1-й урок
1. Повторение и проверка усвоения пройденного:
а) показ букв а, у, о, х и чтение их детьми; придумывание детьми слов с этими звуками;
б) членение отдельных слов на слоги и звуки;
в) чтение страницы букваря, заданной на дом; рассматривание картинок на той же странице; объяснение прочитанных слов с помощью вопросов и картинок: ох, ах, ух — «Когда так говорят?»; уха — «Из чего её варят?» и пр.
2. Ознакомление со звуком м: а) рассматривание картинки «Собака лает». «Составьте предложение про собаку». (Собака лает — ам);
6) разложение этого предложения на слова, расчленение слова ам на звуки: «Какой звук слышится в начале слова? в конце слова? какой здесь новый звук?» (м)
3. Закрепление звука м. Учитель показывает картинку: «Мама идёт доить корову», спрашивает: «Что нарисовано на картинке? (Корова мычит му. Мама вышла доить корову.) «В каких словах здесь есть звук м? Где он? В начале, в середине или в конце слова?» (Дети отвечают.)
Учитель показывает ещё картинку: «Мама читает детям книгу». Дети составляют предложение про маму.
а) Предложение разлагается на слова, а слово мама на слоги и звуки. Какой первый слог? Какой второй? Сколько звуков в первом слоге? Какие? (м, а) и т. д.
Так же проводится разложение на звуки слова му (из предложения «Корова мычит му»).
б) Придумывание детьми слов со звуком м (муха, мост, мак, молоток и др.).
Для этой цели можно использовать картинки в букваре. Когда дети называют предмет, нарисованный на картинке, учитель спрашивает: «Есть ли звук м в данном слове? Где он находится?»
4. Ознакомление с буквой м и её закрепление: а) показ учителем буквы м, разложение её на части; «Из каких частей состоит буква м?» (Из двух стоячих и двух наклонных палочек);
б) нахождение детьми буквы м в буквенной кассе: «Покажите все эту букву. Поднимите её правой рукой. Положите букву м перед собой. Прочитайте её коротко» (м);
в) складывание буквы м из спичек, полосок бумаги или палочек.
5. Составление детьми слов из букв разрезной азбуки (после анализа слов); чтение слов с наращением новой буквы и по подобию:
а) составление слова ам: «Кто так кричит? Какой первый звук в этом слоге? Какой второй? Найдите буквы, какие нужно, и составьте слово ам. Прочитайте, что получилось». Так же составляются слова ум и мама;
б) наращение звука м, чтение получающихся слов:
а — ам
у — ум
ох — мох.
Каждое слово осмысливается с помощью вопроса учителя: ох — «Когда так говорят?», мох — «Где он растёт?» и пр.;
в) чтение слов по подобию: мама, му-му.
При чтении с наращением учитель добавляет к слову какую-либо букву, а при чтении по подобию заменяет в слове ту или иную букву другой, и дети читают новые (не разложенные ранее) слова и осмысливают их.
6. Чтение слов по настенной таблице и по букварю с осмысливанием каждого слова: му («Кто так кричит?»), ум («У кого он есть?») и т. д.
7. Задание на дом . После беседы о том, какую же букву узнали сегодня, детям даётся задание: дома прочитать ту же страницу букваря, которую они читали в классе, и рассмотреть картинки.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова