Особенности обучения орфографии по классам в начальных классах

Основные задачи по правописанию в 1 классе заключаются в том, чтобы научить детей правильно писать буквы и обозначать ими звуки, правильно писать несложные слова и предложения.

Первая задача осуществляется ещё в букварный период. Для правописания важно в это время добиться того, чтобы дети привыкли разборчиво и чисто писать слова, которые они учатся читать. Привычка каллиграфически писать очень важна потому, что она воспитывает внимательность к письменному оформлению речи и способствует выработке у детей чётких зрительных и двигательных представлений.

Умение писать несложные слова и предложения достигается на протяжении всего первого года обучения. Этот навык развивается на основе систематических упражнений детей в разложении слов на слоги и звуки и в обратном образовании слов из звуков и слогов.

В 1 классе учащиеся усваивают правописание слов с буквами й, э. я, ю, ё. Эти орфограммы усваиваются путём деления слов на слоги и сопоставления слов. Обучение правописанию слов с буквой й лучше всего начинать со смыслового противопоставления слов: змей — змеи; сарай — сараи и т. д. Сначала по картинкам, на которых изображены соответствующие предметы, выясняется различие в значении слов, обозначающих эти предметы. Дальше идёт выяснение различия в произношении этих слов. Первые слова каждой пары имеют один слог, вторые слова имеют два слога. Составляются предложения с каждым данным словом. Слова эти записываются на доске, рассматриваются; устанавливается, что й не образует слога, что его нельзя перенести, что при письме надо ставить надстрочный знак над и. Дети выписывают слова с й и и, разбивают их для переноса чёрточками и подчёркивают буквы й и и, произнося слова. Далее дети изменяют слова по образцу: мой — мои, рой — рои, затем производят изменения более сложные: рисую — рисуй, читаю — читай, весна — весной, вода — водой, грачи — грачей, сени — сеней. Всё это надо связывать с построением предложений и с слуховым анализом изучаемых слов. Наконец, привлекается более сложный материал: многосложные слова (попугай, часовой), слова с й в середине (чайник, ручейки, копейка). Над этими словами проводится та же работа, что и над словами с конечными й и и; слова произносятся, делятся на слоги, записываются, от данных слов производятся новые слова (ручей — ручейки, чай — чайник, май — майка, читай — читайте, стая — стайка, заяц — зайка), дети придумывают слова и предложения.

Слов с буквой э немного, и правописание их легко может быть усвоено детьми путём списывания, хотя и подчёркивание имеет значение.

Буквы я, ю, е, ё, как известно, обозначают либо йа, йу, йэ, йо в начале слов и после гласных (яма, юла, ель, ёлка, моя, читаю, моё), либо мягкость предыдущих согласных (ряд, люк, мел, мёл). Ещё в букварный период дети знакомятся с этими буквами, читают и пишут их. В дальнейшем они должны научиться безошибочно писать слова с этими буквами не только при списывании, но и под диктовку и в самостоятельных работах. Важно, чтобы дети поняли, что от написания а или я, у или ю, о или ё, е или ё зависит смысл слов и что согласные перед гласными могут быть твёрдыми или мягкими и в зависимости от этого пишутся либо а либо я, у либо ю, о либо ё. Всё это легко выяснить на противопоставлении слов:

мал — мял вол — вёл вал — вял нос — нёс

рад — ряд ров — рёв раб — ряб все — всё пола — поля мел — мёл

Учитель разбирает с детьми значения противопоставленных слов. Дети вслушиваются, как произносятся в этих словах сочетания ма — мя, ва — вя, во — вё, но — нё и т. д., затем составляют с разобранными словами предложения и пишут их на доске и в тетрадях. После этого учитель переходит к более сложным словам (идёт, огонёк, ручеёк), к словам с начальным ё (ёлка) и с ё после ь (ружьё, бьёт). Все эти случаи не следует приводить сразу — нужно постепенно переходить от одной трудности к другой. Что касается таких случаев, как обозначение гласными буквами я, ю, е, ё сочетаний звуков йа, йу, йэ, йо, то усвоение их, как показывает практика, не вызывает особых трудностей; поэтому не следует выяснять звукового значения этих букв в данных случаях; они обычно усваиваются сами собой, даже без специальных длительных упражнений.

Употребление ь на конце слова усваивается детьми путём сравнения ряда слов: угол — уголь, ел — ель, шест — шесть, кон — конь, хор — хорь. Эти слова берутся в коротких предложениях. Дети несколько раз произносят предложение, устанавливают разный смысл сопоставляемых слов, их сходство и различие в произношении. В результате делается вывод, что мягкий согласный на конце слов обозначается ь. Упражнения заключаются в том, что дети списывают предложения, подчёркивая слова с мягким знаком, выписывая сходные слова парами, изменяют данные слова так, чтобы в изменённом слове нужен был ь (двери — дверь, гуси — гусь, кости — кость), вставляют в предложения пропущенные слова с ь, составляют свои предложения.

После того как дети научатся обозначать мягкость согласных на конце слова, они переходят к употреблению мягкого знака в середине слов после согласных. При этом вначале сопоставляются слова, близкие по звучанию, но различающиеся твёрдостью или мягкостью одного согласного в середине слов: уголки — угольки, банка — банька, редко — редька; устанавливается разница в значении и в произношении, делается вывод относительно употребления ь в середине слов. Впрочем, в русском языке мало таких слов, которые противопоставляются лишь по произношению твёрдого — мягкого согласного в середине слов. Поэтому можно быстро переходить к словам без противопоставления: васильки, пальцы, мельница. Кроме списывания и диктанта, здесь можно рекомендовать задачи на образование тех или других форм от данных слов: огонёк — огоньки, василёк — васильки, палец — пальцы, встань — встаньте, брось — бросьте, баня — банька, пыль — пыльный, мыло — мыльный; вставку пропущенных слов с ь. При подборе примеров учителю следует иметь в виду, что мягкость согласного в середине слов можно обозначать без проверки лишь после л (льдина, мальчик, мыльный, сильный, пыльный), а также после других согласных перед следующим твёрдым согласным (письмо, меньше, гурьба), а также перед к и г (горько, редька, коньки, деньги, деньки). Конечно, подбирая такие слова, учитель не даёт детям правил, перечисляющих случаи, в которых следует писать ь; нужно учить детей различать твёрдые и мягкие согласные по слуху, для чего проводить систематические упражнения.

Дальше дети переходят к изучению правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Эта группа написаний, в противоположность только что рассмотренным, произношением не проверяется. В младших классах начальной школы, особенно в 1 классе, не следует подчёркивать различие в произношении и правописании этих сочетаний, не следует говорить, что здесь слышится ы, а пишется и, слышится чя, щя, чю, щю, а пишется ча, ща, чу, щу. Правило лучше сформулировать так: «жи, ши через и пиши; ча, ща пиши через а» и т. д.

Основной путь усвоения этих орфограмм идёт через зрительное восприятие (таблицы с подчёркнутыми сочетаниями ши, жи и т. п.) и через упражнения в письме (списывание слов с данными сочетаниями, составление словаря таких слов, зрительный диктант, заполнение пропусков, предупредительный диктант, вставка слов, пропущенных в тексте, составление предложений и т. д.). При этом на первых порах и при объяснении и в упражнениях лучше брать слова с ударением на изучаемых сочетаниях (жить, шить, чашка, тащу, щуку).

Чисто практически, попутно может быть усвоено и правописание цы и ци, хотя этого пункта в программе и нет. Следует обратить внимание учащихся, что на конце слов пишется цы: отцы, бойцы, концы, пальцы; в середине слов ци: цифра, станция; из исключений можно отметить: цыплёнок, цыплята.

В 1 классе у детей происходит накопление образов одинакового написания одного и того же слова в разных формах. Здесь не нужно добиваться того, чтобы дети умели проверять правописание безударной гласной постановкой её под ударение, но полезно, чтобы они поняли, что если слова слон, кот пишутся через о, а грач через а, то так же пишутся и слова слоны, коты, грачи.

То же можно сказать о «сомнительных» согласных. Полезно, чтобы дети заметили, что если в слове глаза пишется з (здесь з вне всякого сомнения), то надо и в слове глаз также писать з; если в слове сады пишется д, то и в слове сад пишется д, и т. д.

Чисто практически, путём упражнений в списывании разных видов, достигается и усвоение написания некоторых слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением (корова, солома, топор, молоко и пр.) и раздельное написание предлогов (на лугу, в саду, к дому и пр.).

Переносить слова с одной строки на другую дети учатся путём деления слов на слоги: они узнают, что переносить следует по слогам, что нельзя переносить или оставлять одну букву, что нельзя отделять й от гласной.

При ознакомлении детей с прописной буквой даются отдельные правила: с большой буквы пишется первое слово предложения после точки, а также имена и фамилии людей, клички животных (1 класс), названия городов, деревень, рек (2 класс). Стремиться к более обобщённым правилам, объединяющим эти отдельные правила, на данной ступени не следует. Лишь в 3 4 классах, в связи с изучением грамматики, следует сообщить правила о правописании собственных имён.

Во 2 кл ассе некоторые темы 1 класса повторяются и углубляются. Повторяется правописание гласных после шипящих, но на новых, более сложных словах и в более самостоятельных работах. То же можно сказать и об обозначении мягкости согласных, причём во 2 классе особое внимание обращается на употребление ь в середине слов перед согласными: пчельник, косьба, колокольчик. На более широком и сложном материале проводятся упражнения в раздельном написании предлогов со словами, обозначающими предметы; привлекается большее количество предлогов (без, в, до, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, с, у) с большим количеством падежных форм существительных, проводятся упражнения со вставкой пропущенных предлогов и существительных с изменением предложений, со вставкой прилагательных (слов на вопрос как ой?), например: «Мы идём в (какой?) лес».

Новым для учащихся 2 класса является ознакомление с составом слов. Здесь они узнают о приставках, о корне и, в сущности, об окончании. Это даёт возможность по-новому подойти к пройденным в 1 классе орфографическим темам о «сомнительных» гласных и согласных. После ознакомления с основными частями слова лучше всего перейти к звонким и глухим согласным.

Дети должны понять разницу между звонкими и глухими по слуху и отчасти по положению органов речи. Они узнают, что глухие и звонкие могут быть разбиты на пары и что глухие и звонкие одной и той же пары могут переходить друг в друга. Наблюдая в речи однокоренные слова типа дуб — дубы, вёз — везу, и затем слова с глухими и звонкими согласными в середине слова: дубок, дубняк, везут, привезли и т. д., дети подходят к правилу правописания «сомнительных» согласных.

Знание правила закрепляется упражнениями, при выполнении которых подчёркиваются соответствующие слова, объясняется их правописание, изменяются слова по образцу, подбираются однокоренные слова, придумываются предложения с данными словами. Следует добиться такого усвоения правописания «сомнительных», согласных во 2 классе, чтобы дети умели безошибочно писать все слова, которые они понимают и употребляют, с тем, чтобы в следующих классах к этой теме не возвращаться.

Во 2 классе продолжается изучение темы «Правописание безударных гласных». Но изучается она уже на основе знаний о корне слова, об однокоренных словах, на основе правила о проверке «сомнительных» гласных ударением. Эти новые данные меняют всю работу над правописанием безударных гласных. Теперь дети должны уметь находить корень слова, отличать безударные и ударные гласные, подбирать однокоренные слова и среди них находить слова с опорным или ударным слогом. Для развития этих сложных навыков требуется постепенность и расчленённость в работе.

Во-первых, не следует спешить с правописанием безударных, гласных, пока дети не научатся расчленять слово на корень и окончание и различать ударные и безударные гласные. Лучшие учителя начинают эту работу задолго до того, как дети приступят к изучению правописания безударных гласных. Очень важно развить у детей умение быстро и точно определять ударение в слове и подбирать возможно большее количество однокоренных слов: слов другой формы (числа, падежа, рода, лица), другой части речи (веселее — весело, зеленеть — зелень, давно — давний), в пределах одной и той же части речи — слов с приставками, суффиксами (сторож — сторожка, лес — лесок, тянуть — вытянуть). Но эту работу надо начинать с простейших случаев (коза — козы, вода — воды), постепенно усложнять, и, только по мере усвоения детьми материала, переходить к наиболее трудным случаям (сторожить — сторож, весельчак — веселье — весело).

Обучение правописанию безударных гласных, проверяемых ударением, продолжается и в старших классах начальной школы. Это относится ещё в большей степени к безударным гласным, не проверяемым ударением. Проходить данный отдел правописания в какой-либо определённый отрезок времени нельзя. Слова этого рода должны быть предметом занятий на протяжении всех четырёх лет обучения. Полезно систематически вводить эти слова в упражнения при изучении других тем программы. Но, наряду с этим, необходимо выделять и специальное время для закрепления в памяти детей правописания этих слов. В опыте лучших учителей хороший результат даёт следующий приём запоминания правописания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Во время экскурсий, на предметных уроках, через объяснительное чтение дети усваивают новые понятия, обозначаемые словами. Обращается внимание на «трудные» слова, не проверяемые произношением, выясняется их значение, усваивается их правописание. Слова, правописание которых дети должны запомнить, чётко пишутся учителем на карточках, заготовленных по количеству учеников в классе. На каждой карточке пишется 3 — 4 слова. На уроках грамматики и правописания учитель раздаёт детям карточки и предлагает прочитать внимательно слова, запомнить, как они пишутся, и написать их по памяти в тетради, затем проверить по карточке правильность написания слов. Ученики, выполнившие задание учителя, меняются карточками и повторяют упражнение. В качестве домашней работы, детям даётся задание придумать к написанным словам однокоренные слова, написать в тетради предложения с этими словами. Время от времени эти упражнения повторяются. В дальнейшем карточки меняются, и дети усваивают правописание новых слов.

Из других приёмов, которые следует рекомендовать для усвоения правописания слов с непроверяемыми безударными гласными, можно указать на упражнение в подборе однокоренных слов (комната — комнатка — комнатный; корзина — корзинка — корзиночка и т. д.), на составление тематических словариков (темы: «Пища», «Посуда», «Мебель» и пр.), на составление коротких «сочинений» с данными словами и пр. Все эти формы могут быть полезными, если ими пользоваться систематически.

На основе разбора морфологического состава слова изучаются слова с так называемыми непроизносимыми согласными (солнце, сердце, честный, ненастный и т. п.). Сопоставление с однокоренными словами, где непроизносимые согласные ясно обнаруживаются (перед гласными), является основным приёмом обучения правописанию этих слов. Но слов этих немного, поэтому они могут быть легко усвоены детьми путём систематических упражнений в их анализе и употреблении.

Во 2 же классе изучается тема «Разделительный ь». Эта тема лучше всего выясняется на основе слухового восприятия и чёткого произношения, а также путём сопоставления слов типа солю — солью, полю — полью, Коля — колья. Полезны упражнения в изменении слов по образцу; ручей — ручьи, лист — листья, шалун — шалунья, и вставка пропущенных слов, а также букв в словах.

Дети знакомятся и с употреблением разделительного ъ. Эту тему можно проходить лишь в том случае, если учащиеся усвоили разделительный ь и познакомились с приставкой, как частью слова. Противопоставление таких слов как: сесть — съесть, обедать — объедать, объясняет сущность этого явления. Но слов этого рода (почти однозвучных) в русском языке немного. Поэтому для упражнений используется главным образом образование слов одного корня с разными приставками (въехал, съехал, подъехал, отъехал), а также слов с разными корнями, но с одной и той же приставкой (объехал, объел, объявил).

Чтобы дети не смешивали употребление разделительного ь с разделительным ъ, следует давать смешанные случаи для выборочного списывания, а также и для диктанта (объявить, обезьяна, въехал, вьюга, съел, семья).

Все указанные упражнения с разделительными ь и ъ проводятся в связи с работой над произношением, словообразованием и изменением слов, над составлением предложений, — словом, на основе развития речи.

Последний пункт программы 2 класса по правописанию — «Наиболее употребительные слова с удвоенными согласными». Употребление двойных согласных в письме подсказывается в некоторых случаях долгим произношением их, например касса, сумма и т. д. Однако, другие слова не имеют долгого, протяжного произношения согласных (класс, металл и др.), и правописание их усваивается детьми путём сопоставления данных форм с другими формами тех же слов (класса, металла), а также путём систематических упражнений.

В 3 и 4 классах изучаются орфографические правила, которые связаны с прохождением грамматических тем. Сюда прежде всего относятся: правописание безударных гласных в корнях слов, правописание падежных окончаний имён существительных, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глагола и др. Большинство проходимых здесь написаний может быть проверено произношением, следовательно, относится к так называемым морфологическим написаниям. Лишь употребление е и о, как соединительных гласных в сложных словах, правописание падежных окончаний имён существительных на ий, ия, ие, раздельное написание не с глаголами, правописание некоторых числительных и наречий не могут быть проверены произношением. Однако большинство и этих тем связывается с грамматическими темами.

Правописание безударных гласных в корнях слов ведётся теми же приёмами, что и во 2 классе, т. е. путём подбора однокоренных слов и подведения безударных гласных под ударение. Разница заключается лишь в том, что в 3 классе для занятий берётся новый и более сложный материал: слова с приставками, с суффиксами, с чередованиями согласных. Здесь дети могут уже составлять такие гнёзда слов: белый, белка, белянка, побелить, побелка; нога, ножка, подножка, подножный; рука, ручка, ручная, приручить, выручить. Учитель обязан вести точный учёт того, что дети уже знают и умеют писать и что с ними надо ещё разучить. Кроме того, следует помнить, что изучение безударных гласных, проверяемых ударением (равно, как и не проверяемых), должно идти не только в первой четверти 3 класса, где происходит повторение пройденного во 2 классе, но и в остальных четвертях.

Кроме того, пункты программы о правописании частей слова усложняются правописанием сложных слов; здесь обращается внимание на правописание корней, входящих в состав сложного слова, и на соединительные гласные о и е. Анализ данных в учебнике и встречающихся при чтении простейших слов этого типа, а также составление из двух корней одного слова — вот обычные приёмы работы над этой темой в грамматическом плане, а попутно и в орфографическом. Пример упражнения на составление слов: «Составить и записать слова, состоящие из двух корней следующих слов: земля и пахать, земля и делать, вода и проводить, вода и качать, вода и снабжать, пар и возить, пар и ходить».

При прохождении частей речи в дальнейшем нужно не только изменять слова по падежам, числам, родам или лицам и временам, но также работать и над словообразованием. Ученики будут знакомиться с новыми сложными словами, принадлежащими к разным частям речи, и составлять сложные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Впрочем, такая же работа будет производиться и над словами другого типа: над производными словами, составляемыми посредством приставок и суффиксов. В области словообразования грамматические и орфографические занятия особенно тесно смыкаются.

Однако и в этой области есть специфические орфографические темы, а именно: в 4 классе различение суффиксов ек, ик, приставок воз — вос, из — ис, без — бес и т. д. Особенно затрудняет детей правописание указанных приставок. Их правописание противоречит правилу правописания приставок вообще, по которому гласные и согласные в приставках пишутся всегда одинаково (всегда одинаково пишутся приставки от, под, над, по и т. д.); в приставках же воз — вос, из — ис, без — бес и т. д. пишется то з, то с в зависимости от того, глухой или звонкий согласный следует дальше. Для лучшего усвоения правописания этих приставок необходимо прежде всего повторить правило и провести упражнения на правописание приставок типа от, под, над, выясняя, что каждая из них пишется одинаково; затем таким приставкам противопоставить приставки без — бес и т. д., указав, что правописание этих приставок противоположно первым: без, из и другие пишутся то через з, то через с; если на конце приставки слышится звонкий звук, то пишется з, если слышится глухой, то пишется с. Учащиеся упражняются в произношении и в различении на слух з и с на конце этих приставок перед последующими согласными (безбрежный — беспокойный, бездельный — бестолковый и т. д.), составляют и записывают слова, образованные с помощью подобных приставок. Что касается приставки с, то её, наоборот, не следует противопоставлять приставкам типа от, под, над, так как здесь правило общее: они пишутся всегда одинаково и их можно проверить, поставив перед гласными (с одной стороны — отбежать, подбежать, сбежать, а с другой — отойти, подойти, а также сойти). Следует лишь подобрать систематические упражнения на слова с этой приставкой перед звонкими согласными: сбежать, сдать, сжать, сзади и т. д. Кроме того, дети могут сравнивать эти приставки с предлогами: у нас есть предлоги от, под, над, с — следовательно, и приставки эти надо писать так же: от, под, над, с. Правда, приставки из, без, через тоже соответствуют предлогам, но правописание тех и других не однородно.

Новыми для 3 и 4 классов являются темы, касающиеся правописания окончаний частей речи. Остановимся на правописании некоторых частей речи.

Правописание падежных окончаний имён существительных, как известно, проводится в связи с изучением падежей и типов склонений. Установлено, что чем лучше дети разбираются в падежах и типах склонений, тем лучше они усваивают правописание окончаний слов. Наиболее трудным для детей является правописание безударных окончаний. Изучение с детьми этого орфографического явления основывается на сравнении слов, имеющих безударные окончания, со словами, имеющими ударные окончания. И правило правописания их следует строить на этом же сравнении: безударные окончания пишутся так же, как ударные в словах того же склонения.

Имена существительные 3-го склонения не имеют на конце е, но имеют и, в противоположность 1-му склонению. Поэтому 3-е склонение надо противопоставить 1-му склонению.

3-е склонение, жен. род на ьв тетради, в постели, в бутыли, в печи и т. д.

1-е склонение, жен. род на ав тетрадке, в постельке, в бутылке, в печке и т. д.

Результаты сопоставления можно представить в таблице:

image 52

 Приём сравнения или сопоставления следует применять и при изучении остальных падежных окончаний. Так, в частности, дети знают, что на конце слов степь, постель, бутыль пишется ь. Этот ряд слов надо продолжить словами: речь, вещь, рожь, мышь и противопоставить им слова мужского рода: мяч, сыч, грач, камыш, шалаш, товарищ, нож, на конце которых ь не пишется. Составляются предложения с этими словами.

Указанный приём сопоставления может быть верным средством для определения правильного написания окончаний при условии систематического упражнения детей в различении ударных и безударных окончаний и в быстром и безошибочном определении падежей. Вместе с этим учитель должен обращать большое внимание на исправление неправильного произношения окончаний слов, вследствие влияния на речь учащихся диалектного говора (у сестре вместо у сестры).

Описанные приёмы обучения орфографии сохраняют свою силу и в отношении других частей речи. Безударные окончания имён прилагательных легко распознаются посредством вопросов: какая ? како е ? какую ? к аким ? о како м ? и т. д., так как сам вопрос подсказывает правописание окончаний. Однако при обучении правописанию окончаний имён прилагательных также необходимо проводить сопоставление с прилагательными, имеющими ударные окончания: в какую ?: голубую, большую — в холодную, в зимнюю, в горячую; с какой?: голубой, большой — с холодной, зимней, горячей и т. д.

При прохождении склонения имён числительных, количественные числительные сопоставляются с существительными (3-го склонения), порядковые числительные — с прилагательными (в какую ? — большую, холодную — в первую, в четвёртую, в пятую).

Что же касается употребления ь в сложных числительных, то здесь обычно рекомендуют сопоставление первой части со второй: если на конце пишется ь, то он не пишется в середине (пятнадцать), если нет ь на конце, то он пишется в середине (пятьдесят, пятьсот). Объясняется же такое правописание тем, что в словах типа пятнадцать при склонении первая часть не изменяется, в словах же пятьсот, пятьдесят первая часть изменяется: пятидесяти, пятисот. Такое объяснение может быть дано в зависимости от уровня грамматического развития учащихся.

При изучении глагола дети испытывают наибольшие трудности в усвоении: правописания глаголов 1 и 2 спряжений, окончания шь во 2-м лице единственного числа, особенно глаголов на -ся, ь в неопределённой форме глаголов на -ся (в сопоставлении с 3-м лицом единственного и множественного числа) и в повелительной форме.

При обучении правописанию глаголов 1 и 2 спряжений следует прежде всего взять глаголы с ударением на конце и указать на постоянно существующие соотношения: окончаниям ут, ют соответствует е, окончаниям ат, ят соответствует и (ползут, ползёшь, ползёт; поют, поёшь, поёт; сторожат, сторожишь, сторожит; говорят, говоришь, говорит). Затем надо установить, что эти же соотношения существуют и в том случае, когда окончания не имеют ударения (пишут — пишешь, пишет; рисуют — рисуешь, рисует; хвалят — хвалишь, хвалит). При упражнениях следует постоянно обращать внимание на эту сторону, пока дети не усвоят твёрдо указанных соотношений.

Некоторые учителя прибегают к проверке 1-го и 2-го спряжений неопределённой формой глагола. Если неопределённая форма имеет -ить, то это — глагол 2-го спряжения; кроме того, ко 2-му спряжению относятся глаголы: видеть, смотреть, слышать, дышать, держать и некоторые другие; остальные глаголы — 1-го спряжения. Однако этот приём полезен лишь в том случае, если дети владеют понятием неопределённой формы в отличие от других форм глагола.

При прохождении окончания -шь учитель обращает внимание детей на то, что это признак 2-го лица, что глаголы с шипящей согласной на конце всегда имеют ь (сидишь). Последняя формулировка распространяется и на такие случаи, как лечь, спрячь, режь (здесь тоже шипящие), хотя это не исключает необходимости обращать внимание и на грамматическую форму (неопределённая форма, повелительная форма). Только тогда, когда дети прочно усвоят правописание -шь в невозвратных глаголах (без -ся), следует переходить к возвратным (с -ся) формам, подчёркивая, что ь сохраняется у глагола и тогда, когда присоединяется частица -ся (записываешь — записываешься).

В неопределённой форме и в 3-м лице глагола трудности представляют только случаи с частицей -ся (возвратные глаголы). Однако, прежде чем переходить к этим трудностям, следует убедиться, умеют ли дети правильно произносить слова с этими окончаниями, не произносят ли они с мягким т формы: сидит (сидить), сидят (сидять), и, если эта ошибка в произношении встретится, то надо добиться того, чтобы устранить её, постоянно обращая внимание детей на правильное произношение. Если ученики правильно произносят и различают твёрдое и мягкое т, они без всяких правил правильно пишут: сидит, сидят, сидеть; смотрит, смотрят, смотреть. Если же ошибки в этих формах встречаются в устной речи или в письме, то дальнейшее продвижение в правописании глаголов невозможно.

После усвоения произношения правописания глагольных форм без -ся следует перейти к возвратным формам. Вся работа проходит здесь так же, как и при обучении правописанию падежных и родовых форм существительных и прилагательных, т. е. строится на сличении и различении.

Ученик учит, готовит, Ученик учится, готовится,

собирает. собирается.

Надо учить, готовить, Надо учиться, готовиться,

собирать. собираться.

Если формы без -ся ученики умеют писать, то по аналогии с ними они могут понять и усвоить формы с -ся. Если без -ся пишется ь, то он пишется и с -ся; если в глаголе без -ся нет ь, то его нет и в глаголе с -ся.

Вопросы что де лает? и что делать ? при этом могут помочь, но если уже понято соотношение форм без -ся и с -ся.

В ряде случаев упражнения в правописании по методу сопоставлений следует проводить на синтаксической основе, исходя из установления связей между словами по вопросам.

Установление сходства и различия вполне применимо также и при изучении повелительной формы. Обучение здесь проходит следующие этапы:

1.     сядь, встань — спрячь, отрежь

2.     приготовь, спрячь — приготовься, спрячься

3.     сядь, приготовь, спрячь, — сядьте, приготовьте, спрячьте,

отрежь отрежьте

4.     приготовьте, спрячьте — приготовьтесь, спрячьтесь

При пользовании методом сопоставления необходима строгая последовательность в расположении материала и проверка того, насколько усвоена каждая предыдущая трудность, чтобы перейти к следующей. Из приведённых примеров ясно, что при прохождении повелительных форм сначала надо добиться усвоения учениками того факта, что формы сядь, встань и спрячь, намажь и т. д. пишутся однообразно. Правописание первых форм (сядь, встань) определяется произношением, по аналогии же с такими формами пишутся и формы с шипящими на конце (спрячь, намажь). Следующую трудность представляют соотношения приготовь — приготовься и т. д., где действует то же правило об аналогии, но для сравнения берутся невозвратная и возвратная формы. Третья ступень — сличение форм единственного и множественного числа — сядь — сядьте и т. п., а затем те же формы с -ся: приготовь — приготовься; приготовьте, приготовьтесь и т. д. Следующую ступень представляют глаголы типа отрежь — отрежьте и т. д.; полное овладение этими написаниями происходит, однако, в V классе.

Правописание наречий сводится к трём пунктам: 1) гласная на конце; 2) мягкий знак (ь) на конце; 3) слитное написание наречий. Из гласных на конце в начальных классах должно быть усвоено о в наречиях типа холодно, близко, громко, которое проверяется путём сопоставления с наречиями тепло, далеко, хорошо. Попутно обращается внимание на написания вроде горячо, ещё. Написания же с а на конце наречий усваиваются лишь постольку, поскольку они встречаются в письменной речи учащихся: сначала, справа, слева. Правило об употреблении ь на конце наречий после шипящих устанавливается детьми легко, если они хорошо отличают наречия от других частей речи. (Ср. с тем, что говорилось выше о ь на конце глаголов после шипящих). У глаголов и наречий после шипящих на конце всегда бывает ь.

Слитное написание наречий разрабатывается на основе простейших случаев, т. е. наиболее распространённых слов, которые могут быть только наречиями: справа, слева, направо, налево, позади, сзади, спереди, впереди, откуда, оттуда, вдвое, вдвоём, вокруг, вдруг, досыта, наскоро, сегодня, сейчас, тотчас, напротив, настежь, пополам и т. п.; из других же случаев берутся очень немногие, вроде: сначала, затем, вместе, взад, вперёд (они рассматриваются только как наречия без сопоставления их с существительными и т. п.). Главное при изучении всех указанных случаев не столько в правилах, сколько в систематическом включении этих слов в упражнения, которые выполняют ученики. При объяснении же и разборе устанавливается, что каждое из этих слов — наречие, и, следовательно, должно писаться в одно слово.

Таким образом, основные орфографические темы 3 и 4 классов изучаются на грамматической основе и чаще всего путём установления сходства и различия между словами и их формами. Основная задача учителя при прохождении этих тем состоит не в том, чтобы расширять программу за счёт программ VV1 классов, а в том, чтобы то, что проходится в начальных классах, было пройдено основательно и прочно.

Не следует забывать, что учащиеся 3 4 классов должны уметь применять пройденные в начальной школе правила орфографии как в контрольном диктанте, так и в работах творческого характера — в изложении и в сочинении.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment