Основная задача первоначального обучения русскому языку

osnovnaya zadacha pervonachalnogo obucheniya russkomu yazyku Обучение в советской школе

Основная задача первоначального обучения русскому языку заключается в том, чтобы научить детей сознательному, правильному, выразительному и беглому чтению, грамотному письму, вооружить их умением излагать свои мысли устно и письменно и дать им элементарные сведения по грамматике.

В успешном разрешении этой задачи особо важное значение имеет систематическая работа учителя над развитием речи детей. Развитие речи детей в начальном обучении является ведущим принципом обучения языку. К. Д. Ушинский в развитии «дара слова» детей видел первоочередную цель начальной школы. Хотя дети приходят в школу уже с умением говорить, однако речь их не организована, не осознана и недостаточна для того, чтобы стать средством обучения и средством широкого общения. Задача школы — развить речь детей, сделать её сознательным и послушным орудием мысли и общения.

Все разделы обучения русскому языку в 1 4 классах — лексика и грамматика, чтение и письмо — должны способствовать развитию у детей навыков сознательного и свободного выражения своих мыслей средствами языка.

В результате начального обучения языку дети должны осознать членораздельность речи, такие её элементы, как звук, слово, предложение, изучить соединения предложений в одно связное целое, усвоить понятия о звуке, о значении слова и его частей, о частях речи и их формах, о предложении, о формах и составе предложений, о связной речи.

Обучение языку в 1 4 классах строится концентрически. Основные понятия о звуке, слове, предложении и связной речи формируются у детей на протяжении всех четырёх лет обучения. Одновременно с этим развиваются навыки сознательного чтения и грамотного письма.

Рассмотрим содержание основных разделов программы по русскому языку.

В 1 классе дети практически знакомятся с понятиями из области ф оне – тики : звук, буква, слог; учатся членить речь на слова, слоги и звуки; приобретают первоначальные знания о гласных и согласных, о твёрдых и мягких согласных, о шипящих.

Во 2 классе даются понятия о звонких и глухих согласных, об ударении, об ударных и безударных гласных. Дети осознают, что в живой речи звуки находятся в сочетаниях, что от положения их в слове зависит и их качество: они меняются. Гласные меняются в зависимости от того, стоят ли они в ударном слоге или в безударном, согласные — от

того, в соседстве с какими другими звуками они находятся (имеется в виду озвончение и оглушение звуков), находятся ли они в конце слова или в какой-либо другой его части. Дети в 1 и 2 классах должны усвоить, что в произношении различаются твёрдые и мягкие согласные, что обозначение их на письме имеет свои особенности. Мягкие согласные являются в русском языке особыми звуками, которые нередко определяют смысл слова (рад — ряд, нос — нёс, лук — люк и т. д.).

В 3 и 4 классах знания детей о звуках углубляются; дети, например, узнают, что безударные гласные бывают не только в корне, но и в окончаниях, приставках, суффиксах.

К элементарным сведениям по фонетике тесно примыкают некоторые ор ф оэпиче ские нормы: литературное произношение гласных и согласных в разных частях слова и соблюдение литературного ударения. С первых же шагов обучения русскому языку надо последовательно и настойчиво добиваться правильного произношения детьми слов, без искажения и смешения звуков, без грубых диалектных отклонений. Этой цели служат упражнения в анализе слов, разложение их на слоги и звуки и упражнения в синтезе частей слова, образование слов из звуков и слогов.

Обучая правильному произношению общеупотребительных двусложных и трёхсложных слов, учитель практически подводит учащихся уже в 1 классе к различению ударных гласных.

Во 2 классе тема об ударении приобретает особенно большое значение в связи с обучением правописанию безударных гласных в корне слова; поэтому работа над литературным произношением общеупотребительных слов с безударными гласными, звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими согласными ещё более усиливается.

В 3 и 4 классах развитие навыка литературного произношения соединяется с изучением частей речи. Дети учатся правильному произношению окончаний существительных, прилагательных, местоимений, глаголов.

Так же последовательно формируются у детей и понятия о слове . Слово многозначно, его значения познаются в связной речи. При всём многообразии значений слово всегда имеет какое-то одно основное значение, остальные рассматриваются как переносные. Учитель обращает внимание детей на это явление языка и, анализируя с ними живую речь, учит их выделять слова близкие и противоположные по значению и слова более общие по значению и менее общие.

В 1 классе детям даются первоначальные понятия о предмете и о словах, обозначающих предметы. Дети практически овладевают умением различать слова, к которым ставятся вопросы кто ? или что? На этом этапе обучения дети приобретают элементарное умение относить слова к той или иной группе слов-понятий, имеющих более общее значение: мяч, кукла — игрушки; пальто, рубашка — одежда, и т. п. Это умение развивается и в дальнейшем, на протяжении всех четырёх классов, постепенно всё усложняясь и углубляясь.

Во 2 классе дети практически знакомятся с простейшими случаями многозначности слова (дети идут, трамваи идут, часы идут). Они учатся сознательно употреблять слово, подбирать к данному слову в связной речи другое слово сходного или противоположного значения.

Работа над многозначностью слова на более сложных примерах продолжается и в 3 и в 4 классах.

В 3 классе учащиеся приобретают умение различать слова в прямом и переносном значении, они упражняются в различении слов сходного и противоположного значения, не только обозначающих предметы, но и признаки и действия, причём учитель должен добиваться того, чтобы дети умели пользоваться такими словами в собственной речи.

В 4 классе переносное значение слова рассматривается уже как средство образности речи (простейшие случаи). Здесь важно добиться умения не только найти образное слово или выражение в тексте, не только понять его, но и воспользоваться им в своей речи. В 4 же классе развивается умение устанавливать различие между близкими по значению словами (синонимами), выбирать наиболее подходящие слова для выражения мысли и чувства.

Слово, как известно, не только лексическое (словарное) явление, но и грамматическое. Слово распадается на составные значимые элементы: корень, приставку, суффикс, окончание. Слово является какой-либо частью речи, оно так или иначе связывается с другими словами в предложении. Слово — член предложения. Эти грамматические сведения о слове сообщаются детям в элементарном виде уже во 2 классе.

Во 2 классе дети различают по вопросам и по значениям не только слова, обозначающие предметы, но и слова, обозначающие признаки и действия. Дети учатся различать и изменять названия предметов по числу их (один предмет — много предметов). Во 2 классе впервые даётся понятие о корне. Дети практически овладевают этим понятием, упражняясь в выделении корня в словах и в подборе однокоренных слов, начинающихся с корня (вода, водичка, водица), и с приставками (уходить, приходить, заходить), в подборе слов с разными корнями, но с одинаковой приставкой. Выясняется также понятие о приставке и предлоге, вырабатываются умения выделять предлог, выделять в слове приставку.

Сведения о составе слова (о корне и приставке) необходимы детям для усвоения правописания безударных гласных в корнях слов и слитного написания приставок. Эти сведения помогают также уточнять понимание значения слова. Дети узнают, что значимы не только слова в целом, но и каждая часть слова вносит свою долю в общее его значение.

Первоначальные знания о морфологическом составе слова, полученные детьми во 2 классе, расширяются и углубляются в старших классах школы.

В 3 классе детям даётся понятие об основе и окончании, о суффиксе, об образовании слов при помощи суффиксов и приставок, однокоренных слове изменением согласных в корне (снег — снежок, рука — ручка), об образовании слов путём сложения основ при помощи соединительной гласной е и о (пешеход, паровоз) — всё это является расширением и углублением первоначальных понятий, полученных детьми во 2 классе. Вместе с этими знаниями дети приобретают умение н айти в слове окончание, корень, приставку, суффикс, п од о бр ать однокоренные слова, осложнённые изменением звуков, суффиксами простейшего типа, приставками, о бр аз о – в ать слова при помощи названных средств.

В 4 классе морфологическому анализу подвергается ещё больший круг слов с чередованием согласных (крик — кричу, друг — дружба, сухой — суша, писать — пишу). Дети приобретают также умение образовывать от одной части речи другие части речи. Как знания, так и умения этого рода имеют большое значение для развития орфографического навыка в области правописания безударных гласных в корне, которые продолжают изучаться до 4 класса включительно.

В 3 и 4 классах дети получают п о нятия о сущ е ствитель н ом , прилагательном, числительном, глаголе и других частях р ечи . В основе этих знаний лежат первоначальные понятия о предмете, признаке и действии, полученные детьми в младших классах школы.

Об им е ни суще ствительн о м дети узнают, что оно обозначает название предмета, что в понятие предмета входят вещи, люди, животные, явления природы и общества, отвлечённые понятия, что имена существительные могут обозначать одушевлённые и неодушевлённые предметы, могут быть именами собственными и нарицательными, что существительные изменяются по падежам, числам, имеют определённый род; дети знакомятся с типами склонения (1-е, 2-е, 3-е), с предлогами при именах существительных, с правилами правописания падежных окончаний. Однако всё это не только знания, но и умения: умение р аз бир ать существительное по родам, падежам и числам, умение с кл о нять и уп отр е блять в правильной форме имена существительные всех трёх склонений, умение обр аз о в ать существительные с определёнными суффиксами.

Имя пр илагатель н о е дети изучают также со стороны значения и формы. Они должны усвоить, что прилагательное — это название признака предмета, что оно изменяется по родам, числам и падежам в зависимости от существительного в предложении; должны уметь склонять и образовывать имена прилагательные посредством определённых суффиксов, выясняя их значение. На основе знаний об этой части речи учитель развивает у детей навыки правильного письма падежных и родовых окончаний.

О чи слитель ны х дети узнают, что они подразделяются на количественные и порядковые, что те и другие склоняются.

Из м е с то и ме ний дети усваивают личные и практически знакомятся с вопросительными местоимениями кто, что, который, какой.

Дети усваивают склонения этих частей речи и их правописание.

О гл агол е учащиеся получают следующие знания: глагол и его значение; глаголы на -ся, лица и числа глагола, личные окончания, времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее простое и сложное; 1-е и 2-е спряжения, неопределённая форма, повелительная форма, роль глагола в предложении. На основе знаний вырабатываются умения разбирать и изменять глаголы по лицам, числам, временам, а также навык писать правильно личные окончания, неопределённую и повелительную формы глагола, различать 1-е и 2-е спряжения путём сопоставления форм -ут, -ют — е; ат, -ят — и; умение образовать от глаголов без -ся глаголы с -ся, образовать от личной формы неопределённую и повелительную формы глагола.

В 4 классе проходятся н ар е чия , с ою з . Детям даются понятия о значении наречия (время, место, образ действия), его неизменяемости, образовании от прилагательных посредством суффикса (быстро, хорошо), слитном написании некоторых наиболее распространённых наречий. Дети овладевают умением отл ичать наречие от других частей речи, о бр аз о вы в ать наречия, пис ать наречия указанных выше разрядов.

Здесь же выясняется роль союза для соединения слов и предложений. Учитель добивается умения отлич ать союз от предлога, с о ед инять союзом однородные слова и предложения.

Роль предлога выясняется в связи с падежом и окончанием при прохождении имени существительного ещё в 3 классе. Из значений предлога берутся значения места и времени. Изучая предлоги, дети приобретают умение отл ич ать их от приставок, уп отр е блять нужный предлог с падежом в связной речи, о пр ед елять падеж с предлогом, писать предлоги раздельно от изученных частей речи.

Изменения слов при изучении частей речи рассматриваются в связи с анализом сочетания слов в предложении. Однако из этого не следует делать вывод, что морфология занимает подчиненное положение по отношению к синтаксису: мор ф о л огия , н ар авн е с с интакс ис о м , я в – ляется важнейшим разделом грамматики.

В содержании обучения языку в начальной школе большое значение имеет работа над предложением. Понятие о предложении в общей форме дается детям уже на первых порах обучения.

В младших классах дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Практически овладевая ими, дети уясняют роль предложения для выражения мысли, интонационную сторону предложения: повышение, понижение голоса, паузу. Связь слов в предложении и грамматическое изменение слов для выражения этой связи служат предметом изучения, начиная с младших классов. В начальных классах не ставится целью ознакомить детей с типами словосочетаний и средствами выражения связи членов словосочетаний (согласование, управление, примыкание, сочинение), однако, изучается связь между словами, обращается внимание на роль окончания для связной речи, на изменение слов в целях создания связности речи, на склонение и спряжение и их роль в связной речи.

Кроме различения повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, учащиеся начальной школы должны уметь различать предложения нераспространённые и распространённые, простые и сложные. В программе не ставится целью достичь того, чтобы дети имели понятие о различных типах простых и сложных предложений: безличные, неопределённо-личные, сложно-сочинённые, сложно-подчинённые и пр., но необходимо добиваться сознательного умения детей строить распространённые личные предложения и сложные предложения элементарного типа (два предложения, соединённые некоторыми союзами и без союзов). По частоте употребления простые личные предложения являются самыми распространёнными и в языке взрослых и в языке детей, поэтому именно они и являются основным предметом синтаксических занятий в начальной школе. С сложным предложением дети знакомятся в 4 классе.

Изучение сложного предл ожения обогащает речь детей. Оно развивает и совершенствует их первоначальные навыки в практическом использовании сложных предложений с целью достижения большей полноты и глубины устной и особенно письменной речи.

В начальных классах должны быть изучены как главные, так и второстепенные члены предложения . Необходимость прохождения темы о главных членах предложения вряд ли в настоящее время нуждается в обосновании. Спорным является вопрос о второстепенных членах предложения. Однако в целях развития активной мысли и речи детей нужно обращать внимание на значение второстепенных членов предложения. Важно, чтобы учащиеся понимали, что члены предложения выражают значения: места, времени, образа действия и т. д.

По годам обучения синтаксические сведения и умения распределяются таким образом. Ещё в букварный период дети практически работают над предложением, приобретая умения выделять предложение в речи, ответить, про кого или про что сказано, составить предложение на тему, данную учителем. В этот же период дети получают представление о предложении-вопросе, о предложении-ответе, о точке, вопросительном и восклицательном знаках. У детей вырабатывается умение отвечать на вопрос законченным предложением, различать предложения по интонации, произносить их с правильной интонацией («ответь», «спроси»).

В послебукварный период обращается внимание на связь слов в предложении в зависимости от вопроса, в частности, на связь слов, обозначающих признаки действия, со словами, обозначающими предмет; вырабатывается умение устанавливать эту связь между словами в предложении, умение замечать грубые ошибки в связи слов. Дети составляют повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения в связи с чтением, наблюдениями над природой, беседами по картинкам, беседами на близкие им темы. Дети приобретают умение отвечать на вопрос (устно и письменно) полно, с использованием в ответе текста вопроса.

Понятие о том, что такое предложение, развивается в последующих классах. Во 2 классе это понятие получает более обобщённый характер и облекается в грамматическую терминологию; здесь даётся определение предложения как мысли, выраженной словами, вводятся термины: предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Дети получают понятие о подлежащем, сказуемом, об их взаимосвязи, а также о связи других слов в предложении с подлежащим и сказуемым. На основе этих понятий вырабатывается умение составлять повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения из трёх-пяти слов на тему, данную учителем, умение найти в предложении подлежащее и сказуемое, записать предложение после разбора с учителем.

В 3 классе познания детей в области синтаксиса ещё более расширяются и углубляются. Вводятся термины: нераспространённые и распространённые предложения, главные и второстепенные члены предложения; рассматриваются способы связи между словами в предложении: окончания, предлоги, союзы (а, и, но), предложения с однородными членами (названиями предметов и действий). Дети должны уметь находить связь между словами в простом предложении, находить главные и второстепенные члены предложения, составлять простые предложения с главными и второстепенными членами.

В 4 классе уточняется понятие второстепенных членов предложения, вводятся термины: определение, дополнение, обстоятельство; добавляются понятия: обращение (в начале предложения), сложное предложение, состоящее из двух предложений, соединённых без союзов и с союзами, прямая речь после слов автора. Одновременно идёт развитие умения распознавать соответствующие случаи в текстах, развитие умения строить предложения устно и письменно и ставить знаки препинания: запятую после обращения; запятую между двумя предложениями, составляющими одно сложное; двоеточие перед прямой речью.

Так постепенно развиваются синтаксические представления и понятия учащихся и на основе их вырабатываются практические умения строить соответствующие типы предложений устно и письменно, ставить в простейших случаях знаки препинания.

Основная задача обучения связной речи заключается в том, чтобы научить детей объединять свои отдельные мысли в более сложное целое, в рассказ, исходя из его темы. Эта задача в начальных классах решается чисто практически, путём систематических упражнений в устной и письменной речи. В процессе овладения навыком связной речи дети приобретают некоторые сведения о теме, о связи между мыслями, о мыслях главных и второстепенных, о плане, о рассказе, описании, рассуждении. Для того чтобы научить детей писать изложения и сочинения, надо, во-первых, рас- членённо учить их каждому виду сочинения (рассказу, описанию, рассуждению и т. д.); во-вторых, учить делить сочинение на его элементы; в-третьих, учить располагать мысли по плану. Выбор видов сочинения определяется практическими соображениями: за время обучения в начальной школе ребёнок должен научиться рассказывать, описывать хорошо известные несложные предметы и явления, уметь связно высказывать свои мысли, объяснять и защищать их.

Все эти умения развиваются постепенно из класса в класс. В до-буквар- ный и букварный периоды дети составляют с помощью учителя устно небольшие рассказы из трёх-четырёх предложений по серии картинок или по одной сюжетной картинке на темы из своей жизни. В конце букварного периода дети учатся записывать эти рассказы. В этот же период дети приучаются слушать рассказ учителя, понимать его и передавать его содержание по вопросам.

В послебукварный период дети знакомятся с порядком изложения мыслей. Во втором полугодии они более самостоятельно составляют устные рассказы того же типа, что и в букварный период. Они должны уметь рассказывать о своих наблюдениях над природой; написать по вопросам рассказ из трёх-четырёх предложений, устно составленный с учителем; уметь слушать рассказ учителя и передавать его в целом после предварительной подготовки с учителем.

Во 2 классе вводится элементарное понятие о плане как средстве правильного и последовательного изложения мыслей. Здесь учащиеся приобретают умение рассказывать по плану, составленному с учителем, о пережитом, виденном, слышанном, рассказывать о проделанной в классе и дома работе, о проведённых наблюдениях. Одновременно с этим от детей требуется умение записать составленный с учителем план рассказа и написать по готовому плану небольшой (из четырёх-шести предложений) рассказ с предварительной устной подготовкой.

В 3 классе дети учатся самостоятельно составлять план своего рассказа (устного и письменного) с предварительной подготовкой материала для рассказа, устно и письменно составляют рассказы по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям и воспоминаниям, по самостоятельному плану, составленному после разбора материала с учителем. Дети должны уметь составить устный и письменный рассказ с элементами описания при помощи учителя; устно описать предмет, данный в натуре или в изображении, по плану, составленному с учителем; рассказать о проделанной работе; составить письмо товарищу; передать рассказ учителя.

В 4 классе дети должны уметь уже самостоятельно составлять простой план рассказа; пользуясь планом, рассказывать устно и письменно по картинке, по личным наблюдениям и воспоминаниям; составлять устные и письменные рассказы с элементами описания, описывать предметы, проведённый в классе опыт, составлять несложные инструкции к какому-либо действию (как сварить суп, как посадить картофель и т. д.). От учащихся 4 класса требуется умение ясно выразить и доказать свою мысль, написать заметку в стенную газету, написать простую деловую бумагу: расписку, заявление, доверенность, объявление; уметь устно и письменно, подробно и сжато передать прочитанный учителем рассказ.

Так постепенно, от менее самостоятельных работ к более самостоятельным, идёт развитие у детей умения устно и письменно излагать свои мысли.

Развитие связной речи неотделимо от формирования у детей навыка с о зн атель н ого чтения . Этот навык развивается, так же как и связная речь, постепенно. Нельзя сразу научить детей читать сознательно, правильно, плавно и выразительно любой текст. Учитель достигает этого постепенно.

В букварный период дети читают односложные, двусложные и трёхсложные слова, слова со слогами прямыми, обратными, закрытыми, слова со стечением согласных в конце, в начале и в середине слова, предлоги слитно с последующим словом. К концу этого периода дети овладевают навыком правильно и плавно читать и понимать небольшие лёгкие тексты.

В тот же период дети приобретают умения отвечать на вопросы к прочитанному, находить в тексте по заданию учителя предложения на ту или иную тему, слова и выражения, объяснять их, заучивать стихотворения со слов учителя, а затем и по книге, передавать содержание прочитанного после разбора с учителем.

Одновременно дети приобретают умения отличать по обложке букварь от задачника, находить страницу по картинке, различать верх, середину и низ страницы, находить в букваре материал для письма.

В послебукварный период обучения первоначальные навыки сознательного, правильного, плавного и неторопливого чтения продолжают развиваться. Дети читают целыми словами тексты, доступные для понимания и состоящие из коротких и несложных по структуре предложений с простыми двусложными и трёхсложными словами (слоговым чтением дети пользуются только при разборе более трудных слов). Одновременно вырабатывается навык выразительного чтения прочитанного и разобранного с учителем текста: соблюдение интонации, точки, знаков вопросительного и восклицательного в соответствии с содержанием читаемого. Дело, однако, не сводится только к развитию навыка правильного чтения и сознательного восприятия текста: от учащихся требуется умение последовательно и правильно пересказывать текст после разбора его с учителем. В 1 классе дети должны уметь назвать действующих лиц рассказа и уметь прочитать рассказ по ролям после разбора с учителем. Если дети в предыдущий период заучивали стихотворение с голоса учителя, то теперь они заучивают его по книге после разбора с учителем.

Кроме того, продолжается развитие навыков пользоваться книгой: умение объяснить заглавие читаемого, назвать свои учебные книги по заглавиям на обложке и по автору, найти страницу по нумерации, выделить в тексте диалог (разговор) по внешнему виду, в учебнике найти упражнения, слова для справок, правила; прочитать и понять задания.

Уже в этот период начинает вырабатываться у детей навык самостоятельно читать лёгкие детские книжки и умение кратко передавать их содержание.

Во 2 классе в области чтения развиваются умения и навыки, заложенные в 1 классе. Вырабатывается навык сознательного, правильного, плавного, с соблюдением интонации, пауз и логического ударения, чтения небольших рассказов, стихотворений, басен (после разбора с учителем). Вместе с тем вырабатываются умения: а) читать про себя небольшие тексты с самостоятельным выполнением заданий учителя — ответить на вопросы по содержанию, найти слова и выражения, отражающие тот или иной момент рассказа, ту или иную мысль, назвать главных действующих лиц, придумать картинки, отражающие главные моменты рассказа и т. д.; б) разделить на части (под руководством учителя) маленький рассказ, самостоятельно озаглавить каждую часть; в) пересказать прочитанное в целом или выборочно.

Расширяются навыки детей в пользовании книгой. Ученик 2 класса должен уметь назвать автора, заглавие, передать содержание книги, прочитанной в порядке внеклассного чтения, пользоваться оглавлением в книге для чтения, в учебнике по русскому языку, найти главу рассказа по заданию учителя.

В 3 классе продолжается развитие сознательного, правильного, плавного, беглого чтения уже любого доступного текста. Дети должны уже самостоятельно читать тексты с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений в соответствии со смыслом читаемого. От ученика 3 класса требуется умение читать про себя с последующим пересказом после однократного чтения, выборочно пересказывать подробно или кратко прочитанное вслух или про себя.

В порядке подготовки к составлению плана у учащихся 3 класса вырабатывается умение находить в тексте наиболее значимые отрывки, в которых отражается основная мысль, самостоятельно делить на части небольшие рассказы и озаглавливать каждую часть.

Учащиеся приобретают умения пользоваться сносками и подстрочным словарём в книге, определять содержание книги для внеклассного чтения по картинке на обложке, по иллюстрациям внутри книги, по заглавиям и оглавлению.

От ученика 4 класса можно требовать беглого чтения незнакомого, но доступного текста, выразительного чтения с соблюдением необходимого темпа, пауз, интонации, передающих смысловые оттенки и эмоциональную окраску читаемого текста, В 4 классе дети уже в состоянии определить основную мысль прочитанного, самостоятельно составить план читаемых рассказов и статей, дать сжатый и подробный пересказ прочитанного, развить отдельные эпизоды, дополнить их, найти в прочитанном образные слова и отличить художественную речь от речи научно-популярных статей.

Навыки п и с ьм а и пр ав о пи с ания , так же как и другие навыки, развиваются постепенно. Учитель содействует их развитию систематическими упражнениями детей. При этом учитель всегда должен иметь в виду основную задачу: обучая письму и орфографии, развить у детей способность ясно и точно выражать свои мысли. Письменная речь так же, как и устная, служит целям общения. Чем правильнее и яснее пишет ученик, тем лучше владеет он этим средством общения.

В области правописания в букварный период обучения дети овладевают отдельным написанием значимых слов в предложении. Они должны научиться писать без пропуска, перестановки и замены букв в словах, которые они уже научились читать, списывать и писать под диктовку слова, в которых написание не расходится с произношением, писать заглавную букву в начале предложения после точки, заглавную букву в именах людей, ставить точку в конце предложения.

В послебукварный период эти навыки письма получают дальнейшее своё развитие (дети в общем овладевают техникой письма). К концу года дети должны уметь писать заглавные буквы не только в именах, но и в фамилиях людей, и в кличках животных, уметь переносить слова по слогам, употреблять при письме точку.

Во 2 классе навыки письма совершенствуются. Дети учатся списывать целыми словами и короткими предложениями, писать под диктовку предложения из четырёх-пяти слов, писать по памяти отдельные фразы.

В обучении правописанию во 2 классе большое место занимают безударные гласные в корнях двусложных и трёхсложных слов без приставок и с простейшими приставками, а также правописание глухих и звонких согласных в конце и середине слова. В этом классе дети впервые знакомятся с раздельным написанием предлогов и слитным правописанием приставок (в простейших случаях), знакомятся с разделительными ъ и ь, на протяжении всего года усваивают правописание некоторых слов (по списку) с непроверяемыми безударными гласными, а также слов с удвоенными согласными, с непроизносимыми согласными, научаются употреблять запятую перед а и перед но.

В 3 классе учащиеся приобретают навык списывать текст целыми сочетаниями слов, писать под диктовку предложения в пять-шесть слов после однократного чтения, писать по памяти коротенькие отрывки из двух-трёх предложений, а также выученные наизусть небольшие стихотворения.

В этом классе продолжается работа над правописанием безударных гласных в корнях слов, а также усваивается правописание безударных гласных в приставках и суффиксах (по списку). Продолжается развитие навыка правописания звонких и глухих согласных и проходится правописание их в приставках. Кроме того, в 3 классе детьми изучаются следующие орфографические темы: правописание соединительных гласных о и е в сложных словах, слитное написание приставок и раздельное написание предлогов, частица не перед глаголами, заглавная буква в именах собственных. Центральной темой орфографии в 3 классе является правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе (правописание падежных окончаний существительных на ии, ия, ие изучается в 4 классе). В 3 же классе усваивается правописание имён существительных женского рода на ь (дверь, мышь). В связи с прохождением имён прилагательных усваивается правописание падежных и родовых окончаний прилагательных. В связи с прохождением существительных и прилагательных усваивается правописание некоторых суффиксов.

В 3 классе, кроме того, даются навыки правописания глаголов, причём для обучения не берутся возвратные глаголы (с частицей -ся): -шъ, -т, -ть.

В 4 классе по орфографии проходятся следующие новые темы: приставки без, воз, низ, раз, количественные числительные, падежные окончания личных, вопросительных и указательных местоимений, предлоги перед местоимениями, личные окончания глаголов без -ся и с -ся, 1-е и 2-е спряжения (по 3-му лицу и по списку), неопределённая форма глагола в отличие от 3-го лица глаголов, повелительная форма глагола без -ся и с -ся, частица не с глаголами, наречия на о с безударными окончаниями и некоторые другие наречия (по списку).

В связи с прохождением синтаксиса в старших классах начальной школы дети усваивают постановку запятой и двоеточия в простейших случаях.

Расчленяя содержание обучения по русскому языку в начальной школе на разделы, не следует, однако, отрывать эти разделы друг от друга. В практической работе учителя на протяжении всего курса начального обучения русскому языку развитие речи, письмо, грамматика и чтение должны тесно переплетаться между собой.

Не следует забывать, что различные стороны языка находятся в органической связи между собой. Орфография отражает фонетический, морфологический и синтаксический строй нашего языка, и её нельзя усвоить без работы над связной речью, над изложением, сочинением.

Чтение теснейшим образом связано с развитием речи, с умением излагать прочитанное. Построение связной речи предполагает построение предложений и выбор слова; слово же не живёт вне предложения, в котором оно приобретает своё значение и форму. Звуки речи интересуют нас постольку, поскольку они находятся в слове, способствуют различению его значения и помогают разобраться в строе слова и в его обозначении на письме.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment