Основная задача первоначального обучения русскому языку заключается в том, чтобы научить детей сознательному, правильному, выразительному и беглому чтению, грамотному письму, вооружить их умением излагать свои мысли устно и письменно и дать им элементарные сведения по грамматике.
В успешном разрешении этой задачи особо важное значение имеет систематическая работа учителя над развитием речи детей. Развитие речи детей в начальном обучении является ведущим принципом обучения языку. К. Д. Ушинский в развитии «дара слова» детей видел первоочередную цель начальной школы. Хотя дети приходят в школу уже с умением говорить, однако речь их не организована, не осознана и недостаточна для того, чтобы стать средством обучения и средством широкого общения. Задача школы — развить речь детей, сделать её сознательным и послушным орудием мысли и общения.
Все разделы обучения русскому языку в 1 — 4 классах — лексика и грамматика, чтение и письмо — должны способствовать развитию у детей навыков сознательного и свободного выражения своих мыслей средствами языка.
В результате начального обучения языку дети должны осознать членораздельность речи, такие её элементы, как звук, слово, предложение, изучить соединения предложений в одно связное целое, усвоить понятия о звуке, о значении слова и его частей, о частях речи и их формах, о предложении, о формах и составе предложений, о связной речи.
Обучение языку в 1 — 4 классах строится концентрически. Основные понятия о звуке, слове, предложении и связной речи формируются у детей на протяжении всех четырёх лет обучения. Одновременно с этим развиваются навыки сознательного чтения и грамотного письма.
Рассмотрим содержание основных разделов программы по русскому языку.
В 1 классе дети практически знакомятся с понятиями из области ф оне – тики : звук, буква, слог; учатся членить речь на слова, слоги и звуки; приобретают первоначальные знания о гласных и согласных, о твёрдых и мягких согласных, о шипящих.
Во 2 классе даются понятия о звонких и глухих согласных, об ударении, об ударных и безударных гласных. Дети осознают, что в живой речи звуки находятся в сочетаниях, что от положения их в слове зависит и их качество: они меняются. Гласные меняются в зависимости от того, стоят ли они в ударном слоге или в безударном, согласные — от
того, в соседстве с какими другими звуками они находятся (имеется в виду озвончение и оглушение звуков), находятся ли они в конце слова или в какой-либо другой его части. Дети в 1 и 2 классах должны усвоить, что в произношении различаются твёрдые и мягкие согласные, что обозначение их на письме имеет свои особенности. Мягкие согласные являются в русском языке особыми звуками, которые нередко определяют смысл слова (рад — ряд, нос — нёс, лук — люк и т. д.).
В 3 и 4 классах знания детей о звуках углубляются; дети, например, узнают, что безударные гласные бывают не только в корне, но и в окончаниях, приставках, суффиксах.
Обучая правильному произношению общеупотребительных двусложных и трёхсложных слов, учитель практически подводит учащихся уже в 1 классе к различению ударных гласных.
Во 2 классе тема об ударении приобретает особенно большое значение в связи с обучением правописанию безударных гласных в корне слова; поэтому работа над литературным произношением общеупотребительных слов с безударными гласными, звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими согласными ещё более усиливается.
В 3 и 4 классах развитие навыка литературного произношения соединяется с изучением частей речи. Дети учатся правильному произношению окончаний существительных, прилагательных, местоимений, глаголов.
В 1 классе детям даются первоначальные понятия о предмете и о словах, обозначающих предметы. Дети практически овладевают умением различать слова, к которым ставятся вопросы кто ? или что? На этом этапе обучения дети приобретают элементарное умение относить слова к той или иной группе слов-понятий, имеющих более общее значение: мяч, кукла — игрушки; пальто, рубашка — одежда, и т. п. Это умение развивается и в дальнейшем, на протяжении всех четырёх классов, постепенно всё усложняясь и углубляясь.
Во 2 классе дети практически знакомятся с простейшими случаями многозначности слова (дети идут, трамваи идут, часы идут). Они учатся сознательно употреблять слово, подбирать к данному слову в связной речи другое слово сходного или противоположного значения.
Работа над многозначностью слова на более сложных примерах продолжается и в 3 и в 4 классах.
В 3 классе учащиеся приобретают умение различать слова в прямом и переносном значении, они упражняются в различении слов сходного и противоположного значения, не только обозначающих предметы, но и признаки и действия, причём учитель должен добиваться того, чтобы дети умели пользоваться такими словами в собственной речи.
В 4 классе переносное значение слова рассматривается уже как средство образности речи (простейшие случаи). Здесь важно добиться умения не только найти образное слово или выражение в тексте, не только понять его, но и воспользоваться им в своей речи. В 4 же классе развивается умение устанавливать различие между близкими по значению словами (синонимами), выбирать наиболее подходящие слова для выражения мысли и чувства.
Слово, как известно, не только лексическое (словарное) явление, но и грамматическое. Слово распадается на составные значимые элементы: корень, приставку, суффикс, окончание. Слово является какой-либо частью речи, оно так или иначе связывается с другими словами в предложении. Слово — член предложения. Эти грамматические сведения о слове сообщаются детям в элементарном виде уже во 2 классе.
Во 2 классе дети различают по вопросам и по значениям не только слова, обозначающие предметы, но и слова, обозначающие признаки и действия. Дети учатся различать и изменять названия предметов по числу их (один предмет — много предметов). Во 2 классе впервые даётся понятие о корне. Дети практически овладевают этим понятием, упражняясь в выделении корня в словах и в подборе однокоренных слов, начинающихся с корня (вода, водичка, водица), и с приставками (уходить, приходить, заходить), в подборе слов с разными корнями, но с одинаковой приставкой. Выясняется также понятие о приставке и предлоге, вырабатываются умения выделять предлог, выделять в слове приставку.
Первоначальные знания о морфологическом составе слова, полученные детьми во 2 классе, расширяются и углубляются в старших классах школы.
В 3 классе детям даётся понятие об основе и окончании, о суффиксе, об образовании слов при помощи суффиксов и приставок, однокоренных слове изменением согласных в корне (снег — снежок, рука — ручка), об образовании слов путём сложения основ при помощи соединительной гласной е и о (пешеход, паровоз) — всё это является расширением и углублением первоначальных понятий, полученных детьми во 2 классе. Вместе с этими знаниями дети приобретают умение н айти в слове окончание, корень, приставку, суффикс, п од о бр ать однокоренные слова, осложнённые изменением звуков, суффиксами простейшего типа, приставками, о бр аз о – в ать слова при помощи названных средств.
В 4 классе морфологическому анализу подвергается ещё больший круг слов с чередованием согласных (крик — кричу, друг — дружба, сухой — суша, писать — пишу). Дети приобретают также умение образовывать от одной части речи другие части речи. Как знания, так и умения этого рода имеют большое значение для развития орфографического навыка в области правописания безударных гласных в корне, которые продолжают изучаться до 4 класса включительно.
В 3 и 4 классах дети получают п о нятия о сущ е ствитель н ом , прилагательном, числительном, глаголе и других частях р ечи . В основе этих знаний лежат первоначальные понятия о предмете, признаке и действии, полученные детьми в младших классах школы.
Об им е ни суще ствительн о м дети узнают, что оно обозначает название предмета, что в понятие предмета входят вещи, люди, животные, явления природы и общества, отвлечённые понятия, что имена существительные могут обозначать одушевлённые и неодушевлённые предметы, могут быть именами собственными и нарицательными, что существительные изменяются по падежам, числам, имеют определённый род; дети знакомятся с типами склонения (1-е, 2-е, 3-е), с предлогами при именах существительных, с правилами правописания падежных окончаний. Однако всё это не только знания, но и умения: умение р аз бир ать существительное по родам, падежам и числам, умение с кл о нять и уп отр е блять в правильной форме имена существительные всех трёх склонений, умение обр аз о в ать существительные с определёнными суффиксами.
О чи слитель ны х дети узнают, что они подразделяются на количественные и порядковые, что те и другие склоняются.
Из м е с то и ме ний дети усваивают личные и практически знакомятся с вопросительными местоимениями кто, что, который, какой.
Дети усваивают склонения этих частей речи и их правописание.
О гл агол е учащиеся получают следующие знания: глагол и его значение; глаголы на -ся, лица и числа глагола, личные окончания, времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее простое и сложное; 1-е и 2-е спряжения, неопределённая форма, повелительная форма, роль глагола в предложении. На основе знаний вырабатываются умения разбирать и изменять глаголы по лицам, числам, временам, а также навык писать правильно личные окончания, неопределённую и повелительную формы глагола, различать 1-е и 2-е спряжения путём сопоставления форм -ут, -ют — е; ат, -ят — и; умение образовать от глаголов без -ся глаголы с -ся, образовать от личной формы неопределённую и повелительную формы глагола.
В 4 классе проходятся н ар е чия , с ою з . Детям даются понятия о значении наречия (время, место, образ действия), его неизменяемости, образовании от прилагательных посредством суффикса -о (быстро, хорошо), слитном написании некоторых наиболее распространённых наречий. Дети овладевают умением отл ичать наречие от других частей речи, о бр аз о вы в ать наречия, пис ать наречия указанных выше разрядов.
Здесь же выясняется роль союза для соединения слов и предложений. Учитель добивается умения отлич ать союз от предлога, с о ед инять союзом однородные слова и предложения.
Роль предлога выясняется в связи с падежом и окончанием при прохождении имени существительного ещё в 3 классе. Из значений предлога берутся значения места и времени. Изучая предлоги, дети приобретают умение отл ич ать их от приставок, уп отр е блять нужный предлог с падежом в связной речи, о пр ед елять падеж с предлогом, писать предлоги раздельно от изученных частей речи.
Изменения слов при изучении частей речи рассматриваются в связи с анализом сочетания слов в предложении. Однако из этого не следует делать вывод, что морфология занимает подчиненное положение по отношению к синтаксису: мор ф о л огия , н ар авн е с с интакс ис о м , я в – ляется важнейшим разделом грамматики.
В младших классах дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Практически овладевая ими, дети уясняют роль предложения для выражения мысли, интонационную сторону предложения: повышение, понижение голоса, паузу. Связь слов в предложении и грамматическое изменение слов для выражения этой связи служат предметом изучения, начиная с младших классов. В начальных классах не ставится целью ознакомить детей с типами словосочетаний и средствами выражения связи членов словосочетаний (согласование, управление, примыкание, сочинение), однако, изучается связь между словами, обращается внимание на роль окончания для связной речи, на изменение слов в целях создания связности речи, на склонение и спряжение и их роль в связной речи.
Кроме различения повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, учащиеся начальной школы должны уметь различать предложения нераспространённые и распространённые, простые и сложные. В программе не ставится целью достичь того, чтобы дети имели понятие о различных типах простых и сложных предложений: безличные, неопределённо-личные, сложно-сочинённые, сложно-подчинённые и пр., но необходимо добиваться сознательного умения детей строить распространённые личные предложения и сложные предложения элементарного типа (два предложения, соединённые некоторыми союзами и без союзов). По частоте употребления простые личные предложения являются самыми распространёнными и в языке взрослых и в языке детей, поэтому именно они и являются основным предметом синтаксических занятий в начальной школе. С сложным предложением дети знакомятся в 4 классе.
В начальных классах должны быть изучены как главные, так и второстепенные члены предложения . Необходимость прохождения темы о главных членах предложения вряд ли в настоящее время нуждается в обосновании. Спорным является вопрос о второстепенных членах предложения. Однако в целях развития активной мысли и речи детей нужно обращать внимание на значение второстепенных членов предложения. Важно, чтобы учащиеся понимали, что члены предложения выражают значения: места, времени, образа действия и т. д.
По годам обучения синтаксические сведения и умения распределяются таким образом. Ещё в букварный период дети практически работают над предложением, приобретая умения выделять предложение в речи, ответить, про кого или про что сказано, составить предложение на тему, данную учителем. В этот же период дети получают представление о предложении-вопросе, о предложении-ответе, о точке, вопросительном и восклицательном знаках. У детей вырабатывается умение отвечать на вопрос законченным предложением, различать предложения по интонации, произносить их с правильной интонацией («ответь», «спроси»).
Понятие о том, что такое предложение, развивается в последующих классах. Во 2 классе это понятие получает более обобщённый характер и облекается в грамматическую терминологию; здесь даётся определение предложения как мысли, выраженной словами, вводятся термины: предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Дети получают понятие о подлежащем, сказуемом, об их взаимосвязи, а также о связи других слов в предложении с подлежащим и сказуемым. На основе этих понятий вырабатывается умение составлять повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения из трёх-пяти слов на тему, данную учителем, умение найти в предложении подлежащее и сказуемое, записать предложение после разбора с учителем.
В 3 классе познания детей в области синтаксиса ещё более расширяются и углубляются. Вводятся термины: нераспространённые и распространённые предложения, главные и второстепенные члены предложения; рассматриваются способы связи между словами в предложении: окончания, предлоги, союзы (а, и, но), предложения с однородными членами (названиями предметов и действий). Дети должны уметь находить связь между словами в простом предложении, находить главные и второстепенные члены предложения, составлять простые предложения с главными и второстепенными членами.
В 4 классе уточняется понятие второстепенных членов предложения, вводятся термины: определение, дополнение, обстоятельство; добавляются понятия: обращение (в начале предложения), сложное предложение, состоящее из двух предложений, соединённых без союзов и с союзами, прямая речь после слов автора. Одновременно идёт развитие умения распознавать соответствующие случаи в текстах, развитие умения строить предложения устно и письменно и ставить знаки препинания: запятую после обращения; запятую между двумя предложениями, составляющими одно сложное; двоеточие перед прямой речью.
Основная задача обучения связной речи заключается в том, чтобы научить детей объединять свои отдельные мысли в более сложное целое, в рассказ, исходя из его темы. Эта задача в начальных классах решается чисто практически, путём систематических упражнений в устной и письменной речи. В процессе овладения навыком связной речи дети приобретают некоторые сведения о теме, о связи между мыслями, о мыслях главных и второстепенных, о плане, о рассказе, описании, рассуждении. Для того чтобы научить детей писать изложения и сочинения, надо, во-первых, рас- членённо учить их каждому виду сочинения (рассказу, описанию, рассуждению и т. д.); во-вторых, учить делить сочинение на его элементы; в-третьих, учить располагать мысли по плану. Выбор видов сочинения определяется практическими соображениями: за время обучения в начальной школе ребёнок должен научиться рассказывать, описывать хорошо известные несложные предметы и явления, уметь связно высказывать свои мысли, объяснять и защищать их.
Все эти умения развиваются постепенно из класса в класс. В до-буквар- ный и букварный периоды дети составляют с помощью учителя устно небольшие рассказы из трёх-четырёх предложений по серии картинок или по одной сюжетной картинке на темы из своей жизни. В конце букварного периода дети учатся записывать эти рассказы. В этот же период дети приучаются слушать рассказ учителя, понимать его и передавать его содержание по вопросам.
В послебукварный период дети знакомятся с порядком изложения мыслей. Во втором полугодии они более самостоятельно составляют устные рассказы того же типа, что и в букварный период. Они должны уметь рассказывать о своих наблюдениях над природой; написать по вопросам рассказ из трёх-четырёх предложений, устно составленный с учителем; уметь слушать рассказ учителя и передавать его в целом после предварительной подготовки с учителем.
Во 2 классе вводится элементарное понятие о плане как средстве правильного и последовательного изложения мыслей. Здесь учащиеся приобретают умение рассказывать по плану, составленному с учителем, о пережитом, виденном, слышанном, рассказывать о проделанной в классе и дома работе, о проведённых наблюдениях. Одновременно с этим от детей требуется умение записать составленный с учителем план рассказа и написать по готовому плану небольшой (из четырёх-шести предложений) рассказ с предварительной устной подготовкой.
В 3 классе дети учатся самостоятельно составлять план своего рассказа (устного и письменного) с предварительной подготовкой материала для рассказа, устно и письменно составляют рассказы по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям и воспоминаниям, по самостоятельному плану, составленному после разбора материала с учителем. Дети должны уметь составить устный и письменный рассказ с элементами описания при помощи учителя; устно описать предмет, данный в натуре или в изображении, по плану, составленному с учителем; рассказать о проделанной работе; составить письмо товарищу; передать рассказ учителя.
В 4 классе дети должны уметь уже самостоятельно составлять простой план рассказа; пользуясь планом, рассказывать устно и письменно по картинке, по личным наблюдениям и воспоминаниям; составлять устные и письменные рассказы с элементами описания, описывать предметы, проведённый в классе опыт, составлять несложные инструкции к какому-либо действию (как сварить суп, как посадить картофель и т. д.). От учащихся 4 класса требуется умение ясно выразить и доказать свою мысль, написать заметку в стенную газету, написать простую деловую бумагу: расписку, заявление, доверенность, объявление; уметь устно и письменно, подробно и сжато передать прочитанный учителем рассказ.
Так постепенно, от менее самостоятельных работ к более самостоятельным, идёт развитие у детей умения устно и письменно излагать свои мысли.
В букварный период дети читают односложные, двусложные и трёхсложные слова, слова со слогами прямыми, обратными, закрытыми, слова со стечением согласных в конце, в начале и в середине слова, предлоги слитно с последующим словом. К концу этого периода дети овладевают навыком правильно и плавно читать и понимать небольшие лёгкие тексты.
В тот же период дети приобретают умения отвечать на вопросы к прочитанному, находить в тексте по заданию учителя предложения на ту или иную тему, слова и выражения, объяснять их, заучивать стихотворения со слов учителя, а затем и по книге, передавать содержание прочитанного после разбора с учителем.
Одновременно дети приобретают умения отличать по обложке букварь от задачника, находить страницу по картинке, различать верх, середину и низ страницы, находить в букваре материал для письма.
В послебукварный период обучения первоначальные навыки сознательного, правильного, плавного и неторопливого чтения продолжают развиваться. Дети читают целыми словами тексты, доступные для понимания и состоящие из коротких и несложных по структуре предложений с простыми двусложными и трёхсложными словами (слоговым чтением дети пользуются только при разборе более трудных слов). Одновременно вырабатывается навык выразительного чтения прочитанного и разобранного с учителем текста: соблюдение интонации, точки, знаков вопросительного и восклицательного в соответствии с содержанием читаемого. Дело, однако, не сводится только к развитию навыка правильного чтения и сознательного восприятия текста: от учащихся требуется умение последовательно и правильно пересказывать текст после разбора его с учителем. В 1 классе дети должны уметь назвать действующих лиц рассказа и уметь прочитать рассказ по ролям после разбора с учителем. Если дети в предыдущий период заучивали стихотворение с голоса учителя, то теперь они заучивают его по книге после разбора с учителем.
Кроме того, продолжается развитие навыков пользоваться книгой: умение объяснить заглавие читаемого, назвать свои учебные книги по заглавиям на обложке и по автору, найти страницу по нумерации, выделить в тексте диалог (разговор) по внешнему виду, в учебнике найти упражнения, слова для справок, правила; прочитать и понять задания.
Уже в этот период начинает вырабатываться у детей навык самостоятельно читать лёгкие детские книжки и умение кратко передавать их содержание.
Во 2 классе в области чтения развиваются умения и навыки, заложенные в 1 классе. Вырабатывается навык сознательного, правильного, плавного, с соблюдением интонации, пауз и логического ударения, чтения небольших рассказов, стихотворений, басен (после разбора с учителем). Вместе с тем вырабатываются умения: а) читать про себя небольшие тексты с самостоятельным выполнением заданий учителя — ответить на вопросы по содержанию, найти слова и выражения, отражающие тот или иной момент рассказа, ту или иную мысль, назвать главных действующих лиц, придумать картинки, отражающие главные моменты рассказа и т. д.; б) разделить на части (под руководством учителя) маленький рассказ, самостоятельно озаглавить каждую часть; в) пересказать прочитанное в целом или выборочно.
Расширяются навыки детей в пользовании книгой. Ученик 2 класса должен уметь назвать автора, заглавие, передать содержание книги, прочитанной в порядке внеклассного чтения, пользоваться оглавлением в книге для чтения, в учебнике по русскому языку, найти главу рассказа по заданию учителя.
В 3 классе продолжается развитие сознательного, правильного, плавного, беглого чтения уже любого доступного текста. Дети должны уже самостоятельно читать тексты с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений в соответствии со смыслом читаемого. От ученика 3 класса требуется умение читать про себя с последующим пересказом после однократного чтения, выборочно пересказывать подробно или кратко прочитанное вслух или про себя.
В порядке подготовки к составлению плана у учащихся 3 класса вырабатывается умение находить в тексте наиболее значимые отрывки, в которых отражается основная мысль, самостоятельно делить на части небольшие рассказы и озаглавливать каждую часть.
От ученика 4 класса можно требовать беглого чтения незнакомого, но доступного текста, выразительного чтения с соблюдением необходимого темпа, пауз, интонации, передающих смысловые оттенки и эмоциональную окраску читаемого текста, В 4 классе дети уже в состоянии определить основную мысль прочитанного, самостоятельно составить план читаемых рассказов и статей, дать сжатый и подробный пересказ прочитанного, развить отдельные эпизоды, дополнить их, найти в прочитанном образные слова и отличить художественную речь от речи научно-популярных статей.
Навыки п и с ьм а и пр ав о пи с ания , так же как и другие навыки, развиваются постепенно. Учитель содействует их развитию систематическими упражнениями детей. При этом учитель всегда должен иметь в виду основную задачу: обучая письму и орфографии, развить у детей способность ясно и точно выражать свои мысли. Письменная речь так же, как и устная, служит целям общения. Чем правильнее и яснее пишет ученик, тем лучше владеет он этим средством общения.
В послебукварный период эти навыки письма получают дальнейшее своё развитие (дети в общем овладевают техникой письма). К концу года дети должны уметь писать заглавные буквы не только в именах, но и в фамилиях людей, и в кличках животных, уметь переносить слова по слогам, употреблять при письме точку.
Во 2 классе навыки письма совершенствуются. Дети учатся списывать целыми словами и короткими предложениями, писать под диктовку предложения из четырёх-пяти слов, писать по памяти отдельные фразы.
В обучении правописанию во 2 классе большое место занимают безударные гласные в корнях двусложных и трёхсложных слов без приставок и с простейшими приставками, а также правописание глухих и звонких согласных в конце и середине слова. В этом классе дети впервые знакомятся с раздельным написанием предлогов и слитным правописанием приставок (в простейших случаях), знакомятся с разделительными ъ и ь, на протяжении всего года усваивают правописание некоторых слов (по списку) с непроверяемыми безударными гласными, а также слов с удвоенными согласными, с непроизносимыми согласными, научаются употреблять запятую перед а и перед но.
В 3 классе учащиеся приобретают навык списывать текст целыми сочетаниями слов, писать под диктовку предложения в пять-шесть слов после однократного чтения, писать по памяти коротенькие отрывки из двух-трёх предложений, а также выученные наизусть небольшие стихотворения.
В этом классе продолжается работа над правописанием безударных гласных в корнях слов, а также усваивается правописание безударных гласных в приставках и суффиксах (по списку). Продолжается развитие навыка правописания звонких и глухих согласных и проходится правописание их в приставках. Кроме того, в 3 классе детьми изучаются следующие орфографические темы: правописание соединительных гласных о и е в сложных словах, слитное написание приставок и раздельное написание предлогов, частица не перед глаголами, заглавная буква в именах собственных. Центральной темой орфографии в 3 классе является правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе (правописание падежных окончаний существительных на ии, ия, ие изучается в 4 классе). В 3 же классе усваивается правописание имён существительных женского рода на ь (дверь, мышь). В связи с прохождением имён прилагательных усваивается правописание падежных и родовых окончаний прилагательных. В связи с прохождением существительных и прилагательных усваивается правописание некоторых суффиксов.
В 3 классе, кроме того, даются навыки правописания глаголов, причём для обучения не берутся возвратные глаголы (с частицей -ся): -шъ, -т, -ть.
В 4 классе по орфографии проходятся следующие новые темы: приставки без, воз, низ, раз, количественные числительные, падежные окончания личных, вопросительных и указательных местоимений, предлоги перед местоимениями, личные окончания глаголов без -ся и с -ся, 1-е и 2-е спряжения (по 3-му лицу и по списку), неопределённая форма глагола в отличие от 3-го лица глаголов, повелительная форма глагола без -ся и с -ся, частица не с глаголами, наречия на о с безударными окончаниями и некоторые другие наречия (по списку).
В связи с прохождением синтаксиса в старших классах начальной школы дети усваивают постановку запятой и двоеточия в простейших случаях.
Расчленяя содержание обучения по русскому языку в начальной школе на разделы, не следует, однако, отрывать эти разделы друг от друга. В практической работе учителя на протяжении всего курса начального обучения русскому языку развитие речи, письмо, грамматика и чтение должны тесно переплетаться между собой.
Не следует забывать, что различные стороны языка находятся в органической связи между собой. Орфография отражает фонетический, морфологический и синтаксический строй нашего языка, и её нельзя усвоить без работы над связной речью, над изложением, сочинением.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова