Проводя с классом те или иные измерительные работы, учитель должен уметь оценивать результаты, которые получают ученики. Приведем некоторые нормы оценок результатов измерений, выполняемых детьми.
При измерении отрезков длиной до 10 см результаты, получаемые учениками, должны совпадать с контрольными результатами. Контрольным считается результат, полученный учителем при измерении выверенной линейкой.
При измерении отрезков от 10 до 25 — 30 см допустима погрешность в ± 1 мм.
При измерении на местности рулеткой величина допустимой погрешности составляет 0,2 — 0,4% измеренного расстояния. Практически это означает, что при каждом откладывании десятиметровой ленты в зависимости от характера местности, состояния погоды и других причин погрешность не должна превосходить 2—4 см. Обнаружить погрешность и, значит, установить величину ее можно путем двукратного, а лучше трех и даже четырехкратного измерения одного и того же расстояния. Результат измерения только тогда может считаться верным, когда он отличается от результата повторного измерения не более чем на величину допустимой погрешности.
При глазомерной оценке расстояний результат можно считать удовлетворительным, если ученик ошибается не более чем на 0,3 измеренного отрезка. Причем для I и II классов эта норма может быть несколько увеличена. Здесь удовлетворительным следует считать результат, который отличается от точного значения не более чем на 50%.
При глазомерной оценке площадей результат можно считать удовлетворительным, если ученик ошибается также не более чем на 50%, а при измерении объема и веса — не более чем в два раза. Например, если при глазомерной оценке объема коробки в 12 куб. дм учащийся получает 20 куб. дм, то погрешность в 8 куб. дм в данном случае считается допустимой.
Чтобы избежать больших ошибок (даже в пределах допустимых норм), следует для упражнений в измерениях «на глаз» и «на руку» выбирать такие предметы, которые удобно мысленно сравнивать с известными единицами измерения или объектами, соответствующие числовые характеристики которых известны. Особенно это относится к оценкам объема и веса.
Например, для упражнений в измерениях «на глаз» целесообразно брать тела объемом примерно от 1/4 куб. дм до 3 — 5 куб. дм и от 1/4 куб. м до 3 — 5 куб. м