Оценка навыков устного счёта учащихся в начальных классах

При проверке навыков устного счёта, письменных вычислений, решения задач проверяется также и знание теории: определений, правил, таблиц мер, таблиц арифметических действий.

Устный опрос проводится в пределах заданного урока, а также в пределах ранее пройденного материала по одному или нескольким разделам программы.

Вопросы и задания следует давать всему классу, но отвечает на них учащийся, намеченный для проверки.

Ответ учащегося должен быть точным, достаточно полным и там, где это требуется, излагаться в форме связной речи, а также подкрепляться примерами.

При устных вычислениях от учащегося требуется: а) твёрдое знание таблиц арифметических действий; б) умение применять основные приёмы вычислений и объяснять выполнение действий; в) достаточная быстрота в вычислениях.

Грубой ошибкой в устных вычислениях считается неправильный ответ, который связан с незнанием таблиц арифметических действий, с незнанием единичных отношений мер, с незнанием основных приёмов устных вычислений. К менее грубым ошибкам следует отнести нерациональный приём вычислений, затруднения в объяснении выполняемого действия.

Для проверки учащегося по устному счёту в 1 и 2 классах даются 3 — 4 примера в одно действие, а в 3 и 4 классах 5 — 6 примеров в одно действие. Величина чисел и выбор действий определяются программой.

Оценка 5 ставится, если учащийся произвёл вычисления правильно, достаточно быстро и сумел самостоятельно объяснить процесс выполнения действий

Оценка 4 ставится, если учащийся умеет самостоятельно выполнить и объяснить действие, но при решении допустил не более 1 — 2 негрубых ошибок.

Оценка 3 ставится, если учащийся при решении допустил 1 — 3 ошибки, но не более 1 грубой ошибки.

Оценка 2 ставится, если учащийся при решении допустил 2 — 4 ошибки, но не более 2 грубых ошибок.

Оценка 1 ставится, если учащийся при вычислениях допустил более 2 грубых ошибок.

При вычислениях на классной доске от учащегося требуется: а) твёрдое знание таблиц арифметических действий, правил производства арифметических действий и преобразований; б) умение объяснить выполнение действия; в) умение пользоваться рациональными приёмами письменных вычислений.

При проверке знаний и навыков в вычислениях у доски учащемуся даётся, как правило, один пример, трудность которого определяется программой и задачником.

Оценка 5 ставится, если учащийся правильно решил пример, обнаружил умение пользоваться рациональными приёмами вычислений; в форме связной речи объяснил, как выполнено решение, обнаружил твёрдые знания, связанные с решением примера (например, знание нумерации, единичных соотношений мер и т. п.).

Оценка 4 ставится, если учащийся при решении примера и в объяснении допустил 1 — 2 ошибки, из них не более одной грубой.

Оценка 3 ставится, если учащийся при решении примера и в объяснении допустил 1 — 3 ошибки, но не более 1 грубой ошибки.

Оценка 2 ставится, если учащийся при решении примера и в объяснении допустил 2 — 4 ошибки, но не более 2 грубых ошибок.

Оценка 1 ставится, если учащийся допустил более 2 грубых ошибок.

Для оценки знаний учащегося в области решения задач даются 1 — 2 устные задачи или 1 письменная, которая решается на классной доске. Задачи даются в соответствии с программой и с задачником.

Оценка 5 ставится, если учащийся правильно решил и объяснил решение задачи, а также обнаружил умение пользоваться рациональными приёмами решения задачи: применил при её решении наименьшее количество действий, все вычисления расположил рационально и выполнил с соблюдением принятых форм записи действий, изложил решение в форме связного рассказа.

Оценка 4 ставится, если учащийся правильно решил задачу, но при её решении и объяснении допустил 1 — 2 негрубых ошибки (неточную формулировку вопроса, пропуск наименования).

Оценка 3 ставится, если при решении и в объяснении задачи учащийся допустил 1 — 3 ошибки, причём не более одной грубой ошибки (при правильном ходе решения допущена ошибка в вычислениях или при правильном выполнении действий неправильно поставлен вопрос).

Оценка 2 ставится, если учащийся при решении и в объяснении задачи допустил 2 — 4 ошибки, причём не более 2 грубых ошибок.

Оценка 1 ставится, если учащийся при решении и объяснении задач допустил более 2 грубых ошибок.

Письменные работы, состоящие только из примеров, оцениваются следующим образом:

Оценка 5 ставится, если все примеры решены правильно; в вычислениях применены наиболее рациональные приёмы; записи решения примеров выполнены аккуратно и расположены последовательно; сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется.

Оценка 4 ставится, если в работе допущены 1 — 2 ошибки, но не более одной грубой ошибки.

Оценка 3 ставится, если в работе допущены 2 — 4 ошибки, но не более двух грубых ошибок.

Оценка 2 ставится, если при решении примеров допущены 3 — 6 ошибок, но не более трёх грубых ошибок.

Оценка 1 ставится, если в работе допущено свыше трёх грубых ошибок.

В письменных работах, состоящих только из задач, оценка 5 ставится, если задача решена правильно: правильно составлен план решения задачи, правильно выбраны действия, точно сформулированы все вопросы к ним, правильно поставлены наименования, все вычисления выполнены верно с применением наиболее рациональных приёмов, записи выполнены аккуратно, расположены последовательно.

В случае, если ученик даёт свой оригинальный, вполне рациональный приём решения задачи, оценка 5 может быть поставлена и при наличии в работе одного-двух несущественных недочётов.

Оценка 4 ставится, если правильно составлен план решения задачи, правильно выбраны все действия, но при решении допущены 1 — 2 ошибки, из них не более одной грубой.

Оценка 3 ставится, если при правильном ходе решения задачи допущены 2 — 4 ошибки, но не более двух грубых ошибок.

Оценка 2 ставится, если ход решения задачи неправилен.

Оценка 1 ставится, если ученик не приступил к работе или свёл решение к случайному комбинированию чисел.

В тех случаях, когда письменная работа состоит из примеров и задач, можно ставить одну общую оценку и две оценки отдельно за обе части работы (в случае резкой разницы в качестве выполнения каждой части работы).

При этом: а) если обе части работы выполнены одинаково (например, обе — отлично, хорошо и т. д.), эта оценка и должна быть общей для всей работы в целом.

Если оценка обеих частей разнится на одну ступень, например, даны оценки 5 и 4 или 4 и 3 и т. п., то за работу в целом ставится низшая из двух данных оценок.

Низшая из двух данных оценок ставится и в том случае, когда часть работы оценена 5, а другая 3, но учитель может оценить такую работу и оценкой 4, если оценка 5 поставлена за основную часть работы.

Если одна из частей работы оценена 5 или 4, а другая 2 или 1, то за всю работу учитель может поставить оценку 3, если высшая из двух данных оценок поставлена за основную часть работы.

Приведённые нормы оценок являются примерными. При оценке конкретной работы необходимо принимать во внимание степень её сложности и предшествующую работу детей.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment