В букварях и книгах для чтения помещено много статей, в которых описываются разнообразные предметы и явления природы, — растения, животные, времена года и т. д.
Для того чтобы сознательно усвоить содержание этих статей, дети прежде всего должны понимать значение тех слов, которые встречаются в этих статьях. Каждое слово должно вызывать в сознании детей соответствующие образы (представления) предметов и явлений, которые описываются в статье. Так, например, если дети читают, что в лесу растут берёзы, дубы, осины, сосны и ели, то они должны ясно представлять себе эти деревья. Если в сознании детей отсутствуют эти представления, то чтение превращается в механическое складывание слов из букв и слогов. Такое механическое чтение не обогащает детей познаниями и не вызывает у них интереса к тому предмету, о котором они читают. Вот почему, прежде чем приступить к чтению любой природоведческой статьи, учитель должен проверить, имеются ли в сознании детей конкретные представления о предметах и явлениях, о которых говорится в статье. Если эти представления отсутствуют, то их надо образовать. С этой целью пер ед чтением статьи с детьми проводится беседа. Но одних словесных рассуждений обычно бывает недостаточно, чтобы образовать отчётливое представление о незнакомом предмете. Надо не только рассказать о предмете, но и показать его, а если можно, то и дать детям его потрогать, подержать в руках, понюхать, попробовать на вкус и т. д. Чем больше органов чувств участвует в восприятии предмета, тем более полным и отчётливым будет у детей представление о нём .
Беседа, которая проводится на основе ознакомления детей с тем или иным предметом, называется «предметной беседой». Иногда она занимает небольшую часть урока, в других случаях на изучение предметов отводится целый урок. Уроки, посвящённые ознакомлению детей с предметами, называются «предметными уроками». Рассмотрим важнейшие методические правила и приёмы проведения предметных бесед и предметных уроков. Если изучаемый предмет достаточно велик по размеру и может быть хорошо рассмотрен детьми издали, то учитель ограничивается простой его демонстрацией (например, кочан капусты, куст картофеля, чучело цапли и т. п.). Для этого предмет помещается на табурете или ящике, поставленном на столе учителя, или же укрепляется на классной доске. Если же предметы невелики (например, ветки, листья, плоды, семена, жуки, гусеницы и т. д.), то они раздаются на парты.
1. Клён. 2. Дуб. 3. Рябина. 4. Берёза. 5. Ясень. 6. Липа. 7. Осина. 8. Тополь. 1
цвета предмет, из чего он сделан, какой величины по сравнению с другими
1. Липа. 2. Берёза. 3. Клён. 4. Дуб. 5. Тополь. 6. Осина. 7. Рябина.
известными предметами, какова его форма, какие части в нём можно различать, сколько ног, сколько крыльев, чем покрыто тело и т. д. Отвечая на эти вопросы, дети выражают словами характерные особенности предметов. Если в словаре детей недостаёт соответствующих слов (например, они не знают названий некоторых цветов, форм и т. д.), учитель сообщает их детям, записывая более трудные названия на доске. При этом каждое сообщаемое слово соединяется в сознании детей с представлением: слово и представление образуют одно неразрывное целое. И когда впоследствии дети услышат это слово, оно тотчас вызовет в их сознании образ соответствующего предмета или его свойств.
Образованию отчётливого представления о предмете помогает срав – нение данного предмета с другим.
Многие дети плохо отличают сосну от ели. Для того чтобы довести до сознания детей отличительные признаки этих деревьев, учитель раздаёт на парты ветки сосны и ели с шишками и предлагает сравнить их между собой: какой величины иглы у сосны и у ели, как они расположены на ветке, одинаков ли запах хвои у сосны и ели, какой величины и какой формы шишки, какова окраска коры и т. д.
Особенно необходимо прибегать к сравнению в тех случаях, когда надо научить детей различать предметы, похожие друг на друга (например, рожь, пшеницу, ячмень; галку, ворону, грача, сороку и т. д.).
Цветы яблони
Плод яблони.
Подметить и запомнить характерные особенности внешнего вида предмета помогает зарисовка. Поэтому на предметных уроках следует широко использовать этот приём. В 1 классе, пока дети ещё не умеют рисовать с натуры, им надо предлагать обвести контур предмета (например, контур листа клёна, дуба, липы и т. д.) и раскрасить его. В дальнейшем дети должны научиться рисовать предметы с натуры.
Закреплению в сознании детей представлений о предметах помогает приготовление различных коллекций и гербариев (коллекция листьев деревьев и кустарников, коллекция плодов и семян, гербарий раноцветущих весенних растений, коллекция бабочек, жуков и т. п.). Первоначальные навыки изготовления коллекций и гербариев дети должны усвоить на предметных уроках. Впоследствии дети могут выполнять эту работу самостоятельно в порядке домашних заданий.
Кузнечик
Знания, полученные детьми на предметных беседах и уроках, послужат основой для последующего чтения природоведческих статей. Читая описание предмета, данное в статье, дети смогут хорошо представить себе этот предмет и сравнить то, что сказано о нём в книге, с тем, что они сами видели. Если почему-либо нельзя показать предмет в натуре, учитель прибегает к помощи наглядных пос обий — картин, таблиц, диапозитивов и т. д. Рассмотрим важнейшие методические приёмы демонстрации наглядных пособий.
Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы демонстрируемое пособие было хорошо видно всем детям. Для этого крупные картины вывешиваются на классной доске. Мелкие картинки, открытки, книжные рисунки должны быть даны на каждую парту.
Как и при изучении натуральных предметов, учитель должен умело руководить рассмотрением пособия, помогая детям подметить и запечатлеть в памяти характерные особенности изучаемого предмета. Это руководство осуществляется путём постановки перед детьми последовательного ряда вопросов.
После этого читают и разбирают статью о скворце и сравнивают описание его в книге с изображением скворца на картине или рисунке.
Чтению некоторых статей должны предшествовать длительные наблюд ения в уголке природы. Так, например, прежде чем читать статью «Сад на окошке», надо провести наблюдение за распусканием почек на ветках тополя и других деревьев и кустарников. Ветки лучше брать большие — сантиметров 70 — 80 длиной. На ветке или бутылке прикрепляется этикетка с указанием названия растения, фамилии наблюдающего ученика и даты постановки ветки в воду. В тетради каждый зарисовывает свою ветку, обращая главное внимание на состояние почек. Записывают в тетради дату начала наблюдений. Учитель инструктирует детей о дальнейших наблюдениях: надо проследить, как будут распускаться почки и что из них появится. В тетрадях дети должны отметить, когда почки набухли, когда появился кончик зелёного листа, когда развернулся первый листок, когда появились на нижнем конце ветки корешки, когда растение зацвело. Все эти явления дети должны зарисовать в тетрадях или альбомах.
Для того чтобы возбудить у детей интерес к наблюдениям, можно поставить в самом начале работы ряд вопросов, например: У какого дерева или кустарника скорее распустятся почки? Что вырастет из почки? Какие почки распустятся скорее — крупные или мелкие, расположенные в верхней части ветки или в нижней? У каких веток вырастут корни, у каких нет?
Следует рекомендовать учащимся проводить наблюдения за ветками и дома (если позволяют условия). Когда ветки распустятся, нужно подвести итоги наблюдений. По зарисовкам восстановить в памяти: Какой вид имела ветка, когда её поставили в воду? Что стало с почками? Что из них выросло? Какие условия были созданы для веток, чтобы на них распустились почки? и т. д. Ветки, давшие корни, желательно высадить в грунт и понаблюдать за дальнейшим развитием растения.
Одновременно с наблюдениями над ветками надо организовать наблюдения над прорастанием семян и над луковицей. Эти наблюдения настолько интересны для детей, что их можно проводить повторно во 2 и 3 классах, несколько лишь усложняя программу наблюдений. В этих классах можно, например, поставить опыты, выясняющие, как будут развиваться растения в темноте и на свету, в тепле и в холоде, с удобрением и без него. Для проращивания можно взять любые семена, но лучше выбрать такие, которые быстро прорастают (например, горох, фасоль, овёс, подсолнух и т. п.). Прежде всего учитель предлагает детям рассмотреть внешний вид семян
и научиться их различать. Далее перед детьми ставится задача: прорастить данные им семена.
Проращивать семена можно самыми различными способами: в мокрой тряпочке в тарелке (рис. 1), в опилках, на войлоке, на кирпиче, на промака- тельной бумаге (рис. 2 и 3) и т. п.
Дети должны проследить и отметить следующие явления: набухание семян, появление корешка, стебелька с листочками, дальнейший рост и развитие растения. Все эти явления должны быть отражены в рисунках и самодельных препаратах, приготовленных детьми из засушенных растений.
Дети должны научиться безошибочно показывать и называть основные части у выращенных растений.
Когда растение приостановит свой рост, надо провести специальный урок для подведения итогов наблюдений. На этом уроке дети, пользуясь
рисунками, препаратами и живыми растениями, должны рассказать о наблюдениях, примерно по такому плану:
1) когда посеяны семена, сколько дней растению;
2) как был устроен прибор для проращивания семян;
3) сколько семян посеяно; все ли семена проросли, сколько не проросло;
4) как происходило прорастание (ученик должен отметить в последовательном порядке набухание семян, появление корешка, стебелька с листочками);
5) куда девалось потом посеянное семя (осталось в земле или вылезло из земли наружу);
6) наблюдения за скоростью роста корня и стебля;
7) основные части выросшего растения (показать и назвать их).
Длительные наблюдения необходимо предпослать также чтению статей о развитии лягушки, бабочки и т. д.
Кроме наблюдений в классе и дома, должны проводиться также наблюдений в природе. Особенно большое внимание следует уделить наблюдениям над сезонными явлениями. Эти наблюдения послужат основой для сознательного чтения рассказов, стихотворений, загадок и пословиц о временах года. Результаты наблюдений оформляются в общеклассных кал е н – дарях погоды и прир оды и в индивидуальных альбомах.
В календаре погоды отмечаются условными значками облачность, осадки, ветер, тепло или мороз (см. стр. 618).
Отметки делают дежурные один раз в день в определённый час.
В календаре природы отмечаются все явления и события, которые заметят дети, например, первые проталины, прилёт грачей, жаворонков, скворцов и других птиц, вылет бабочек крапивниц, лимонниц, прекращение санного пути, ледоход, половодье, появление первых весенних цветов, распускание почек на деревьях, появление майских жуков и т. д.
Отметку в классном календаре природы делает тот ученик, который первый заметил данное явление и сообщил о нём учителю. Такой порядок служит хорошим стимулом для развития интереса и наблюдательности учащихся: каждый будет стремиться заметить побольше нового, чтобы сделать больше отметок в календаре.
При оформлении календаря следует широко использовать рисунки и разнообразный природный материал (листья, ветки, цветы, насекомых), прикрепляя его на листе вокруг таблички с отметками о состоянии погоды.
Во 2 классе отметки в календаре будут делаться не только в виде рисунков, условных обозначений, помещения натуральных объектов, но и в виде кратких записей. Умение писать даёт детям возможность обогатить содержание календаря.
Календари за каждый месяц следует беречь для того, чтобы можно было сравнивать один месяц с другим, весну с зимой и осенью. Это поможет детям усвоить признаки каждого сезона, последовательность времён года, в какие месяцы бывает весна, лето, осень, зима, и выяснить основную причину сезонных изменений (потепление весной — летом, похолодание осенью — зимой).
Если сохранились прошлогодние календари, можно сделать интересные сопоставления о сроках наступления одних и тех же явлений в настоящем и прошлом году.
Особенно большой интерес вызывает у детей приход весны. Каждый день приносит что-нибудь новое. Надо ежедневно заслушивать сообщения детей о новостях весны.
Рядом с календарём природы можно устроить небольшую полочку, на которую дети будут помещать натуральные предметы природы, характеризующие приход весны: ветки деревьев и кустарников с набухшими почками или распустившимися листьями и цветами (в бутылках с водой),
первые весенние раноцветущие растения (в цветочных горшках), зелёный лук, выращенный в уголке природы, первую бабочку, жука (в стеклянной банке), ящерицу, лягушку (в террариуме, банке), лягушечью икру (в банке, стакане) и т. д.
Под каждым объектом вывешивается этикетка с указанием даты, имени и фамилии ученика, который первый заметил данное явление.
Кроме общеклассного календаря, в один из весенних месяцев (март или апрель) вводятся индивидуальные «альбомы весны», в которых дети делают зарисовки и краткие записи, наклеивают засушенные растения и т. п. Лучше всего для этой цели использовать альбомы для рисования или специально сшитые тетради из плотной (альбомной) бумаги. В крайнем случае
можно обойтись и обыкновенными ученическими тетрадями. Зарисовки и записи делаются не ежедневно, а по мере появления интересных явлений, привлёкших внимание детей. Время от времени (раз в неделю) учитель организует общий просмотр индивидуальных альбомов, показывая в них детям наиболее удачные, красиво оформленные странички.
Интересные наблюдения над культурными растениями и сорняками, над полезными и вредными животными огорода и сада дети, могут провести на пришкольном сельскохозяйственном участке (см. дальше статью «Элементы сельскохозяйственного обучения в начальных классах»).
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова