыка постоянные упражнения . При этом необходимо предупреждать ошибки и недостатки и сообщать выполняющему упражнение результаты его работы. При наличии ошибок следует указывать средства к их исправлению.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment