Организация и проведение урока географии в начальных классах

organizacziya i provedenie uroka geografii v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Большинство уроков географии проводится в классной обстановке. Но часть географического материала сообщается детям во время экскурсий. Предметом экскурсионного изучения в 4 классе являются природа, жизнь населения и социалистическое строительство той зоны, в которой находится школа.

Урок географии, протекающий в классе, обычно состоит из следующих частей.

Перед началом урока учитель наиболее рациональным образом размещает на передней и правой стене классной комнаты географические карты и картины (доска должна оставаться свободной для записей и схематических зарисовок). После того как дети войдут в класс, учитель сообщает, что они должны иметь на парте для очередной работы (например, учебник, географический атлас, географическую тетрадь, масштабную линейку, остро отточенный карандаш).

Далее учитель, обходя ряды парт, проверяет ученические домашние работы, выполненные по его заданию в географических тетрадях: схематические зарисовки, диаграммы, картографические наброски, раскрашенные цветными карандашами и сопровождаемые краткими пояснениями. Конечно, этот беглый и порой выборочный просмотр не исключает того, что учитель время от времени собирает все географические тетради (или заполненные дома контурные карты) для более тщательной проверки, связанной с выставлением отметок.

Во время устного учёта знаний по географии нужно требовать связного изложения пройденного материала. Для иллюстрации отдельных деталей своего рассказа отвечающий должен пользоваться стенной картой, стенной картиной, схематическими зарисовками на классной доске и т. п.

Каждый урок географии неизбежно опирается на ранее пройденное.

Предположим, что тема очередного урока — «Низменности и возвышенности СССР». Однако понимают ли дети точный смысл таких слов, как низменность и возвышенность? С этими понятиями дети знакомились в 3 классе, но с тех пор не было повода к применению этих понятий на практике. Поэтому учитель чертит на классной доске схему, изображающую уровень моря, прибрежную равнину и расположенную вдали от моря горную страну. Затем он проводит пунктирную линию, показывающую высоту в 200 м над уровнем моря. Равнина оказалась расчленённой на две части. Назвав эти части, учитель спрашивает:

— Чем низменность и возвышенность похожи друг на друга? (И то и другое — равнина.)

— Чем низменность и возвышенность отличаются друг от друга? (Высотой над уровнем моря.)

— Как обозначаются на карте низменности?

— Как обозначаются на карте возвышенности?

При объяснении нового материала нужно использовать все три средства передачи географических знаний: словесное описание, картину, карту. Одно из этих средств бывает обычно ведущим, а другие два подсобными. Так, на уроке, посвящённом низменностям и возвышенностям СССР, ведущей будет работа с картой, а рассказ учителя с краткой характеристикой важнейших низменностей и возвышенностей, а также показ соответствующих стенных картин или диапозитивов сыграют роль дополнения к сведениям, почерпнутым при изучении карты.

После изложения нового материла учитель проводит краткую беседу с детьми для того, чтобы убедиться, насколько они усвоили его объяснения. При этом дети воспроизводят рассказ учителя по вопросам, используя карту и те наглядные пособия, которые он демонстрировал.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment