Объяснение и упражнение как методы начального обучения математике.

obyasnenie i uprazhnenie kak metody nachalnogo obucheniya matematike Методы обучения

Ознакомление учеников с новым материалом начинается, как правило с объяснения учителем этого материала. В процессе объяснения, в начале его, учитель готовит учеников к активному и сознательному восприятию новых понятий, операций и свойств, стремясь установить внутренние связи вновь приобретаемых знаний с уже имеющимися, включить новый материал в систему уже накопленных учениками сведений, связать учебные знания с жизнью и жизненным опытом детей. С этой целью он стремится восстановить в памяти учеников ранее усвоенные знания, имеющие непосредственную связь с новыми, активизирует жизненный опыт детей с тем, чтобы они видели в новом учебном материале то, с чем встречались в жизни и, наоборот, в своем жизненном опыте находили опору для овладения новыми знаниями; ставит перед учениками усвоение нового учебного материала как некоторую познавательную учебную задачу, как проблему, которую надо решить.

При объяснении учитель, привлекая учеников, расчленяет сложное целое на составные элементы, устанавливает связи и зависимости между ними, выделяет существенные и несущественные признаки и основные свойства изучаемого, показывает приемы решения задач, способы вычислений.

За объяснением следует этап упражнений и тренировки, когда углубляется и уточняется понимание нового учебного материала, формируются умения и навыки — вычислительные, измерительно-графические и др.

Объяснение как метод обучения представляет собой последовательное и строгое в логическом отношении изложение учителем темы, раздела., правила, операции, свойства арифметического действия и т. д. Соблюдение законов логики, обязательное при всех методах обучения, имеет особенно важное значение в процессе объяснения арифметических знаний. В арифметике объяснение (иногда его называют устным изложением) носит своеобразный, специфический характер. Оно ведется чаще всего в форме эвристической беседы, во время которой учитель, опираясь на имеющиеся у учеников знания и жизненный опыт и пользуясь строго продуманной системой вопросов, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний.

Во время эвристической беседы используются различные средства наглядности, с помощью которых конкретизируются количественные отношения, проводятся сравнения — кратное и разностное, изменяются (увеличиваются или уменьшаются) частные значения величин, соотносятся в количественном отношении одни явления с другими.

Использование демонстрационных наглядных пособий и простейших технических средств нередко сопровождается работой учеников с дидактическим материалом, который позволяет им наблюдать, сравнивать, производить действия над предметами и анализировать их с тем, чтобы на основе действий с предметами перейти к арифметическим операциям и действиям.

Существенной особенностью беседы на уроках арифметики является то, что во время беседы объектом наблюдения, анализа и действия часто служат арифметические записи — записи арифметических действий, преобразований, вычислительных приемов, формул, равенств, неравенств и др. Иногда эти записи служат содержанием объяснения (например, при объяснении способа выполнения того или иного действия), иногда — иллюстрацией того или иного свойства чисел и арифметических действий (например, переместительного и сочетательного закона сложения или умножения и др.).

Форма и содержание объяснения меняется в зависимости от того, что именно служит предметом объяснения — решение задачи или выполнение арифметического действия, изучение мер или знакомство со свойствами геометрической фигуры.

Объяснение и следующие за ним упражнения должны заканчиваться обобщениями и выводами. Ни одно математическое понятие не может считаться окончательно сформированным до тех пор, пока в нем не выделены его существенные признаки и не сделано обобщение. Обобщения имеют разную степень глубины и широты в зависимости от того, на какой ступени они делаются, но они должны быть и при решении задач, и при изучении арифметических действий, и при изучении геометрического материала.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment